Обследование ребенка специалистами ЦПМПК.
Перед обследованием ребенка родитель (законный представитель) заполняет заявление, о том, что он дает свое согласие на обследование своего ребенка, включая врача-психиатра, а так же согласие на обработку персональных данных.
Целью обследования является диагностика отклонений в развитии и трудностей в обучении а так же выработка рекомендаций по дальнейшему маршруту обучения.
Процедура обследования в ЦПМПК требует одновременного участия всех специалистов. Обследование проводится одним (двумя) ведущим специалистом, владеющим комплексными методиками обследования, в то время, как остальные специалисты являются наблюдателями и находятся за стеклом Гезелла. Каждый специалист имеет право на собственное дообследование ребенка. Такой вариант обследования позволяет экономить время и не перегружать психику ребенка, следовательно, повышать качество обследования.
Процедура и продолжительность обследования определяется возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка. При необходимости более детального обследования ребенка отдельным (ми) специалистом (ми), родителям (законным представителям) рекомендуют приехать с ребенком повторно.
На первом этапе обследования у родителей (законных представителей) выясняется первичный запрос, с которым они обращаются на ЦПМПК. Так же происходит сбор анамнестических данных, изучение медицинской документации. Описание неврологического и психического статуса ребенка.
Психолого-педагогическое обследование ребенка предполагает получение сведений об уровне интеллектуального развития, эмоционально-личностных, индивидуально-психологических особенностях, а также уровне усвоения образовательной программы, по которой обучается ребенок. При исследовании особенностей психического развития ребенка анализируются:
- особенности поведения ребенка во время обследования (специфика поведения, особенности и время адаптации к незнакомой ситуации обследования, контактность, критичность, адекватность, утомляемость, мотивация и т.д.);
- особенности деятельности (целенаправленность, сосредоточение, реакция на успех/ неудачу);
- запас общих сведений об окружающем;
- социально-бытовая ориентировка;
- особенности внимания (концентрация, устойчивость, распределяемость, переключение);
- особенности памяти (слуховой, зрительной, логической);
- особенности восприятия (цвет, форма, величина, пространственное восприятие);
- особенности мышления (последовательность, критичность суждений, установление причинно-следственных связей, анализ, синтез, аналогии, обобщения, классификации и тд.);
- особенности эмоций и воли;
- особенности личности (интересы, потребности, темперамент, уровень притязаний);
- знания по программному материалу;
- и тд. в зависимости от запроса на конкретного ребенка.
Логопедическое обследование выявляет нарушения различных компонентов речи, их характера, глубины и степени. В задачи логопедического обследования входят:
- диагностика уровня сформированности разных сторон речи;
- выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности дальнейшего обучения;
- установление общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы обучения и маршрута индивидуальной логопедической работы.
4.Окончательным этапом является написание заключений каждым специалистом, входящим в состав ЦПМПК и формулирование общего заключения комиссии и рекомендаций.
Следует учитывать, что все специалисты ЦПМПК, взаимно дополняя друг друга, используют коллегиальные формы работы и системный подход к анализу первичной информации и документации, собственных профессионально полученных сведений, сведений, полученных другими специалистами, а также соблюдают этические нормы.
Результаты обследования ребенка обсуждаются под руководством председателя ЦПМПК в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК. Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют. Каждый специалист докладывает свое заключение на ребенка, предлагает рекомендации, высказывает мнение о прогнозе развития ребенка. Представленные заключения согласовываются, составляется коллегиальное заключение ЦПМПК, систематизируются рекомендации.
Заключение ЦПМПК является основанием для направления органа управления в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей), для зачисления в специальные (коррекционные) ОУ или специальные (коррекционные) классы ОУ.
И.Н. Трушина