ВОПРОС 27. Инновационная педагогика.
Инновационная педагогика — это образное понятие, включающее в себя новые методы работы, способствующие полной реорганизации учебного процесса. Цель инновационной деятельности — изменить существующие устои педагогики, сделать методики преподавания соответствующими уровню развития современных школьников. Прогресс не стоит на месте (в отличии от современных методик преподавания), и классно-урочная система все больше теряет свою эффективность. Учителя, придерживающиеся основ инновационной педагоги предлагают осуществлять задачи данной методики, которые в будущем принесут немалые плоды. Так, одна из важнейших задач инновационной педагогики — это воспитание полной беспристрастности учеников по отношению к наукам.
Еще одна важнейшая задача инновационной педагогики — разработка новых методик преподавания, а также новых моделей деятельности. Поскольку современное поколение школьников все больше зависит от компьютерных технологий, педагогические методики также должны на них основываться. Повсеместное использование мультимедийных презентаций, создание компьютерных проектов на конкретные темы, анализ научной информации из интернета — все эти методики преподавания популяризируются инновационной педагогикой.
Педагогические инновации — это в первую очередь новые методики работы с детьми, направленные на воспитание их личностных качеств. Именно поэтому важнейшей задачей инновационной педагогики становится личностное становление как учеников, так и преподавателей. Приверженцы данной системы преподавания считают, что у каждого учителя должен быть свой подход к педагогической деятельности, который поможет не только изучить предмет, но еще и воспитать в детях определенные личностные черты.
И, наконец, важной задачей инновационной педагогики становится анализ связи с традициями прошлого и будущего в плане преподавания. Данная задача подразумевает, что переход на новую систему преподавания должен быть постепенным, и совершая его, учитель не должен забывать про грамотное использование как новых, так и старых методик работы.
ВОПРОС 28. Система образования и ее развитие за рубежом.
Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:
¾ преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования;
¾ сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования;
¾ органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации;
¾ объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.
Система образования существует различных странах и характеризуется своими особенностями и тенденциями развитии. Эти особенности и тенденции носят очень разветвленный и разнообразный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран мира. Наиболее существенными из них являются следующие:
· все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Интенсивное совершенствование производства, развитие науки, техники и культуры общества создают более благоприятные условия для его жизни, благосостояния и духовного комфорта. Но ощущение этого духовного комфорта во многом зависит от образованности самого человека, развития его многосторонних способностей. Поэтому общество и стремится приблизить к нему образование и культуру, чтобы он мог пользоваться их достоянием и ценностями. Под влиянием этого в большинстве стран мира декларирована общедоступность обучения во всех образовательно-воспитательных учреждениях. В ряде развитых стран (Англия, Франция, Германия, США и др.) осуществляется всеобщее и даже обязательное среднее образование, расширяется сеть дошкольных воспитательных учреждений, средних общеобразовательных и профессиональных школ, увеличивается количество университетов, различных институтов и колледжей, которые дают высшее образование.
· расширение сети государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также высших учебных заведений, которые обеспечивают бесплатное образование. В США, например, 90% школ являются государственными.
· продолжает сохраняться тенденция платности образования в частных средних общеобразовательных и профессиональных школах, а также в отдельных высших учебных заведениях. В США плата за обучение в частной школе составляет от 7 до 10 тыс. долл. в год, плата за воспитание в детском саду от 40 до 500 долл. в месяц. В элитных университетах она достигает 17-20 тыс. долл. в год, что заставляет многих студентов зарабатывать средства на свое обучение и содержание. В Японии обучение детей с 6 до 15 лет в начальной и первой ступени средней школы объявлено всеобщим и бесплатным. Вторая же ступень средней школы частично платная, причем рост численности школ второй ступени наблюдается в районах, где проживает состоятельная прослойка общества. В префектуре Иватэ, например, на тысячу с лишним школ обязательного обучения приходится всего 130 государственных (бесплатных) школ "торой ступени. В Токио же их более 60%, в Иокогаме и Осаке -около 40%. Во многих случаях это крупные учебные заведения, насчитывающие до 3 тыс. учащихся, с очень высокой платой за обучение.
· возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета. В США, например, на нужды образования выделяют из федерального бюджета 12% средств. В других странах этот процент значительно меньше, что, безусловно, не может не отражаться на школьном образовании и сдерживает рост качества учебно-воспитательной работы.
· расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие. Эта тенденция основана на том, что учащиеся имеют различные склонности и способности, которые на более поздних ступенях обучения в школе определяются довольно четко. Например, в Австрии имеются три основных типа школ. К первому типу относятся реальные гимназии, в которых учащиеся получают углубленную подготовку по математике и естественно-научным предметам. Вторым типом являются экономические реальные гимназии, которые на общеобразовательной основе дают основательное специально-экономическое образование. Наконец, третий тип составляют гимназии гуманитарного профиля, в которых главное внимание уделяется изучению иностранных языков. В США дети учатся от 6 до 18 лет, но обязательное посещение школы - до 16 лет.
· разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в IX-XII классах в качестве обязательных являются два предмета - английский язык и физическое воспитание. Так, в школе "Ньютон Hope" на выбор учащихся предлагается около 90 предметов по следующим циклам:физическое воспитание, кроме общей физической подготовки, - аэробика, современные джазовые танцы, водные игры и т.д.;родной язык - факультативные курсы: мифология, научная фантастика, искусство пропаганды и рекламы, режиссура, создание кинофильмов и т.д.;иностранные языки - французский, испанский, русский, немецкий, итальянский, латинский, китайский;общественные науки - мировая история, Европа с 1450 г. до настоящего времени, Европа XX в., Древняя Греция, закон и общество, проблемы современного общества, цивилизация Китая, русская история, история США и т.д.;домоводство - продукты и питание, искусство кулинарии, семья, мода, одежда, уход за ребенком, основы интерьера и т.д.
· сочетание школьных занятий с самостоятельной работой учащихся в библиотеках, учебных кабинетах. В вышеназванной школе "Ньютон Hope" учебные занятия в педелю составляют 22 часа (по субботам занятия в школе не проводятся). Это позволяет учащимся на протяжении 1-2 часов ежедневно работать в библиотеке, самостоятельно приобретать или углублять свои знания.
Таким образом, требования общества к повышению уровня образования и культуры населения постоянно возрастают, несомненно, что система образовательно-воспитательных учреждений будет и в дальнейшем расширяться и совершенствоваться.