Приоритеты развития науки и культуры

Наука. Важнейшее приоритетное направление государственной политики - это жесткий протекционизм в отношении науки и системы подготовки кадров, включая и отечественных предпринимателей.

Государство должно повернуться лицом к науке, в первую очередь к фундаментальной и вузовской, которая в настоящее время находится в критическом состоянии. Это один из немногих секторов экономики, в котором мы имеем не только огромный потенциал, но и по многим направлениям пока еще находимся на передовых позициях.

Фундаментальная наука - основа развития отраслевой, и в конечном итоге именно она определяет уровень развития техники.

Одновременно с разумным протекционизмом необходимо отработать государственную систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Кризисные явления в экономике в конечном итоге заставят нас пойти на структурную перестройку народного хозяйства и провести ее быстро, если мы не хотим пополнить ряды развивающихся стран, опирающихся на свои сырьевые богатства.

Могущество и авторитет любой страны в современном мире (наряду с экономическим и военным потенциалом) определяются уровнем развития науки и техники качеством профессиональной подготовки специалистов. Именно наука является катализатором технического прогресса, оказывает решающее влияние на состояние экономики, способствует стабилизации внутригосударственной, социально-экономической обстановки, укреплению внешнеполитических позиций.

Мировой опыт свидетельствует о том, что приоритетное развитие фундаментальных научных исследований, системы образования вообще и высшей школы в частности, является залогом быстрого и успешного выхода государств из экономического и социального кризиса.

Однако в России начиная с конца 80-х - начала 90-х годов, появилась реальная угроза тотального разрушения ее научно-технического потенциала. Так, в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 марта 1994 года "О кризисном положении в российской науке" констатировалось, что "резко сократились масштабы государственной поддержки науки, значительно уменьшились объемы бюджетного финансирования фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в научных учреждениях Российской Академии наук, отраслевых академий, министерств, ведомств и в вузах, сложилась ситуация, граничащая с катастрофой". К сожалению, сложившееся положение не улучшается. Ее государственное финансирование с 5,12% в 1990 году снизилось до 2% в 1994 году. Фактически прекращено создание объектов науки, уничтожается ценнейший научно-технический потенциал военно-промышленного комплекса.

Остается на достаточно высоком уровне эмиграция высококвалифицированных ученых за рубеж, уход их в иные сферы деятельности, главным образом в коммерческие структуры, которые в подавляющем большинстве не готовы к разработке, освоению и использованию передовых наукоемких технологий. Многие международные эксперты считают, что если абсолютные величины оттока кадров из науки сохранятся на уровне 1991-1993 гг., то к 2000 году наука в России прекратит свое существование. Возрастающую "утечку мозгов" из России можно с полным основанием рассматривать не только как политическую, но и как экономическую проблему, учитывая колоссальный экономический урон: при отъезде только одного специалиста страна теряет 300 тысяч долларов.

Кризис отечественной науки оказывает серьезное негативное влияние на геополитическое положение России, ослабление ее внешнеполитических позиций и уровня обороноспособности. По мнению специалистов, например, только каждый четвертый танк, седьмой БТР, десятая БМП отвечают современным требованиям. В среднем доля современной техники составляет в арсенале Российской армии менее 30%, в то время как в США - до 50-60%.

В целях вывода науки из кризиса считаем наиболее приоритетным:

незамедлительно разработать государственную Программу сохранения и развития научного потенциала России на основе приоритетного финансирования фундаментальных и перспективных прикладных исследований;

принять неотложные меры по эффективному использованию передовых технологий военно-промышленного комплекса в интересах экономического развития страны;

осуществить подлинную реформу системы образования и в первую очередь ее основных частей: управления системой образования, системы подготовки и переподготовки специалистов, материально-технического обеспечения, содержания и технологии обучения.

Культура. Еще губительнее для страны сказывается забвение национальных интересов в области культуры. Кризисное состояние культуры, с одной стороны, является составной частью общего паралича общественного организма, его экономической, социально-политической жизни, а с другой - есть очевидные причины кризиса, характерные именно для самой культуры. В реальной действительности они тесно переплетаются, усиливая взаимное разрушительное воздействие. Попытаемся выделить самые главные из них.

Первая группа причин кризиса культуры связана с разрушением прежнего общественно-политического уклада в бывшем СССР и резкой сменой ценностных ориентации, укоренившихся в нескольких поколениях людей.

Можно, разумеется, любить или ненавидеть "ту страну", "ту культуру", но если придерживаться научной точки зрения и следовать мудрому спинозовскому принципу - "не проклинать, не осмеивать, а понимать", - то следует в первую очередь осознать, что произошло в жизни десятков миллионов людей... Для подавляющего большинства людей произошло крушение их государства и, следовательно, крушение результатов их многолетнего социально-культурного творчества.

Но произошло не просто разрушение культуры, а расчленение единой нации. Второй раз в течение одного столетия русскую нацию, как носительницу единой самобытной культуры, постигает одна и та же страшная беда. После Февральской и Октябрьской революций, гражданской войны из России эмигрировало свыше двух миллионов соотечественников, среди которых, по мнению специалистов, были десятки и сотни тысяч учителей и библиотекарей, адвокатов и историков, ученых и инженеров, выдающихся деятелей науки, искусства и культуры. Катастрофа внешнего национального разъединения русских и других народов бывшего СССР не идет ни в какое сравнение с прежней волной эмиграции. В странах так называемого ближнего зарубежья в качестве "граждан второго сорта" уже оказалось наших соотечественников почти в 15 раз больше!

Расчленение не только русского, но и других народов, превращение в диаспору огромного множества людей - это небывалая по своим масштабам социальная и духовная травма, последствия которой на государственном уровне еще никто не просчитал и не осознал. В то время, когда в мире идет процесс национальной консолидации, в нашей стране осуществляется искусственное насильственное расчленение единого народа, а вместе с этим и его культуры. Причем подлинные масштабы этой катастрофы, включая и Россию, неизвестны.

Гигантский прилив низкопробной культуры "на потребу публики" - одно из проявлений этой тенденции. За ней стоит свой социальный слой, чаще всего криминальный и бездуховный, объективно боящийся национальной культуры и ее системы ценностей.

При их активном участии происходит переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на "массовое" потребление. Издание порнографической "литературы", сборников анекдотов и блатных песен, исполнение их на радио и телевидении вместе с рекламой становится делом обычным, даже уже привычным. Если в других, наиболее передовых странах, государство и общество всеми мерами содействует росту авторитета частного труда, внедрению этой категории в систему культурных и нравственных ценностей (порой и силовыми методами), то у нас труд становится наименее престижной нравственной ценностью, тем самым заведомо разрушая общество и государство. "Ловкий жулик" - как синоним успеха - эта реалия только в одной цивилизованной стране - России.

Смена ценностных ориентации, объективно направлена на уничтожение исторической памяти народа и его будущего. Происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода целых пластов литературы, искусства, образования, науки, которые не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешней системы ценностей.

Вторая группа причин связана с классовым расслоением общества и социальным неравенством людей. В стране с некогда однородным составом населения произошла взрывная социальная дифференциация: за короткий срок образовался слой богатых и сверхбогатых людей, при одновременном массовом обнищании населения. Этот процесс, губительный сам по себе, обернулся страшной девальвацией образования, духовных ценностей, культуры в целом. В самом деле, до культуры ли сейчас, когда вопрос встал о физическом выживании огромного числа людей.

В современной социокультурной ситуации, сложившейся в нашем обществе, человек, как живая система, единство физического и духовного, природного и социально-культурного, уже не может нормально развиваться.

Третья группа причин связана с формированием рыночных отношений, массовой коммерциализацией культуры. Культура, в сущности, снята с государственного финансирования. По оценкам различных социологов, расходы на культуру ныне составляют от 0,3 до 0,57% годового бюджета. Принятыми законами о собственности, о разграничении полномочий между Центром и республиками, Законом о местном самоуправлении и местном хозяйстве "на места" были отданы права по развитию социально- культурной сферы на своей территории. В результате произошло повсеместное, обвальное сокращение бюджетных ассигнований на культуру. Продолжается значительное свертывание сети, перепрофилирование деятельности учреждений культуры, использование их материальной базы для других, в том числе чисто коммерческих целей. Многие театры, музеи, библиотеки, спортзалы находятся на грани исчезновения. Целый ряд печатных изданий, которые могли бы выступить в их защиту, сами не смогли выжить в условиях рынка. В их числе журналы "Искусство", "Театральная жизнь", "Советская музыка", "Творчество", "Декоративно-прикладное искусство".

Близка к краху отечественная издательская деятельность. Еще несколько лет тому назад в РСФСР в год издавалось свыше полутора миллиардов книг, теперь - только 250 млн., или в б раз меньше. Но из числа изданных многие не раскупаются - растут завалы книг. Катастрофически изменились пропорции между коммерческой литературой и книгами по науке и культуре. Россия - единственная страна в мире, где государство не делает разницы между издателями научной и порнолитературы. Результат - предопределен.

Четвертая группа причин достаточно самостоятельна и определяется процессом вестернизации отечественной культуры. Коммерциализация культуры ведет не просто к деградации и сокращению культурного "поля", а к созданию конкуренции. Незащищенная в финансово-экономическом отношении отечественная культура уступает место западной, опирающейся на мощную денежную и техническую основу. Наше искусство, например, занимая по ряду позиций ведущее место в мире (балет, оперное, музыкальное, изобразительное искусство и т.д.), не может конкурировать на западном рынке. Причины разные - национальная специфика и сложности перевода, техническое оформление художественной продукции, собственная коммерческо-предпринимательская неопытность и многие другие. Но здесь главное - изощренность западных партнеров: сманивать деятелей культуры России, скупить на корню, превратить в собственность западных музеев, частных коллекций и галерей выдающиеся произведения отечественной художественной культуры.

В результате декларируемый диалог двух культур превращается в монолог: из нашей страны вывоз подлинных ценностей, в страну -поток западной массовой культуры.

Реальностью становится опасность утраты национального духа культуры и ее американизация. И вряд ли является преувеличением заявление ведущих деятелей культуры Европы (увы, наши молчат!) об "информационном империализме" США. Ведь уже к середине 70-х годов нынешнего столетия США принадлежало 80% киноточек в мире, 75% телепрограмм, 50% кинофильмов, 60% грампластинок. В эти годы каждый зритель смотрел 10 "первых" американских боевиков. Свыше 90% фильмов, идущих в наших кинотеатрах, - американские. Отечественный телеэкран также постепенно превращается в "американский".

Особенно мощное и всестороннее американское воздействие испытывает лингвистическая культура нашего народа. И это тоже не может пройти бесследно. Ведь у каждого народа свое образное мышление; свое мировидение, свое отношение к жизни, и все это отражается в языке.

Забвение родного языка - забвение своей исторической памяти, неизбежное изменение культурной сущности. Сегодня наш язык проходит еще одно испытание на прочность: в него мощным потоком хлынули иностранные слова, вытесняя не только исконно русские понятия, но одновременно меняя нашу психологию и культуру. "Президент", "презентация", "саммит", "брокеры", "брифинг", "менеджеры", "менталитет" - эти и масса других понятий ухе вытеснили имеющиеся в нашем языке понятия. Одновременно с лексическим меняется и фонетический строй русского языка. Целенаправленную линию в этом отношении ведут программы Центрального телевидения и радио. И уже не "серебро колокольчиков" и не "стон человеческий" слышится в русской речи, а жесткие и бездушные интонации западного рынка, для которого не то что язык, а сам человек - не более чем товар...

Пятая группа причин связана с изменением образа жизни людей и сменой социокультурной парадигмы их поведения. В жизни людей меняется отношение к обществу, трудовому коллективу, семье, роли денег, меняются способы общения с друзьями, употребления пищи, даже контакты с природой. Общество совершает стремительный марш-бросок от одной системы ценностей - коллективистской к другой - индивидуалистической. В результате усиливается утилитарное отношение к культуре, уход человека от широких проблем общественной жизни в потребительство, потеря духовных ценностей.

Социальная незащищенность человека, атмосфера многолетней эмоциональной напряженности, отчуждение от привычной культурной среды, разрыв социальных связей, утверждение идеологии индивидуализма и накопительства, непрерывное осмеяние всего, что было создано предыдущими поколениями, формирует новый генотип человека. Это - человек, лишенный прочного "внутреннего стержня", духовно и нравственно опустошенный, теряющий связи с родной землей и культурой. Такой человек не может быть гражданином и патриотом, он не будет защищать Родину, он - готовый объект для будущего формирования из него разрушителя Отечества.

Новым социокультурным феноменом общества становится катастрофический склад мышления, чувство исторической обреченности ("пусть все летит к чертям - все равно выхода нет"), захватывая все новые и новые слои общества. Чувство тревоги и страха охватило огромное число людей, стало болезнью Нации.

Преодоление кризиса культуры и реализация в полной мере ее огромного потенциала во имя самовосстановления. Отечества возможны лишь в том случае, если само государство, опираясь на помощь всего общества, будет проводить политику защиты и приоритетного развития культуры. В такой постановке вопроса нет ни грамма преувеличения, ибо цели общества в конечном счете реализуются не в экономике и политике, а в культуре.

В МИРЕ

Осознанной потребностью современного цивилизованного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.· лавинообразным потоком информации во всех областях знания; ·Активность в том или ином виде деятельности непосредственно связана с самостоятельностью. Отсюда и приоритеты, которые все более становятся очевидными в мировой педагогике конца XX столетия. Эти приоритеты обусловлены двумя социальными и экономическими факторами:

Поэтому практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделан на ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач. Усвоение и обобщение готовых знаний становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Педагогические системы не могут в современных условиях , как на заре нашего столетия, позволить себе строить обучение в основном на усвоении суммы готовых знаний , добытых человечеством, на переливании опыта цивилизаций из старого сосуда в новый. Цель системы образования в современных обществах: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА, чтобы человек не был бездумным винтиком той или иной политической, идеологической, любой другой машины. Современному обществу нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Таким образом, стратегические направления развития образовательных систем в современном обществе очевидны:

интеграция средств информационных технологий в образовательный процесс. Однако важно иметь в виду, что каждая из этих задач не может рассматриваться в качестве самостоятельной. Только глубокая интеграция всех трех направлений, их взаимодействие и взаимообусловленность создают верный стратегический курс для современных систем образования. Важно также иметь в виду еще один фактор, который не может не отразиться на общей стратегии образования любой страны современного мира. Дело в том, что период изоляции отдельных регионов, их самодостаточности в развитии прошел. Уровень современных промышленных, информационных, экологических технологий настолько сложен, что ни один регион, ни одно государство не в состоянии решать связанные с ними проблемы самостоятельно. Требуется глубокая интеграция различных государств, регионов. Отсюда заинтересованность всех в достаточно высоком уровне развития каждого. Если один из членов сообщества оказывается на низком уровне развития технологий, он несет угрозу всему сообществу. Высокий уровень технологий требует и высокого профессионального уровня людей, которые вовлечены в технологический процесс, их высокого интеллектуального развития, критического, аналитического мышления, умения принятия верных решений. Мы оказались в чрезвычайно интегрированном мире. Поэтому выпускники школ помимо прочего должны обладать потенцией глобального мышления, знанием и пониманием процессов, происходящих не только в его регионе, в его стране, но и во всем мире. Это качественно новый взгляд на сущность образования.· рассмотрение принципов самостоятельной активности и осознанности познания в качестве ведущих принципов обучения и воспитания; · перестройка школьной системы образования; ·ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЕГО В РАЗНООБРАЗНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ЗНАНИЯ. В ходе реформ образования в ведущих странах мира (США, Великобритании, Франции, Германии, Канаде, др.) именно это направление признано главным. При этом выделяются три основные задачи:

Американский педагог Рейгелут (Reigeluth) справедливо замечает: По мере нашего вхождения в высоко развитое, технологическое, быстро изменяющееся, информационное общество, существующая система школьного образования все больше будет становиться неадекватной. Нам придется принципиально переоценить и перестроить всю школьную систему, подходы, которые мы используем в обучении, способы самого учения, познани. Кризис образования, который мы сейчас переживаем - это не кризис профессиональной деятельности, а кризис концепции,- заявляет другой американский педагог Рокман (Rockman) на конференции, посвященной проблемам стратегии образования.( 1990 г). Мы стоим на пороге технологического взрыва, который внесет значительные изменения в общение людей и, соответственно, повлияет в целом на образ жизни многих народов. Домашние информационные мини-центры свяжут людей из разных уголоков земного шара. Эти технологии придут в классы и сделают доступной для учащихся и учителей глобальную информацию, поэтому задача развития у учащихся умений и навыков, позволяющих ориентироваться и взаимодействовать с огромными информационными массивами становится актуальной уже сегодня. Недостаточно иметь внимательного и послушного ученика, добросовестно усваивающего лекцию или параграф. Современный учащийся должен сам уметь поставить проблему, найти и отобрать необходимый материал, логически его организовать и самостоятельно сделать вывод. Новый социальный заказ общества стимулировал интенсивные исследования в области педагогики, психологии и смежных дисциплин. Современная педагогическая теория рассматривает процесс обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний ("Authentic learning") и понимается как динамичный процесс, во время которого учащийся использует доступные источники познания для формирования собственного мировоззрения, а не просто усвоение готовых знаний, фактов из различных областей, подчас не связанных между собой; понимание этих фактов и процессов во взаимосвязи; усвоение системы понятий, которое может быть достигнуто через взаимодействие обучаемых, педагогов, методистов и использование различных технологий. Разработчики этого подхода считают, что активная самостоятельная работа учащихся должна стать приоритетной в учебно-воспитательном процессе; учащиеся и педагоги должны активно экспериментировать, открывать и создавать. Характерной чертой такого подхода, в центре которого стоит учащийся, является гибкость и адаптивность обучающей системы. Он также известен, как активное обучение, у истоков которого стояли Dewey,Montessory и Л.С.Выготский; а в более позднее время Maehr и DeCharms.

поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Подобный подход основывается на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в данной области различны. Каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию. В дидактике отмечается тенденция учитывать этот непростой факт. Как люди различного культурного уровня по-разному воспринимают одну и ту же телевизионную передачу, так и ученики с различной подготовкой, культурным и социальным опытом, по-разному воспринимают познавательный материал.· соревновательный подход заменяется на кооперирование, на сотрудничество. Специальные исследования показали, что обучение в группах значительно эффективнее( если оно грамотно организовано), чем при индивидуальном или состязательном обучении. Такое обучение значительно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию. Обсуждение материала, усвоенного в таких группах, показывает более высокий уровень осмысления материала, глубины аргументирования, теоретического, концептуального осознания; · контроль знаний, базирующийся на тестировании, может быть с успехом заменен результатами работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать в этом существенную помощь, предоставляя возможность учителю наблюдать динамику процесса овладения каждым учеником определенной темы; · значительное увеличение активности учащихся. Метод проектов и кооперирование, по данным исследования Браунс и Компионе (1990), существенно повышает активность каждого ученика, его занятость, соответственно степень осмысления материала; · поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, которые работают над проектом, включая и телекоммуникационные проекты, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая т.о. учителя для работы с отдельными учениками или группами; · поворот от сообщения знаний и их запоминанию (закреплению) к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся к выявлению необходимых фактов, явлений, процессов, концепций, которые позволят им глубже осознать тему и использовать этот материал при написании работы, разработке плана или при работе над проектом. Подобное руководство может предусматривать возможность выбора проекта, предложений по поиску литературных источников, телекоммуникационной активности или по организации эксперимента. Самостоятельная активность учащихся и их ответственность за выполнение задания стимулирует их на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя; · повороту от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или группах по 3-4 человека. Они используют различного рода упражнения, задания, базы данных, обсуждают, исследуют проблему, организуют мозговые атаки, пишут сочинения,другие письменные работы, разрабатывают проекты. Они учатся пользоваться компьютерной технологией и применять ее в своих конкретных проектах. Такие проекты, как правило, носят межпредметный характер, заставляя его участников привлекать интегрированные знания. Они учатся работать с разными источниками информации, в том числе и видео. Группа учащихся или отдельный ученик могут выбрать тему проекта за пределами программного материала и, пользуясь, различными методами, в том числе и телекоммуникацией, создавать свою газету, информационный листок, базу данных, пр.; ·Коллинз (1991), разрабатывая концепцию развивающего обучения, отмечает (в плане тактики реформирования образования) тенденции к:

поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального мышления. Обратим особое внимание на тенденции в системе школьного образования, отмеченные Коллинзом. Мы неоднократно будем к ним возвращаться в дальнейшем.·Учителя начинают разрешать учащимся самим выбирать что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. Учителя начинают понимать, что один ученик может быть сильным в одних предметах и слабым в других. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно. Члены группы с помощью телекоммуникаций устанавливают контакты с другими группами учащихся, что позволяет им ознакомиться с такими точками зрения, которые в своей группе и не рассматривались. Учащиеся входят в проект с разными знаниями, умениями, навыками, находят им применение и заканчивают проект на новом уровне знаний, но каждый ученик приобретает вновь свой багаж , отличный от другого;

Университетские комплексы: векторы интеграции

Основной целью, для достижения которой создаются университетские комплексы, является повышение качества профессионального образования всех уровней до современных требований рынка труда и обеспечения единства образовательного процесса в профессиональном образовании. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

- интеграция средних специальных учебных заведений в состав профильных университетов и академий в качестве их колледжей с сохранением ими на первом этапе полномочий юридического лица по доверенности и превращение в дальнейшем в структурное подразделение. Формирование университетских комплексов как нового типа учебных заведений;

- расширение состава университетских комплексов за счет учебных заведений начального профессионального образования;

- включение в состав университетских комплексов учреждений дополнительного профессионального образования;

- создание и расширение ассоциаций и консорциумов учебных заведений, включающих также научно-исследовательские институты и базовые для учебных заведений СПО предприятия и организации;

- поиск и развитие форм горизонтальной и вертикальной интеграции учебных заведений и предприятий/организаций с использованием механизмов соучредительства.

Для решения этих задач необходимо осуществить отработку трех моделей интеграции и взаимодействия интегрируемых в составе университетского комплекса учебных заведений:

- создание комплекса как университетского образовательного округа (в т.ч. с правом юридического лица), в котором университет играет роль центра методического обеспечения образовательных учреждений разных уровней, повышения квалификации преподавателей в регионе, формирует развитую информационную образовательную среду, ведет целевую подготовку кадров для производственной и социальной сферы региона;

- формирование комплекса как ассоциации образовательных, научных, производственных и других структур различных форм собственности, сохраняющих статус юридических лиц;

- создание комплекса как единого автономного учебного заведения с развитой структурой, в которой органически объединены подразделения, реализующие образовательные программы разных уровней (лицеи, гимназии, колледжи, институты, учреждения дополнительного профессионального образования), НИИ и КБ, производственные и другие подразделения, объекты социальной сферы.

Помимо этого необходимо осуществить:

- разработку сопряженных профессиональных образовательных программ разных уровней образования (начального, среднего, высшего и дополнительного) с целью обеспечения повышения качества подготовки и, одновременно, сокращения образовательной траектории;

- разработку и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и эффективное функционирование комплексов по отработанным моделям (включая нормативно-правовые акты, обеспечивающие экспериментальную реализацию отработанных моделей);

- создание университетских комплексов со статусом экспериментальных площадок.

Ожидаемые результаты создания университетских комплексов:

- повышение социального статуса студентов и преподавателей среднего и начального профессионального образования до уровня высшего образования. В перспективе 5-10 лет это создаст предпосылки для реализации общедоступного высшего образования;

- повышение качества преподавания в колледжах и профессиональных училищах (преподаватели колледжа и училища становятся членами вузовских кафедр, у них появляется круг профессионального общения и создаются перспективы профессионального роста);

- повышение гибкости структуры профессионального образования, возможность быстрой адаптации к изменениям рынка труда;

- повышение эффективности использования материальных и кадровых ресурсов.

Кроме того, создание комплексов с мощным образовательным, культурным, научно-техническим и материальным потенциалом позволит:

- формировать и реализовывать крупные программы и проекты технологического, экономического и социального характера, имеющие региональный и межрегиональный масштабы, привлекать дополнительные ресурсы для их реализации;

- создавать региональные информационные сети различного назначения, выполнять функции сохранения и развития культуры, национального языка в условиях федеративного многонационального государства;

- более эффективно создавать новые образовательные технологии, гибко реагировать на потребности рынка труда путем оперативной подготовки и переподготовки специалистов по междисциплинарным направлениям;

- обеспечивать подготовку и аттестацию научно-педагогических кадров на основе проводимых научных исследований, активно влиять на уровень учебно-методического процесса в подразделениях, реализующих образовательные программы более низкого уровня, а также дополнительные программы повышения квалификации и переподготовки специалистов

- повысить эффективность образовательного процесса за счет более адресной подготовки кадров, сокращения сроков обучения по сопряженным программам при повышении его качества, более эффективного использования интеллектуального потенциала, учебно-лабораторной, научной и производственной базы, объектов социальной сферы, создания и использования современных сетевых технологий обучения, в том числе в межрегиональном и международном масштабе.

Социальный заказ наобразование имеет субъективную и объективную сторону. Анализируя его содержание с субъективной стороны, мы держим в поле внимания субъект социального заказа. Главной характеристикой этого субъекта является то, что он неоднороден, внутри себя различен. В самом общем виде это различие может быть определено как различие"государства" и "общества". Если представить этот субъект структурно, мы обязательно выделим такие элемента, как институты государственного управления, социально приоритетные группы, учреждения образования вместе с их научными и образовательными "школами", профессиональные сообщества и корпорации, институт семьи и др. Каждый из этих элементов формирует свой компонент социального заказа на образование, который отнюдь не обязательно находится в предустановленной гармонии с другими компонентом. Так, семью будет интересовать социальная перспектива ребенка, научную школу - воспроизводство определенного типа профессионализма, социально приоритетную группу - сохранение структуры общественных приоритетов и т.д. Особый интерес представляет вопрос, через какие элементы может быть представлен существенный интерес самого ребенка как индивидуальности, и представим ли вообще этот интерес в рамках социального заказа. Социологи показывают такие характеристики субъективной стороны социального заказа на образование, как высокая востребованность высшего образования, приоритет управленческих и коммуникативных специальностей, высокий рейтинг учебных областей "язык" и "информатика".

Объективная же сторона социального заказа на образование требует оценки перспектив общественного развития. В условиях современного мира, при высоком развитии всесторонней взаимосвязи различных обществ и государств, приходится говорить об оценке перспектив глобального развития. Одной из удачных категориальных форм описания такой перспективы нам представляется категория информационного общества. В пределах этого описания удается соотнести общественно-экономические изменения с изменениями социально- и культурно- антропологическими, сформулировать ожидания и требования к возможностям человека в новых информационных и производственных условиях. Информационное общество дает человеку новые возможности. Информационное общество предъявляет человеку новые требования. Как должны соотноситься "можно" и "должно" в новых условиях? Какие новые требования накладывают новые возможности? Какие новые возможности открываются в перспективе удовлетворения новых требований? Какие возникают новые "нельзя"? И наконец, насколько ресурсно обеспечены новые возможности и новые требования?

Рассмотрим в зеркале этих вопросов педагогическую идеологию творчества. Общепризнанной стала ценностная ориентация в сфере образования на такое качество как творческий потенциал личности. Нет, пожалуй, ни одного образовательного учреждения, которое не видело бы развитие оригинальности, самостоятельности, критичности мышления, развитие творческих способностей, творчества в качестве цели своей деятельности. При этом речь идет о творчестве как личностно значимой ценности и о том, что реалии информационного общества позволяют этой ценности действительно стать регулятивом жизни и деятельности человека. С другой

Наши рекомендации