Карта обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей

  1. Состав семьи: мать, отец, бабушка, дедушка, только мать и отец, мать и отчим, мачеха и отец, одна мать или один отец, нет родителей.
  2. Количество детей в семье:
    • пять и более;
    • четыре;
    • трое;
    • двое;
    • один.
  3. Образ жизни и психологический климат семьи:

· здоровый образ жизни, атмосфера дружбы, взаимопонимания, эмоциональной близости;

· здоровый образ жизни, отношения ровные, но без эмоциональной близости;

· отношения в семье отчужденные напряженно-конфликтные;

· допускается жестокое обращение с детьми, другими членами семьи.

  1. Здоровье родителей:

· отец и мать практически здоровы;

· один из родителей отличается ослабленным здоровьем;

· отец и мать с ослабленным здоровьем;

· один из родителей инвалид либо пенсионер по возрасту;

· отец и мать инвалиды либо пенсионеры по возрасту.

  1. Образование родителей:

· оба (либо один) имеют высшее образование;

· оба (либо один) имеют незаконченное высшее образование среднее специальное образование;

· обо (либо один) имеют общее среднее образование;

· оба (либо один) имеют неполное среднее образование.

  1. Возраст детей, воспитывающихся в семье:

· наличие в семье детей ясельного возраста (до 3 лет);

· наличие в семье детей дошкольного возраста(3-6 лет);

· наличие детей школьного возраста.

  1. Посещение дошкольником детского сада:

· ребенок посещает государственный или частный сад;

· ребенок воспитывается дома неработающей матерью;

· ребенок воспитывается дома неработающей бабушкой

· ребенок воспитывается няней дома;

· ребенок чаще остается дома один.

  1. Место учебы, работы детей школьного возраста:
    • учеба в общеобразовательной школе, гимназии, лицее;
    • учеба в негосударственных школах, гимназиях;
    • учеба в среднем специальном заведении;
    • учеба и работа (указать, где): _______________________
  2. Наличие социальных отклонений у детей и подростков:

· уход из дома, бродяжничество;

· употребление наркотиков, токсических веществ;

· алкоголизация;

· правонарушения;

· другое _____________________________________________.

О.В. Ренева

Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба)

В настоящее время синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) считается одним из наиболее частых поведенческих расстройств у детей. Поведенческие трудности ребенка с СДВГ оказывают значительное и зачастую разрушительное влияние на его повседневное взаимодействие с людьми. Сложности эмоциональной регуляции отмечаются у детей с СДВГ в большинстве случаев. Гиперактивные дети чаще впадают в состояние крайней степени возбуждения, по сравнению со сверстниками, что является отражением их неспособности разделять мысль и эмоцию. Дети с СДВГ часто оказываются захваченными переживаниями настолько, что это приводит в недоумение окружающих. Эмоции оказывают исключительное влияние на их деятельность: переживания средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована.

Нарушения социального взаимодействия зачастую сопутствуют СДВГ, что приводит к социальной дезадаптации ребенка. Гиперактивные дети любят играть в деструктивные игры, но во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что стремятся находиться в коллективе. Окружение не принимает их, и они страдают из-за невозможности обрести самостоятельность, четко идентифицировать себя во взаимоотношениях со сверстниками. У детей с СДВГ сложно складываются отношения и с взрослыми. Социальное окружение требует от гиперактивного ребенка более предсказуемого, стабильного и эффективного подхода к жизни, чем тот, который он может демонстрировать. Неспособность регулировать поведение адекватно ситуации и соответствовать предъявляемым ожиданиям приводит к непредсказуемому, взрывному поведению. В результате, одни дети все чаще впадают в дурное настроение и депрессию, другие, соответственно своему темпераменту, реагируют агрессивно, провоцируют конфликты, а иногда к их поведению примешиваются элементы клоунады.

Итак, актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Синдром дефицита внимания можно встретить: у детей с невротическими состояниями (тревожность, страхи); у длительно часто болеющих детей; при задержках психического развития; моторной алалии; раннем детском аутизме и др.

Синдром дефицита внимания довольно часто сопутствует синдрому гиперактивности. Его основное проявление - неспособность длительное время оставаться в состоянии неподвижности. Таким образом, СДВГ проявляется: - двигательной гиперактивностью, - импульсивностью поведения, - трудностями концентрации и поддержания внимания, - нарушениями обучения и памяти, - проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

Данные современных исследований указывают на то, что СДВГ не является результатом неправильного воспитания и/или нарушенных отношений между родителем и ребенком. Тем не менее, особенности родительского воспитания, а также качество отношений между родителем и ребенком оказывают значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, его социальную адаптацию (стрессы, ссоры, конфликты, или наоборот, гиперопека и назойливая забота родителей).

В то же время, необходимо отметить, что воспитание ребенка с СДВГ предъявляет особые требования к родителям, что приводит к: - развитию родительского стресса, - переутомлению, - чувству бессилия, - и, в некоторых случаях, агрессии по отношению к ребенку.

Поэтому нам представляется необходимой психолого-педагогическая поддержка родителей детей с СДВГ, направленная на нормализацию эмоционального состояния родителя и развитие навыков эффективного родительского поведения.

Наши рекомендации