I. 2.Методика развития грамматического строя детей дошкольного возраста.

Грамматика – это наука о строе языка, его законах. Грамматика – это система, объединяющая словообразование морфологию и синтаксис.

Методы формирования грамматически правильной речи: дидактические игры, лексико-грамматические упражнения, игры-драматизации, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок, составление детьми текстов, чтение художественных произведений .

Ведущие приемы: образец правильной речи, объяснение, сравнение, повторение, указание, создание проблемных ситуаций, исправление ошибок, вопросы, подсказ правильной формы.

Словарная работа в д/с - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

В совр. методике (Логинова, Яшина, Гербова, Старжинская и др.) словарная работа рассматривается как деятельность, направленная на освоение детьми словарного запаса 2-х близкородственных языков. Лингвисты выделяют такие хар-ки слова как: 1.Звуковая форма; 2.Грамматическое оформление; 3.Семантическая валентность, т.е. наличие значения, способности сочетаться с другими словами.

В изучении грамматического строя речи дошкольников А.Г. Арушанова выделяет несколько направлений:

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ связано с исправлением (предупреждением) неточностей и ошибок,свойственных детям (спряжение глаголов,

множественное число и родовая принадлежность существительных и пр.).

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ–выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их

абстрагирование и перенос на новые области действительности.

ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования.

у детей необходимо сформировать элементарное представление о структуре

предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого они должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца. Мы должны научить ребенка пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей, чтобы в процессе формирования грамматического строя речи обеспечить сознательный выбор необходимых средств при построении связного

монологического высказывания.

СТАРШАЯ ГРУППА

При формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и имен существительных, образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).

У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть: учит, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: веселый —

весело; быстро... (быстрый), громко... (громкий).

Дети находят родственные слова в контексте, например со словом желтый: В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях... (желтеют).Умение образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами помогает детям понимать различие смысловых оттенков слова: береза —березка —

березонька; книга —книжечка —книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал —забежал —подбежал) и имен прилагательных (умный —умнейший, плохой —плохонький, полный —полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания. Такие задания тесно связаны с развитием умения догадываться о значении незнакомого слова. (Почему шапку называют ушанкой?)

Составление коллективного письма в ситуации «письменной речи» (ребенок диктует —взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической структуры предложения.

В старшей группе вводится новый вид работы —ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова —из слогов и звуков, т. е. выработка у детей осознанного отношения к речи, является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.

Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи, так как они составляют основной её фонд.

Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

«ОДИН-МНОГО»

Цель: закрепить представление о множественном числе существительных.

Эта игра упражняет детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; учит их подбирать к словам определения и действия, согласовывать их.—Это... стол, а это... (столы). Здесь много.... (столов). Какие столы? (Деревянные, письменные, обеденные).—Это.;, ромашка, а это... (ромашки). В букете много.... (ромашек). Какие они? (Белые, с желтой серединой.) Что еще бывает белым? Желтым? Как ты понимаешь выражение

«Скатерть бела весь мир одела»? Где встречается такое выражение? (В сказках, загадках.) В каких сказках? (О зиме.)—Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает».

Это... (лук). Какой он? (Желтый, сонный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображено много предметов, например: лыжи, коньки, предметы мебели, одежды и т. п.—

Чего здесь много?—

А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Лыж, коньков, столов, платьев.)

Очень важно показать детям, как от изменения слова с помощью аффиксов (суффиксов и приставок) меняется его смысл. Используются упражнения, включающие лексические и грамматические задания. Различая оттенки слова, дети по-иному воспринимают смысл его в том или ином контексте. Приведем примеры таких упражнений.

«БРАТ -БРАТЕЦ -БРАТИК»

Цель: различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности, уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом.

—Послушайте слова, которые я вам назову, и скажите, чем они отличаются: мама —мамочка —мамуля; брат —братец —братик; дерево —деревце; заяц —-заинька —зайчишка -зайчище; дом —домик —домище. (Многие слова звучат ласково.) Какие из этих слов встречались вам в сказках? (Братец в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», заинька, зайчишка во многих сказках о животных.)—

Придумайте короткую сказку про зайца и зайчишку.—Чем отличаются слова: бежать —подбежать —выбежать; писать —переписать —подписать; играть —выиграть —проиграть; смеяться —засмеяться —высмеять; шел -отошел

—вошел? Составьте предложения с любыми двумя словами, которые вы услышали. (Мы играли в домино. Вова выиграл, а я проиграл.)—Объясните, чем отличаются эти слова: старый —старенький; умный —

умнейший; злой —злющий; толстый —

толстенный; полный —полноватый?

«БЕЖАТЬ -МЧАТЬСЯ»

Цель: учить детей объяснять оттенки значения глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов.

—Как вы понимаете слова? Чем они отличаются? Засмеялись—

захихикали; бежать —мчаться;пришли —приплелись; плакать —рыдать; разговаривать —болтать; думать —размышлять; открыть —отворить;отыскать

—найти; зябнуть —мерзнуть; поразить —удивить; шалить — забавлять —

развлекать; прощать —извинять; звать —приглашать; вертеться —кружиться; греметь —грохотать; опасаться —бояться; бросать —кидать;

Придумайте предложения с любой парой слов.

«КТО ХИТРЕЕ?»

Цель: подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имен прилагательных; образовывать новые слова (имена прилагательные) с помощью суффиксов еньк —оньк, оват —ев am; ущ —ющ; енн —

ейш.

—Вспомним сказку «Лиса и журавль». Какой показана в сказке лиса? (Зубки острые, шубка тепленькая, она красивая.) А какой характер у лисы? (Она хитрая, лукавая, коварная.)

Какой был журавль в сказке? Если лиса хитрая, то журавль оказался еще... (хитрее) или... (хитрющий). Лиса умная, а журавль (еще умнее, умнейший).

—Волк злой, а волчище... (еще злее, злющий). Заяц труслив, а зайчишка... (еще трусливее,

трусоватый). Этот человек худой, а этот... (еще худее, худющий). Один человек полный, а другой не совсем полный, а... (полноватый). Этот человек толстый, а тот еще... (толще, толстенный).

—Будьте внимательны! Этот дом большой, а этот... (еще больше, большущий).

Этот платок синий, а этот не совсем синий, а... (синеватый). Этот лист зеленый, а этот... (еще зеленее). Этот лист зеленый, а этот не совсем зеленый, слегка... (зеленоватый). Это платье красное, а это не совсем красное, а... (красноватое).—

Бабушка старая. А как сказать ласково? (Старенькая.) Умный щенок. А как сказать по-другому? (Умненький.) Рисунок плохой или... (плохонький, плоховатый).

Наши рекомендации