ВОПРОС 31. Культура и мастерство педагогического общения. Конфликтология.
Педагогическая культура — это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию ребенка, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах. Понятие «культура педагога» намного уже, чем понятие «педагогическая культура».
Культура педагога — комплексное многоуровневое явление, включающее и личностные качества — черты характера, общительность, общую эрудицию, творческий потенциал в целом. Для того,чтобы освоить культуру педагогического общения и быть готовым передать способность к продуктивному общению, учащимся, педагогу важно найти ответы на вопросы, возникающие часто из-за трудностей и, возможно, неудач в педагогическом общении: от чего зависит успех в общении, почему мы не всегда понимаем друг друга, чем объяснить неожиданную реакцию партнера по общению, почему учебный материал, который, казалось бы, предельно четко и понятно объяснил учитель, остается не усвоенным учащимся, как найти путь к взаимопониманию.
Функциональным, профессионально значимым является общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку. В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Учитель должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевой культурой. Педагогическое общение способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, обмену ролями, сопереживанию, самоутверждению. Содействуя самоутверждению личности, педагог выполняет сложную задачу — способствует созданию школьником своего Я, ощущения своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспективы развития личности, уровня ее притязаний. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие исходя из его представлений. Таким образом, общение с учащимися требует от учителя высокой культуры — лингвистической, нравственной, психологической, педагогической. Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала.
Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми — это категория социальная и нравственная. Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию в зависимости от ситуации.
Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понимать, в какой мере она сформирована как профессионально-личностное качество. Это помогает развить в себе коммуникативные способности, поможет приоткрыть для себя тайны человеческого общения, сделать свою работу с детьми по-настоящему творческой.
Конфликтология — это наука о процессах самого зарождения, возникновения, развития и завершения конфликтов любого вида. Конфликт является очень сложным социальным и психологическим явлением. Решение проблем которые рассматривает конфликтология может способствовать преодолению трудностей, связанных с конфликтными ситуациями.
Гражданская жизнь не может существовать без конфликтов идей ,жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и коллективов. Обычно конфликт в социально-трудовой сфере воспринимается как не нормальное явление: сбой в работе, препятствие достижению цели. Негативное восприятие конфликта полностью обоснованное так, как конфликт несет в себе огромную разрушительную силу. Но и с другой стороны отсутствие конфликтов свидетельствует о застое, об отсутствии развития.
Этот раздел психологии занимается изучением различных конфликтных ситуаций ищет проблемы решения, пути выхода из этих ситуаций, изучает процесс от начала и до конца для того чтоб выяснить как нужно поступать в том или ином месте конфликта, как направить ситуацию в нужное русло с максимальной пользой и выгодой.
Центром изучения науки являются всевозможные социальные конфликты как между государствами так и между личностями или группами. Исследование социальных конфликтов может вскрыть саму причину его возникновения.
Конфликты - это до конца неизученный объект познания, который по своей сути является неисчерпаемым. Предметом науки являются стороны, характеристики конфликтов которые наука в состоянии изучить на том или ином этапе своего развития.
Объект конфликтологии —всевозможные социальные, внутриличностные и зооконфликты.