Аннотация магистерской программы
Аннотация магистерской программы
Программа предусматривает подготовку магистров к профессиональной деятельности по выпуску издательской и рекламной продукции в печатной и цифровой форме и предполагает практическую, научную и педагогическую деятельность.
Для достижения этой цели учебный план подготовки магистров включает в себя базовый блок дисциплин, таких как «Методология и методика научного познания», «Педагогика и методика преподавания», «Маркетинг и менеджмент в издательском деле», «Управление инновациями в издательском деле». Вариативная часть включает в себя такие дисциплины, как «Рекламная деятельность в печатных книжных изданиях», «Электронные книжные издания и электронные библиотеки», «Дизайн печатной и электронной продукции», «Издательское планирование и управление издательским портфелем» и др. Вариативная часть учебного плана дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин, а также позволяет магистранту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности.
Производственная, педагогическая и научно-исследовательская практики, включенные в ООП магистратуры, ориентированы на профессионально-практическую подготовку магистрантов.
Абитуриент должен продемонстрировать следующие знания, умения и навыки:
- достаточный общекультурный уровень, умение использовать при подготовке ответа знания разных гуманитарных наук;
- хорошую специальную подготовку в области русского языка, общего редактирования;
- знание основных видов и типов книжных изданий;
- знание современного состояния издательского дела в России и за рубежом.
Вступительные испытания проводятся в письменной форме как единый междисциплинарный экзамен
В междисциплинарное вступительное испытание входят дисциплины:
1. Активные процессы в современном русском языке.
2. Общее редактирование.
3. Современный литературный процесс.
4. Книговедение и современное издательское дело.
Разделы и тематический план
Общее редактирование
Аспекты редакторского анализа текста. Структура редакторского анализа по единицам текста. Единицы текста как речевого произведения. Графические единицы текста. Редакторский анализ по разноцелевым мыслительным операциям. Мысленное составление плана текста. Выделение смысловых опорных пунктов. Соотнесение содержания текста с собственными знаниями. Соотнесение по содержанию разных частей текста. Наглядные представления. Предвосхищение содержания текста.
Приёмы и методы работы над авторским оригиналом. Анализ и оценка композиции произведения. Типы и подтипы построения текста. Анализ и оценка рубрикации. Рабочее оглавление. Правила оформления перечней. Анализ и оценка фактического материала. Приёмы проверки фактической точности текста. Правила цитирования. Анализ и оценка текста с логической стороны. Законы логики и качество текста. Анализ и оценка языка и стиля.
Подготовка справочного аппарата издания. Аппарат издания. Выходные сведения. Аннотация. Реферат. Библиографический материал. Содержание.
Направление и этапы работы над изданием. Причины актуальности профессии редактора. Понятие редактирования. Редактирование и критика. Редактирование и рецензирование. Этапы работы редактора над текстом. Виды правки текста. Дисциплины редакторской ориентации.
Слово как объект редакторского анализа. Лексическое значение слова. Семема как микроструктура сем. Денотативные и коннотативные семы. Компонентный анализ как метод выявления семной структуры слова. Парадигматические и синтагматические отношения слов. Понятие фразеологизма. Основные типы текстовых ошибок, вызванных несоблюдение системных отношений в лексике. Стилистическое значение слова. Общеупотребительная, книжная и разговорная лексика. Стилистические ошибки. Грамматическое значение слова. Ошибки, связанные с неправильным образованием слова и форм слова.
Предложение как объект редакторского анализа. Предложение и его ключевые признаки. Формальный, семантический и коммуникативный синтаксис. Тема-рематическое членение предложение. Модусно-диктумная организация предложения. Грамматические синтаксические ошибки.
Текст как объект редакторского анализа. Понятие «текст» в современной лингвистике. Признаки и категории текста. Связность текста. Целостность текста. Функции заглавия. Требования к заглавию. Членимость текста. Понятие о стилистической принадлежности текста. Стили современного русского языка.
3. Современный литературный процесс
Понятие «современная литература» в России. Основные тенденции: реализм, художественная публицистика, деревенская проза, религиозная проза. Экзистенциальная психологическая проза (В. Маканин. «Андеграунд, или герой нашего времени», Ф.Горештейн «Псалом»). «Женская проза» (Л. Улицкая, В. Токарева, Л. Петрушевская, Д. Рубина, М. Арбатова). «Третья волна» постмодернизма (Т. Толстая). Постмодернистские тенденции в современной драматургии. «Новая драма» 21 века (М. Угаров «Облом off»; монодрамы Е.Гришкоовца «Как я съел собаку», «Зима»).
Основные тенденции развития литературы во второй половине ХХ в. «Магический реализм» (Г.Г. Маркес. «Сто лет одиночества»). Постмодернизм как тип мировосприятия и явление литературы. Ироническое переосмысление традиции в творчестве Дж. Фаулза. Роман Ф. Бегбедера «Windows on the World»: актуальность темы, особенности ее художественного решения.
Поэтика современного отечественного бестселлера. Классическая литература XIX в. и ее традиции в бестселлере (Акунин Б. Турецкий гамбит. Статский советник).
Современный зарубежный бестселлер. Связь современной массовой литературы и кинематографа. Книги Дж. Роулинг о Гарри Поттере и их кинематографические версии.
Проблемы исследования массовой культуры, массовая литература как часть массовой культуры. Литературно-эстетическая градация в массовой литературе. Триада «классика/беллетристика/массовая литература». Массовый писатель и массовый читатель в условиях новой социокультурной ситуации. Образ читателя как организующая доминанта массовой литературы.
Общее редактирование
№ | Текст вопроса |
| Аспекты редакторского анализа текста. |
| Приёмы и методы работы над авторским оригиналом. |
| Подготовка справочного аппарата издания. |
| Направление и этапы работы над изданием. |
| Слово как объект редакторского анализа. |
| Предложение как объект редакторского анализа. |
| Текст как объект редакторского анализа. |
Пример контрольно-измерительного материала
1. Активные процессы в сфере морфологии в современном русском языке.
2. Подготовка справочного аппарата издания.
3. Литературно-художественная книга: типология, специфика формирования отечественного репертуара.
Требования к ответу на вопросы КИМ
1. В области русского языка абитуриент должен обнаружить свободное владение грамматическим строем русского языка, богатый запас лексики, умение ориентироваться в теоретических проблемах языкознания, а также в научной литературе.
2. В области общего редактирования абитуриент должен продемонстрировать знания в области теории редактирования текста, умение осуществлять корректорскую правку текста при помощи корректурных знаков, а также его литературное редактирование.
3. При ответе на вопрос по книговедению и современному издательскому делу
абитуриент должен продемонстрировать умение ориентироваться в историческом процессе развития и современном состоянии книгоиздательского дела, знания о его основных тенденциях, о типах и видах книжных изданий.
Критерии оценки качества подготовки поступающего
100-80 баллов – дан исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, теоретические положения подтверждены примерами; речь абитуриента грамотная, выразительная и точная. Содержание вопроса раскрыто полно, глубоко, развернуто, с высоким уровнем аргументации. Абитуриент продемонстрировал знакомство с научной литературой по проблематике вопроса, умело использовал ее в своем ответе. Допускается одна-две незначительные погрешности, не искажающие суть проблемы.
79-60 баллов – оценка ответа, в котором дан верный ответ на предложенный вопрос, но допущены не затрагивающие сути ответа неточности. Содержание ответа раскрыто полностью, аргументировано. Речь грамотная, позволяющая абитуриенту непротиворечиво представить свою точку зрения. На уточняющие вопросы даны ответы, свидетельствующие о хорошем владении материалом. Допускается один существенный недочет, негрубые погрешности в речи.
59-35 баллов – удовлетворительный ответ, свидетельствующий о низком научном уровне, демонстрирует нарушенную логику, имеет ряд ошибок и неточностей. Бедная речь, позволяющая выразить свою мысль, но требующая уточнений.
34 балла и ниже – неудовлетворительный ответ, исключающий возможность обучения в магистратуре.
Аннотация магистерской программы
Программа предусматривает подготовку магистров к профессиональной деятельности по выпуску издательской и рекламной продукции в печатной и цифровой форме и предполагает практическую, научную и педагогическую деятельность.
Для достижения этой цели учебный план подготовки магистров включает в себя базовый блок дисциплин, таких как «Методология и методика научного познания», «Педагогика и методика преподавания», «Маркетинг и менеджмент в издательском деле», «Управление инновациями в издательском деле». Вариативная часть включает в себя такие дисциплины, как «Рекламная деятельность в печатных книжных изданиях», «Электронные книжные издания и электронные библиотеки», «Дизайн печатной и электронной продукции», «Издательское планирование и управление издательским портфелем» и др. Вариативная часть учебного плана дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин, а также позволяет магистранту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности.
Производственная, педагогическая и научно-исследовательская практики, включенные в ООП магистратуры, ориентированы на профессионально-практическую подготовку магистрантов.
Абитуриент должен продемонстрировать следующие знания, умения и навыки:
- достаточный общекультурный уровень, умение использовать при подготовке ответа знания разных гуманитарных наук;
- хорошую специальную подготовку в области русского языка, общего редактирования;
- знание основных видов и типов книжных изданий;
- знание современного состояния издательского дела в России и за рубежом.
Вступительные испытания проводятся в письменной форме как единый междисциплинарный экзамен
В междисциплинарное вступительное испытание входят дисциплины:
1. Активные процессы в современном русском языке.
2. Общее редактирование.
3. Современный литературный процесс.
4. Книговедение и современное издательское дело.
Разделы и тематический план