ВОПРОС 32. Сущность педагогической профессии, ее функциональная значимость.
Педагогическая профессия – род трудовой деятельности, источник существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей. Содержанием и целями этой деятельности являются направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется характером его деятельности. Особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и т. д., с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей предметной специализации. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение.
Качественное профессиональное образование, давая знания о закономерностях прогнозирования, проектирования и планирования, построения и развития, оценки и коррекции, усиливает степень осознанности педагогом возможности управлять своей деятельностью, а также передавать другим знание о способах правильного действия.
Функция современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социо-культурной ситуации современного общества, учить их жить по законам и нормам
Остро стоит вопрос о подготовке «эффективного учителя», способного в условиях массовой школы обеспечивать высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспитании. Чтобы отвечать современным повышенным требованиям, педагог должен постоянно пополнять знания общекультурного и профессионального характера
ВОПРОС 33. Реформы российского образования конца XX века.
В целом, реформы образования — масштабная деятельность в форме социального проекта по изменению содержания, структуры, методов, форм образования; обычно эта деятельность носит государственный, в последнее время — межгосударственный характер. При этом реформы образования вызываются социальными потребностями, могут носить как эволюционный, так и революционный характер.
Изменения в сфере образования направлены на:
· обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;
· совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;
· улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
В 90-е годы XX века в России происходили крупные реформаторские преобразования (революционного характера) всей политической, социально-экономической системы. Они коснулись и сферы образования. Реформа образования связана с принятым в 1992 года законом РФ «Об образовании».
В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России вышеуказанный закон утверждает:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
3) свободу развития личности;
4) защиту национальных культур, культурных традиций народов России;
5) общедоступность образования.
Перечисленные принципы означают социальную ориентированность внутренней политики государства. Это не может не радовать. Однако ключевой момент здесь не само провозглашение данных принципов, а их практическая реализация. Именно практическая реализация некоторых принципов до сих пор остается под вопросом.
В 1996 году был принят закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В этом законе впервые цель образования была сформулирована исходя из потребностей личности:
· удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
· развитие наук и искусств посредством научных исследований и обучения.
Таким образом, в аспекте профессионального образования отражена необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров и дальнейшей эффективной работе подготовленных специалистов, а наиболее эффективно, работает тот, чья деятельность отвечает собственным внутренним потребностям и интересам.
Исходя из всего вышесказанного о реформе образования в России в конце XX века, можно сделать вывод, что она инициирована по следующим причинам:
· изменение политической системы (по сути - становление новой государственности);
· экономические трудности государства;
· необходимость подготовки высококвалифицированных кадров, с учетом динамично развивающейся социально-экономической и технологической ситуацией в стране и в мире.
На сегодняшний день в практике образования в России наблюдается тенденция внедрения различных инноваций: введение западных форм образования, внедрение телекоммуникационных технологий в педагогический процесс и т.д. При этом в большинстве образовательных учреждений у педагогического состава отсутствует четкое представление о цели данных инноваций и технологии их осуществления.
Практика показывает, что необходима целенаправленная естественная смена преподавателей в образовательных учреждениях. Для этого необходимо повышать психологическую готовность будущих педагогов. Повышать социальный статус педагогической профессии.
ВОПРОС 34. Образование как система университетского образования.
Система высшего образования в Российской Федерации включает в себя:
· федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
· организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
· организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
· объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования[3].
К уровням высшего образования с сентября 2013 года относятся:
· высшее образование — бакалавриат;
· высшее образование — специалитет, магистратура;
· высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Бакалавриат – первая ступень высшего профессионального образования, студенты которой получают фундаментальную подготовку, но без узкой специализации. Программы подготовки бакалавров предусмотрены практически по всем направлениям подготовки, кроме некоторых, например, медицины, и имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Срок обучения - 4 года. По окончании выпускник получает диплом бакалавра о законченном высшем образовании с присвоением квалификации по определенному направлению.
Магистратура – уровень высшего профессионального образования, следующий после бакалавриата. Программа обучения в магистратуре предусматривает более узкую специализацию по выбранному профессиональному направлению. Срок обучения 2 года.
Примерно по ста специальностям – их перечень утвержден решением федерального правительства – двухуровневая система подготовки не предусмотрена. В данном случае обучение ведется традиционные 5 лет с последующим присвоением квалификации «дипломированный специалист».
Подготовка кадров высшей квалификации включает в себя программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки.
По программам обучения в аспирантуре (адъюнктуре) одним из основных условий обучения, кроме получения образования, является подготовка диссертации на соискание учёной степени кандидата наук, которая может осуществляться также путём прикрепления соискателем к вузу или научной организации. Адъюнктурой называется аспирантура вузов Вооружённых Сил Российской Федерации, МЧС, МВД.
Ординатура — система повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях. К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.
Виды образовательных организаций высшего образования:
К вступлению в силу нового закона об образовании (сентябрь 2013 года) в России существует 3 вида образовательных организаций высшего образования:
Университет — высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру направлений подготовки (специальностей), программы подготовки, переподготовки и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников. Университет должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и являться ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
Академия— высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего образования всех ступеней, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности. Академия должна выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры и являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Институт— высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего образования бакалавриата, специалитета, магистратуры (программы аспирантуры не являются обязательными для реализации). Институты, так же как и другие вузы, осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников, но уже только для определенной области профессиональной деятельности. Институт ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования, но их широкий спектр не обязателен.