ВОПРОС 14. Система и методы проверки знаний. Контроль как педагогическая проблема.
История педагогики дает интересные формы контроля: бригадно-лабораторный метод, самоучет в коллективе, отчетные выставки и т.д.
До революции в России была принята шестибалльная система оценки знаний от нуля до пяти. После упразднения «нуля» все реже ставили «единицу», а потом и «двойку». Вместо пятибалльной системы оказалась трехбалльная.
Российская академия образования предложила двенадцатибалльную систему оценок, в которой «1» – «спасайте», а «12» – «ура», появился одаренный ученик. Затянувшаяся на двадцать лет образовательная реформа вряд ли скоро внедрит новую шкалу оценок, поэтому педагоги ищут стимулы повышения роли пятибалльной системы оценок:
· выставление оценок с «плюсом» и «минусом»;
· к цифровым оценкам добавляются словесные;
· в дневнике пишется обращение к родителям.
В современной педагогике не установились понятия «оценка», «контроль», «проверка», «учет». Общим понятием является контроль – выявление, измерение и оценивание знаний и умений.
Система проверки знаний состоит из следующих звеньев:
· предварительное выявление уровня знаний в начале учебного года;
· текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы;
· повторная проверка, как и текущая, должна быть тематической для укрепления знаний;
· периодическая проверка знаний по разделу курса для диагностирования качества усвоения и обобщения;
· итоговая проверка и учет знаний в конце обучения;
· комплексная проверка способности применять знания ряда предметов для решения практической задачи.
Три основные функции проверки:
1. Контролирующая – основная для выявления состояния знаний, умений, навыков перед продвижением в обучении.
2. Обучающая – сопутствующая контролирующей, поскольку при ответе товарища идет самоконтроль, повышается активность в повторении материала и появляется возможность для дополнительного объяснения педагога.
3. Воспитывающая – тоже сопутствующая, так как приучает к систематической работе, дисциплинирует, вырабатывает волю и привычку к самостоятельной подготовке, уверенность в себе и ответственность.
Система методов:
1. Текущая проверка знаний
2. Итоговая
Ктекущей проверке относятся методы: индивидуальный опрос, письменные работы, программированное обучение, семинары, деловые игры, повседневные наблюдения.
К итоговым методам проверки относятся экзамены и зачеты.
Современные виды модульного обучения используют рейтинговый контроль, который имеет ряд преимуществ:
· контроль одновременно средства обучения и обратной связи;
· развернутая оценка результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;
· реализует мотивационную и воспитательную функции.
В настоящее время широкое распространение получило тестирование, что позволяет вырабатывать быструю реакцию на вопросы, ускоряет процесс проверки, обеспечивает высокую объективность, развивает логическое мышление, целенаправленность, точность, лаконичность.
Применение диагностических тестов за рубежом имеет полуторовековую историю. Последние пятнадцать лет развитие зарубежного тестирования привели к глубокой оценке роли, возможности и ограничений. В России практически введен единый государственный экзамен для большинства выпускников школ, результаты ЕГЭ используются при поступлении в профессиональные учебные заведения.
Цель оценки знаний – добиться принципа добровольности обучения. Это значит и контролирование обученности и готовности к самостоятельным и творческим решениям, способности определения личного рейтинга – показателя значимости человека в обществе.
Цели и задачи обучения, требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам учащихся могут быть по-разному заданы, описаны и поняты. Они различаются по содержанию, которое должно быть усвоено, по требованиям к качеству знаний (полнота, глубина и пр.), по уровням усвоения материала (узнавание, понимание, применение и т.д.), по типу формируемой ориентировочной основы. С педагогической точки зрения цели обучения будут иметь смысл, если их можно проверить, четко представлять, какие качества подлежат оценке, как выделить и оценить степень сформированности этих качеств с помощью определенных заданий. Сложность возникает с целями, связанными с личностными результатами освоения программы, так как их сложно (или невозможно) разложить на отдельные компоненты, следовательно, проконтролировать.
Другой аспект связан с реализацией правильно поставленной цели, которая происходит во взаимодействии учеников и учителя. Не редко реализация цели приводит лишь к частичному совпадению планируемых и достигнутых результатов, но может привести и к противоположному результату. Особую важность приобретают условия реализации поставленной цели. Даже правильно и точно выбранная цель не будет реализована, если условия для ее реализации не созданы.
Следующая проблема возникает на этапе подбора форм и методов контроля. «Иногда выбранный способ контроля не проверяет заданную цель. Учитель, например, пытается узнать, как ученик понимает материал, применяет полученные знания на практике, и для этого задает вопрос на пересказ текста. Однако пересказ материала не является критерием его понимания, а тем более применения