II.3.Методика по развитию мышления дошкольников.
Мышлениеи восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста.
В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления — словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.
---В качестве упражнений прекрасно подходят всем известные задания на подбор
аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «морской
бой», «крестики-нолики», шашки, карты; шарады; задания типа «найди семь
отличий» и т. п.
1. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).
У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).
У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).
У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).
2. «НАЙДИ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ».
Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.
Например,
соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль,
заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т.д.
3. «ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ».
Объясните
ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих
предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например,
словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.
Но
есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они
являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например
яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие,
маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите
ребенка подобрать общее понятие к частным.
Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда:
• огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;
• овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.
4. «ЧЕГО БОЛЬШЕ?»
Ребенок
должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники
или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или
млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников,
пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ.
5. «ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ».
Задание,
обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом
которого является общее понятие, например природа, а ветвями — более
частные, например живая — неживая. Затем от слова живая — соответственно
ветви: растения — животные — люди и т.д. Следующее разветвление идет,
например, от слова животные: домашние — дикие или: птицы—змеи—рыбы
—насекомые и т.д.
6. «ПОДБЕРИ ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ».
Предложите
ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко,
груша — ...; стул, шкаф — ...; огурец, капуста — ...; ботинок, сапог —
...; кукла, мячик — ...; чашка, тарелка — ...; кошка, слон — ...; нога,
рука — ...; цветок, дерево — ...; окунь, щука — ...; роза, одуванчик —
...; март, сентябрь — ...; дуб, береза — ...; фонарь, лампа — ...:
дождь, снег — ...
Это же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.
7. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗЦУ».
Для данного упражнения можно использовать детское лото.
Разложите
картинки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к
эталонной. Например, к яблоку — все картинки, на которых изображены
фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним,
почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы.
Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например по форме, цвету или функциональному назначению.
8. «РАЗЛОЖИ ПО ГРУППАМ».
Ребенку
предлагается некоторое количество изображений, которые он должен
разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда,
животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и
перечислить (назвать) все ее составляющие.
9. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОБОБЩАЮЩЕМУ СЛОВУ».
По
заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель,
предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок
должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.
II.4.Методика по развитию внимания дошкольников.
1. Где, чей домик?
Игра, развивающая устойчивость внимания. Необходимо предложить ребёнку рисунок с изображением 7 разнообразных зверей, каждый из которых торопится в свой домик. Линии, животных соединяют с их домиками. Необходимо определить, где, чей домик, но карандашом не проводить по линиям. Если задание трудно для ребёнка, тогда можно разрешить, однако с течением времени нужно отложить карандаш или маркер в сторону.