ВОПРОС 21. Принципы и методы воспитания.
Принцип — положение, проистекающее из цели воспитания и из природы воспитания.
1.(По учебнику Пидкасистый) Первый принцип воспитания, вытекающий к цели воспитания, учитывающий природу воспитательного процесса, — ориентация на ценности и ценностные отношения.
Данный принцип означает постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию... и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.
2. ( по учебнику Пидкасистый) Второй принцип воспитания, вытекающий из природы воспитательного процесса и учитывающий поставленную цель воспитания, — принцип субъектности. Согласно этому принципу, педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
3.( по учебнику Пидкасистый) Третий принцип воспитания, дополняя предыдущие два, тоже вытекает из природы воспитательного процесса и поставленной цели воспитания- принцип целостности.
Принцип целостности предписывает видеть в отдельном акте поведения ребенка его отношение, но и учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира, проявляющая отношение людей к миру.
· ( по учебнику Маленковой) В последнее время педагоги обратились вновь к принципу культуросообразности, открытому еще Я.А. Коменским, ставшему предметом изучения многих выдающихся педагогов прошлого (Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.). Этот принцип определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, растящей и питающей личность (П. Флоренский).
Методы.
А) ( по лекционным его)Методы воспитания – это конкретные способы формирования чувств, поведения в процессе решения педагогических задач в совместной деятельности воспитуемых с воспитателями. Это способ управления деятельностью, в процессе которого осуществляется самореализация и развитие личности.
Методы воспитания:
* убеждение;
* упражнения;
* предъявление воспитаннику .социально-культурной нормы
* отношения и поведения;
* воспитывающие ситуации;
* стимулирование деятельности и поведения.
Б) (по нашему учебнику Коджаспирова)
Методы воспитания - общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.
1)Методы формирования сознания – методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок. | |
Рассказ | Небольшое по объему связное изложение( в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и поступков |
Беседа | Вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки собственных оценок |
Лекция | Последовательное монологическое изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования |
Диспут | Спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей |
Анализ воспитывающих ситуаций | Способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных конфликтах, проблемных нравственных ситуациях |
Пример | Метод, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности |
2) Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников- пути воздействия на предметно- практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации | |
Упражнение | Многократное повторение определенных действий и поступков с целью их усвоения |
Приучение | Интенсивное упражнение с целью быстрой выработки привычки, навыка |
Поручение | Передача воспитаннику определенных функций в выполнение общественно полезного дела и ответственности за него |
Воспитывающие ситуации | Это те ситуации, в процессе которых воспитанник ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки |
3)Методы стимулирования деятельности и поведения- методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развитие у них положительной мотивации поведения | |
Требование (прямое требование-приказ, запрет; косвенное- совет, просьба, намек) | Педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности |
Поощрение | Стимулирование положительных проявлений личности высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности |
Наказание | Торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния |
Метод естественных последствий | Немедленная ликвидация последствий неорганизованных поступков детей, логика которой бывает предельно ясной, а требования выступают как вполне справедливые |
Соревнование | Метод стимулирования активности воспитанников путем создания условий, когда каждый участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими |
«Взрыв» | Метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанниками( воспитанником) доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является какая- либо резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника |
4) Методы самовоспитания- методы воздействия на сферу саморегуляции, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции. |
5) Методы контроля и самоконтроля-пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий и взаимодействия | |
Педагогический консилиум | Совещание, консультация учителей и воспитателей с целью более глубокого изучения личностны проблем воспитанника, его успеваемости, поведения и выработки пути дальнейшей работы с ним по устранению обнаруженных недостатков в обучении, развитии и воспитании и оказанию педагогической помощи и поддержки |
Психодиагностика | Методы психологического исследования и коррекции |
ВОПРОС 22. Закон «Об образовании».
Право на образование
• В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Обязанности и ответственность обучающихся
Обучающиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.
Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся,
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
ВОПРОС 23. Принципы государственной политики в области образования.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
(Данный принцип устанавливает рамки, в которых определяется содержание образования, формируются методы образования, важнейшие установки образовательной политики. Он полностью соответствуют положениям Конституции РФ, устанавливающим правовой статус личности. Российское образование имеет давние и богатые традиции. Названные принципы максимально полно их учитывают, подытоживая достижения отечественного образования, его нацеленность на общечеловеческие и универсальные ценности. Свободное развитие личности в качестве принципа образовательной политики государства означает признание за ней собственной позиции и права на самоопределение в процессе образования.)
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
(Этот принцип является одной из важнейших гарантий реализации конституционного права на образование. Каждый, независимо от его пола, возраста, национальной принадлежности, вероисповедания, местожительства, экономического достатка, имеет доступ к получению образования в рамках, установленных законом.
В ряде случаев для обеспечения общедоступности образования необходимо адаптировать систему образования к особенностям развития и подготовки обучающегося или воспитанника, например образовательные учреждения компенсирующего вида для детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 года № 288[7] было утверждено Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Профессиональное образование инвалидов осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов (см., например, письмо Минобразования России от 25 марта 1999 года № 27/502-6[8]).
Адаптивность системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников проявляется также и в создании образовательных учреждений, реализующих образовательные программы повышенной сложности.)
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
(принцип, вытекающий из положений статьи 14 Конституции РФ: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».)
5) свобода и плюрализм в образовании;
(Образование в демократическом обществе должно быть свободным, обеспечивающим плюрализм мнений, взглядов и убеждений. В противном случае невозможно воспитать подлинно свободную и независимую личность, гарантировать многие конституционные права и свободы (свобода мнений, творчества и т.д.).
Конечно, свободу и плюрализм в образовании не следует воспринимать как вседозволенность, пропаганду и реализацию идей, запрещенных законом (расовая, религиозная и национальная вражда и нетерпимость, фашизм, пропаганда войны и т.д.).
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
(Демократизм управления образованием предполагает выборность органов управления (например, избрание ректора, деканов факультетов, заведующих кафедрами в высших учебных заведениях), коллегиальный характер управления (педагогический совет, ученый совет и т.д.), представительство в органах управления образованием обучающихся, представителей общественных организаций и т.д., публичность и гласность при принятии управленческих решений, создание системы эффективного контроля и т.д.
Управление образованием носит государственно-общественный характер. Это означает активизацию общественного участия в управленческой деятельности: общественность получает представительство в органах управления образованием, создаются различные общественные органы управления образованием (попечительские, родительские советы и т.д.). начительными полномочиями обладает вуз в сфере организационно-кадровой политики. Он самостоятельно определяет структуру управления, решает вопросы распределения должностных обязанностей, штатного расписания, подбора, приема на работу и расстановки кадров и т.д.
Им самостоятельно формируется студенческий контингент. Однако, реализуя данные полномочия, вуз должен руководствоваться установленными для него контрольными цифрами и квотами, оговоренными лицензией.
Высшее учебное заведение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в рамках, очерченных уставом, лицензией и свидетельством о государственной регистрации. Вуз разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы, программы учебных курсов; организует методическое обеспечение образовательного процесса; осуществляет контроль успеваемости и промежуточную аттестацию студентов.
К компетенции вуза относится ряд вопросов оплаты труда работников: установление ставок заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных финансовых средств (с учетом установленных ограничений), надбавок и доплат к должностным окладам работников, определение порядка и размеров премирования работников вуза и т.д.
Высшее учебное заведение осуществляет материально-техническое обеспечение образовательного процесса, оборудование учебных помещений в соответствии с установленными требованиями и в пределах собственных финансовых средств. Им создаются также необходимые условия нормального функционирования подразделений общественного питания, медицинских учреждений и т.д.)
Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан России на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.
Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные); ведомственные; республиканские (республик в составе Российской Федерации); краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.
ВОПРОС 24. Проблемы социализации личности и непрерывного и дополнительного образования.
Упреждая описание концепции и системы дополнительного непрерывного образования, подчеркнем ее инновационность, отличие от концепций прошлого века. Дело в том, что в российской педагогике около полувека используется термин «непрерывное образование» и «концепция непрерывного образования». Однако до последнего времени не использовался термин «непрерывное дополнительное образование».
В науке исследованы и систематизированы периоды развития непрерывного образования и системы непрерывного образования. В.Г. Онушкин выделяет 4 хронологических этапа развития непрерывного образования. 50-60 гг. XX в.: непрерывное образование трактуется как образование взрослых, как компенсация школьного образования. 60-е гг. XX в.: непрерывное образование рассматривается как повышение квалификации с целью более эффективного участия в производстве. Конец 60-х гг. XX в.: непрерывное образование предстает как средство получения квалификации для работы в различных отраслях. 70-е гг. XX в.: сделан упор на образование, способствующее адекватной адаптации к жизни в современном обществе.
Иную периодизацию истории развития концепции непрерывного образования дает Е.П. Тонконогая. Критерием выделения этапов служит представление о сущности непрерывного образования. В данной периодизации учтены как развитие практики, так и отражение непрерывности образования в науке. Ею выделяются три этапа: 60-е гг. XX в.: непрерывное образование отождествляется с после- школьным образованием взрослых. 60-70-е гг. XX в.: непрерывное образование рассматривается как система образования в целом. С 70-х гг. XX в. по настоящее время: унификация теории непрерывного образования.
В.Г. Осипов в формировании концепции непрерывного образования выделяет 5 стадий: констатационную (конец 50-х годов XX в.) - выработка понятийного аппарата концепции; феноменологическую (60-70-е гг.) - описание непрерывного образования как явления; методологическую (70-е гг.) - разработка концептуальных моделей непрерывного образования; «теоретической экспансии и конкретизации» (конец 70-х - 80-е гг.) - распространение и конкретизация обобщенной модели непрерывного образования, сегментацией ее по звеньям системы, появлением частных моделей; практического приложения (80-90-е гг.) - решение практической задачи создания системы непрерывного образования.
Приведенные периодизации демонстрируют, что между явлениями дополнительного и непрерывного образования сложились достаточно тесные связи, а в отдельные периоды их исторического развития они отождествлялись в некоторых аспектах. В процессе исторического развития теории и практики непрерывного образования стало ясно, что до начала XXI века существовала и значительная неопределенность в понятийном аспекте отражения непрерывного образования. Одновременно продолжают сосуществовать термины «непрерывное образование», «перманентное образование», «возобновляемое образование», «образование через всю жизнь». В определенных смыслах непрерывное образование трактуется как «опережающее образование», «компенсирующее образование». Исторически непрерывное образование возникло как образование дополнительное. Поэтому в некоторых смыслах трактовки непрерывного и дополнительного (особенного профессионального) образования совпадают. В этом смысле история становления дополнительного образования неотделима от истории становления непрерывного образования, и в исторической ретроспективе целесообразно их совместно изучение.
Следует также отметить, что все вышеназванные периодизации относятся к прошлому столетию и не учитывают уже вполне сложившиеся тенденции последних десятилетий, которые ко всему прочему, заставляют по- новому взглянуть на развитие непрерывного образования в исторической ретроспективе. В настоящее время объем понятия «непрерывное образование» включает довольно многообразные его виды, преемственное и взаимно дополняемое образование в разных подсистемах: образования и самообразования, образования и дополнительного образования детей и взрослых, профессионального образования, образования взрослых, преемственной системы общего и профессионального образования.
Развитие системы непрерывного образования и отражение ее в соответствующих развивающихся концепциях позволило сделать выводы, которые были невозможны при одностороннем взгляде на проблему в предшествующие исторические периоды.
Прежде всего, можно констатировать, что наметилась тенденция приобретения образованием свойства целостности как в онтогенезе отдельного человека, так и в системном отражении образования в науке. В этом смысле нельзя не признать правоты сторонников создания единого закона об образовании, в котором нашли бы отражение его формальные, неформальные и информальные формы. Это первая, интеграционная сторона процесса становления целостной системы образования.
С другой стороны, только лишь с 1992 г. можно считать, что дополнительное образование оформилось как самостоятельная система со своими задачами, подсистемами, уровнями представления, целевой аудиторией, всей совокупностью внутренних и внешних связей. Это свидетельствует о дифферен- ционных процессах в становлении зрелой системы образования, которые приводят к некоторой автономизации подсистемы непрерывного дополнительного образования, что позволяет по-прежнему рассматривать ее как отдельный предмет исследования, но на новом уровне научного познания соответствующего явления. Таким образом, в единстве интеграции и дифференциации как противоположностей становится целостность непрерывного образования, а также непрерывного дополнительного образования как его подсистемы.
Описывая тенденции развития системы непрерывного дополнительного образования на современном этапе необходимо руководствоваться определенными критериями характеристики исторических этапов ее развития: влияние других аспектов и условий жизнедеятельное™ людей на развитие образования; социально-возрастная стратификация общества и образовательные потребности людей, относящихся к разным стратам; законодательные, нормативно-правовые предпосылки и условия для непрерывного дополнительного образования; уровень научного отражения и обоснования непрерывного (в том числе, дополнительного) образования; содержание, формы и методы практики осуществления непрерывного дополнительного образования; функции непрерывного дополнительного образования.
Охарактеризуем современный этап развития непрерывного дополнительного образования с позиции выявленных критериев.
Дополнительное образование развивается в наши дци в условиях глобализации во всех сферах жизнедеятельности людей. Многие проблемы приобрели общечеловеческий, планетарный характер, и решение их стало возможным только в условиях всемирной экономической, политической, социальной, культурной интеграции и унификации. Интеграция требует повышения мобильности людей планеты в разных ее проявлениях: в житейских и профессиональных, в экономических и меж- культурных. Интеграция и унификация приводят к тенденции выравнивания требований к квалификации, компетентности специалистов в рамках конкретной сферы жизнедеятельности и соответственно к росту конкурентности между ними. К определенной унификации измерения результатов и качества образования стремятся сторонники Болонского соглашения.
Следующим внешним условием, влияющим на современное развитие дополнительного образования, является информатизация общества, в которой подчеркнем значимые для нас черты: единство, целостность информационного пространства, его неоднородность, динамичность, быстрое развитие и возрастание энтропии в нем. К информационным факторам, обусловливающим необходимость постоянного повышения образовательного и профессионального уровня человечества, относятся быстрое старение знаний в результате развития науки, техники, практики; быстро увеличивающийся объем научной информации; развитие новых областей знаний; необходимость введения новых специальностей; расширение и дифференциация существующих научных направлений; необходимость совершенствования управления на научной основе и др.
Наряду с названными проявлениями глобализации и информатизации в современном мире сильны тенденции человекоориентированности всех существующих сфер. Завоевывают популярность демократические формы правления. Во взаимоотношениях между людьми ведущее место занимают субъект - субъектные взаимоотношения. В нашей стране в течение последних лет разрабатываются социально ориентированные национальные проекты, провозглашена приоритетность социальной политики. Демократизм, приоритет личности, ее социальных прав провозглашены в большинстве конституций стран мира, в документах европейского и мирового уровней.
Названные тенденции приводят, прежде всего, к существенному возрастанию роли и доли дополнительного образования в общей системе образования. Оно становится не просто более востребованным, а приобретает необходимый характер, обусловленный образовательными потребностями человека в его онтогенезе с учетом его социально-возрастных ролей, и выполняет значимые для жизнедеятельности человека функции. Таким образом, дополнительное образование становится необходимым сопровождением человека в течение всей его жизни и условием обеспечения разнообразных аспектов его жизнедеятельности.
Наблюдается значительное развитие морфоструктурной составляющей подсистемы дополнительного образования. Тесно связываются социально-экономические и образовательные системы: так, многообразные связи образовались между системой дополнительного образования и развитием человеческих ресурсов (общества, организации), между дополнительным образованием кадров организации и ее конкурентоспособностью и экономической эффективностью. При этом имеет место и особенность управления дополнительным образованием: сочетание управления с самоуправлением, с рефлексивным управлением. Человеку принадлежит главная роль в выстраивании своей индивидуальной траектории образования (в том числе дополнительного образования) в течение всей жизни.
Структура дополнительного образования как вида развития человека обусловливается на современном этапе особенностями его индивидуального развития, а также характерной для определенной культуры социально-возрастной стратификацией общества. Расшифровка этого тезиса базируется на многозначности понимания возраста и возрастных периодизаций.
Причем, наибольший интерес приобретают не хронологические возрастные периоды, а относительный возраст человека с точки зрения разных систем отсчета. Среди предложенных И. Коном систем отсчета возрастных периодов (онтогенез - индивидуальное развитие; социально-возрастная структура общества (возрастная стратификация общества); отражение возрастных особенностей в культуре (сложившиеся представления)) нельзя останавливать выбор на одной. Каждая система отсчета по-своему является основанием выстраивания непрерывной системы дополнительного образования.
В онтогенезе имеет место индивидуальная траектория образования и дополнительного образования человека, в частности основанная на его задатках, степени развития способностей в том или ином хронологическом возрасте, потребностях, возникающих в те или иные периоды его жизнедеятельности, исполняемых конкретным человеком социальных ролей. Традиционно систему дополнительного образования связывают с образованием детей и образованием взрослых. В последней подсистеме отдельно выделяют дополнительное профессиональное образование. В онтогенезе рассматривают биологический и социальный возраст. Биологический возраст отражает рост, развитие, созревание, старение организма. Он определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Социальный возраст определяют исполняемые конкретным человеком социальные роли.
Социально-возрастная структура общества является основанием выделения инвариантных ступеней дополнительного образования. Она связана с выполнением типичных ролей представителями различных социально-возрастных групп (страт). Страты характеризуются юридическими и фактическими социальными ролями своих представителей; социально-психологическими экспектациями по отношению к ним; социальными санкциями (требованиями) к ним. Дополнительное образование для каждой социально-возрастной страты направлено на оказание помощи людям в исполнении их социальных ролей, в обеспечении соответствия их образовательного уровня социально-психологическим экспектациям и санкциям. В отличие от онтогенеза, возрастная стратификация общества является основанием дифференциации программ дополнительного образования по вышеназванным критериям, характеризующим целевую аудиторию. Так, для дошкольников это могут быть разнообразные программы, способствующие развитию задатков, готовящие детей к школе, в том числе помогающие их социализации, укрепляющие их здоровье. Для младших школьников характерными могут быть программы дополнительного образования, способствующие развитию интересов к разным сферам жизнедеятельности, для старших школьников - позволяющие углубленно изучить цикл профильных дисциплин, которые окажутся полезными в будущей профессиональной деятельности, а первоначально - в ее выборе. Для разных социально-возрастных групп взрослых программы дополнительного образования способствуют исполнению социальных ролей и обеспечению удовлетворения экспекциям и санкциям, характерным для какого-либо определенного возраста; например, программы для родителей, программы дополнительного профессионального образования.
Культурно-возрастные основания также играют немаловажную роль при выстраивании непрерывной (через всю жизнь) системы дополнительного образования. Главным образом, это влияние осуществляется через определение характерных социальных ролей, выражение экспектаций и санкций, типичных для той или иной культуры. В онтогенезе человек проявляет себя представителем какой- либо культуры, а также, возможно, некой характерной для нее субкультуры. Соответствующие ценности, принятые культурные традиции оказывают влияние на выбор им индивидуальной траектории дополнительного образования на протяжении всей жизни.
Законы развития (плюралистичность и разноплановость, способность к развитию от зачатия до смерти, межиндивидуальная изменчивость, внутренняя и внешняя обусловленность (JI. Шеррод, О. Брим); гетерохрон- ность (асинхрония) развития, несовпадение периодов индивидального и социально-возрастного развития (И. Кон)) обусловливают многообразие и неповторимость индивидуальных траекторий дополнительного образования каждого человека в течение всей жизни.
Законодательные, нормативно-правовые основы дополнительного образования через всю жизнь содержатся в законе РФ «Об образовании», а также в продолжающих действовать положениях и требованиях к дополнительному образованию. Однако в них не находят отражения проявив