Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из ДОУ в начальную школу
Начальный период обучения в 1-м классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшие благополучное развитие, обучение и воспитание.
Всем известно, что, к сожалению, наблюдается рост числа детей с нарушениями психологического и психосоматического здоровья. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из детского сада в начальную школу. Не менее важным является процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению, индивидуально подходить к каждому из них, корректировать педагогический процесс относительно класса и отдельных ребят.
Одним из направлений деятельности Центра стало создание системы работы по адаптации дошкольников к условиям школьной жизни и профилактике дезадаптации учащихся.
Поскольку этот вопрос затрагивает интересы всех участников образовательного процесса - администрации ОУ, родителей будущих первоклассников, воспитателей детского сада, учителей начальных классов, педагогов-психологов, социальных педагогов, то при отделе образования создан Координационный совет. Цель его работы: создание условий для организации прочных долговременных связей между педагогами разных ступеней образования и координация работы по различным направлениям преемственности.
Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из ДОУ в начальную школу предполагает несколько этапов работы.
Одним из основных этапов является диагностика школьной зрелости.
Учеба, как самостоятельный вид деятельности, требует систематического напряжения, упорства, достаточной силы воли, предполагает определенный уровень психического развития. Поэтому возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в школу ребенок учиться без затруднений? Ребенок, не достигший необходимого уровня развития, сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия. Проблема готовности становится все более значимой.
С этой целью, специалистами Центра скомплектован пакет диагностических материалов для определения уровня готовности к школьному обучению и разработана «карта преемственности», в которой отражаются основные физические и психологические параметры развития ребенка.
Ежегодно на базе Центра проходит обучающий семинар-практикум для воспитателей подготовительных групп по методике проведения диагностики готовности детей к школе и заполнению «карт преемственности» на каждого выпускника ДОУ. Данные диагностики обрабатываются специалистами Центра и дается заключение. Дети, которые не готовы к школе и не посещавшие ДОУ направляются с согласия родителей (законных представителей) на более углубленное обследование на ТПМПК, в ходе которого даются рекомендации по консультированию с узкими специалистами (психоневрологом, логопедом, дефектологом) до начала регулярного обучения и предложения о целесообразности обучения ребенка по той или иной коррекционной программе или временной отсрочки поступления в школу.
Затем, «карты преемственности» передаются учителям начальных классов. Совместно со специалистами Центра, за круглым столом, проводится качественный анализ результатов, даются рекомендации.
Детям со специальными образовательными потребностями специалистами Центра инициируется и оказывается содействие в организации условий развития, обучения и воспитания, целью которого является предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях, коррекция устной и письменной речи, минимизация возможностей возникновения стрессов, развитие эмоциональной сферы и т.д.
В рамках данного направления работы, в начале учебного года на родительских собраниях подготовительных групп ДОУ города и района выступает педагог-психолог Центра, по вопросам готовности детей к школьному обучению.
Следующим этапом является организация на базе общеобразовательных учреждений «Школы будущих первоклассников». В нашем районе имеется положительный опыт организации таких школ. «Школа будущего первоклассника» задумана с тем, чтобы помочь детям, их семьям и ОУ лучше узнать друг друга, а значит сделать первые недели пребывания ребенка в школе более комфортными, сократить до минимума адаптационный период.
Это попытка преодолеть все еще существующий барьер между дошкольным и начальным образованием, и подготовить дошкольников к обучению именно в той школе, куда отдадут его учиться родители. Особенно актуальна школа будущего первоклассника для детей, которые не посещали ДОУ, школа оказывается для них первым образовательным институтом, с которым они сталкиваются в своей жизни. Многие из детей, получивших семейное воспитание, оказываются неготовыми к реальным условиям и требованиям школьного обучения.
Учебная программа занятий школы будущих первоклассников основана на формах, методах, видах деятельности детей, которые применяются в ДОУ. В то же время школа будущего первоклассника формирует у них более точное представление о школе и роли ученика в ней.
Важным этапом в создании условий для успешной адаптации является изучение социально-психологической адаптации детей.
Адаптация – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Основными показателями благоприятной адаптации являются: формирование адекватного поведения, установление контакта с учащимися, учителями, овладение навыками учебной деятельности.
Традиционно, в октябре, специалистами Центра совместно с педагогами-психологами ОУ проводится диагностика, с целью изучения процесса адаптации первоклассников. Исследования показывают, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель). Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, без видимого напряжения выполняют требования учителя. У второй группы период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Третья группа – дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.
По результатам диагностики адаптации первоклассников предоставляется анализ и даются рекомендации отдельным учащимся для учителей, родителей. Это могут быть предложения о проведении беседы с родителями, консультации с врачом, пожелания по развивающей работе педагога-психолога с ребенком.
В ряде школ нашего района практикуется такая форма работы по преемственности в работе ДОУ и начальной школой, как День открытых дверей, воспитатели посещают уроки, где обучаются их бывшие воспитанники, затем педагоги обмениваются информацией, делятся опытом, анализируют, что удалось, какие встречаются трудности, «находки», высказывают свои пожелания.
На муниципальном уровне уделяется достаточное внимание вопросам преемственности между ДОУ и начальной школой. Разрабатываются совместные планы для её реализации. Взаимопосещения занятий и уроков, совместные семинары и мероприятия позволяют воспитателям и учителям искать оптимальные решения вопросов преемственности и адаптивности. При участии Центра проводится мониторинг адаптации учащихся первых классов, диагностика успешности обучения и развития детей.
Центр стал необходимым компонентом в создании условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из ДОУ в начальную школу.
О.С. Турта, А. Меттус