Речевые и грамматические ошибки.

Речевые и грамматические ошибки.

Наиболее сложными для восприятия и осознания являются речевые и грамматические ошибки.

Рассмотрим их виды подробнее.

Речевые ошибки и недочёты.

1. Употребление слова в несвойственном ему значении

Поскользнувшись, я упал навзничь и ушиб колено» (вместо ничком). Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег.

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

Автор текста увеличивает (вместо усиливает) впечатление. В этот день закоренелые (вместо истинные) патриоты вышли на улицы города.

3. Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удаѐтся объегорить( вместо обмануть) других. На вратаре майка, напяленная (вместо надетая) на рубашку. На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю (вместо свѐклу и лук).

4. Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он (вместо текст, который написал…) относится к художественному стилю.

5. Неуместное употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох

По задумке (вместо замыслу) автора, герой побеждает. Молчалин работает (вместо служит) секретарем у Фамусова.

6. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю (вместо заглядываю) в словарь. Моѐ отношение к этой проблеме не поменялось (вместо изменилось).

7. Неразличение паронимов

Были приняты эффектные (вместо эффективные) меры. Мама велела мне взять свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался.

8. Неразличение синонимичных слов

Имя этого поэта знакомо (вместо известно) во многих странах. В конечном (вместо последнем) предложении автор применяет градацию.

9. Употребление лишних слов (плеоназм)

Молодая девушка; очень прекрасный.

10. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается (вместо говорится, речь идѐт) о реальных событиях.

11. Неоправданное повторение слова

В этой главе мы узнаѐм, что Маша стала сиротой. Маша (вместо девушка) потеряла отца и мать. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного (вместо Герой рассказа не задумывается над своим поступком, не понимает всей глубины содеянного).

12. Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Наступил август месяц (вместо август). Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом (об этом – лишнее) позаботится книжный наш магазин.

13. Нарушение порядка слов

Тут я увидела в новых джинсах Наташку (вместо Наташку в новых джинсах). Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову (вместо Кирибеевич первым ударил Калашникова в грудь).

14. Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Грамматические ошибки

1. Ошибочное словообразование.

Благородность (благородство), подчерк (почерк), трудолюбимый (трудолюбивый), надсмехаться (насмехаться).

2. Ошибочное образование форм слов

более интереснее (более красивый), красивше (красивее). Сколько (скольких) нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности.

3. Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися (увлекающихся) джазом.

4. Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую (красивой). Все удивлялись его силой (силе).

5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали (возражало) против такой оценки его творчества. Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (художественная сторона произведения).

6. Нарушение способа выражения сказуемого

Все были рады, счастливы и веселые (весѐлы). Дубровский сам был гвардейский офицер (гвардейским офицером).

7. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Уроки учат нас любить литературу и многим хорошим качествам (любви к литературе и многому хорошему). В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю (и о том, почему я его люблю).

8. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает чувство сопереживания (я сопереживаю героям). Глядя на картину (когда гляжу на картину), эмоции переполняют меня.

9. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами (снегом, проваливающимся под ногами). Марью Кирилловну заперли в комнату, пытающуюся спастись от князя (Марью Кирилловну, пытающуюся спастись от князя, заперли в комнату).

10. Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве (Эта книга, которую я прочитал ещѐ в детстве, научила меня ценить и уважать друзей). Человеку показалось то (лишнее слово), что это сон.

11. Смешение прямой и косвенной речи

Базаров говорит Аркадию, что твой (его) отец – человек отставной, его песенка спета. Автор сказал, что я (он) не согласен с мнением рецензента.

12. Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно (Когда герой опомнился, было уже поздно). Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он не умел играть. Потому что он был невысокого роста (Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он не умел играть и был невысокого роста).

13. Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (решение) провести субботник.

14. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Когда наступил декабрь, погода резко изменяется (изменилась). Замирает (замрѐт) на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

15. Ошибки, связанные с употреблением частиц

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы (лишнее слово) подпись художника. В тексте всего раскрываются (раскрываются только) две проблемы.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

1. У числительных от пяти до двадцати и числительноготридцатьпишется буква ь на конце, а у числительных пятьдесят - восемьдесят, пятьсот - девятьсот - в середине слова, т.е. между двумя корнями.

2. Числительное один склоняется так же, как прилагательное в единственном числе:

- у числительных два, три, четыре - особые падежные окончания:

И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п Один Одного Одному один или одного одним об одном
  И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п   Два Двух Двум два или двух двумя о двух   Три Трех Трем три или трех тремя о трех   Четыре Четырех Четырем четыре или четырех четырьмя о четырех

- числительные пять, шесть, семь, восемь, девять, десять и числительные на -дцать склоняются так же, как существительные третьего склонения:

  И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п   Шесть Шести Шести Шесть Шестью о шести   Тридцать Тридцати Тридцати Тридцать Тридцатью о тридцати

3. Числительные девяносто и сто имеют окончание -о в именительном и винительном падежах, в остальных падежных формах - окончание -а: получить девяносто (сто) рублей, вычесть из девяноста(ста) рублей, остаться с девяноста (ста) рублями.

Числительное сорок в именительном и винительном падежах имеетнулевое окончание, а в остальных падежных формах - окончание -а: не хватает сорока рублей, добавить к сорока рублям.

И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п Сорок сорока сорока сорок сорока о сорока девяносто девяноста девяноста девяносто девяноста о девяноста Сто Ста ста сто ста о ста

4. Числительное двести в именительном и винительном падежах имеет окончание -и, а триста и четыреста - окончание -а. У числительныхдвести, триста, четыреста и на -сот склоняются обе части:

И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п Двести Двухсот Двумстам двести двумястами о двухстах Пятьсот Пятисот Пятистам Пятьсот пятьюстами о пятистах

5. Составные числительные, состоящие из двух и более слов,пишутся раздельно: шестьсот восемьдесят четыре, тысяча девятьсот девяносто один, три тысячи восемь. У количественных составных числительных склоняется каждое слово:

И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п пятьсот девяносто шесть пятисот девяноста шести пятистам девяноста шести пятьсот девяносто шесть пятьюстами девяноста шестью о пятистах девяноста шести

ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

1. Сложные порядковые числительные как производные от количественных пишутся слитно, а составные раздельно:шестнадцатый, семидесятый, девятисотый; тысяча девятьсот девяносто первый, три тысячи восьмой.

2. Порядковые числительные, оканчивающиеся натысячный, миллионный, миллиардный, пишутся слитно:стотридцатитысячный (сто тридцать тысяч), пятидесятичетырехмиллионный (пятьдесят четыре миллиона), двухсоттридцатимиллиардный (двести тридцать миллиардов).

3. Слитное написание подобных обозначений объясняется тем, что слова с количественным значением: тысяча, миллион, миллиард - обладают признаками существительных (имеют род, две формы числа - единственное и множественное, сочетаются с числительными), а следовательно, образуются по типу сложного прилагательного, возникшего из сочетания числительного с существительным (компоненты сочетания связаны по способу подчинения). О таком способе образования свидетельствует и словообразующий суффикс -н-, характерный для прилагательных; сравните: трехведерный (три ведра) - стотридцатитысячный (сто тридцать тысяч). Как существительное слово тысяча осознается и при образовании сложного слова тысячелетие, где е - соединительная гласная

4. Если в рассматриваемых обозначениях число указывается цифрами, то перед элементами -тысячный, -миллионный,- миллиардныйпишется дефис: 130-тысячный, 54-миллионный, 25-миллиардный.

5.Если элементам -тысячный, -миллионный, -миллиардныйпредшествуют слова с половиной, то, как правило, используется цифровое обозначение с последующим дефисом: 5 1/2-тысячный (вместо пяти с половиной тысячный), 17 1/2-миллионный (семнадцати с половиной миллионный).

Слитно пишутся слова двухсполовинный, трехсполовинный, четырехсполовинный.

Склонение порядковых числительных:

И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п Седьмой седьмого седьмому седьмой или седьмого седьмым о седьмом

Порядковые числительные склоняются так же, как и прилагательные первого типа:

У составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово:

И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п триста пятьдесят седьмой триста пятьдесят седьмого триста пятьдесят седьмому триста пятьдесят седьмой (или седьмого) триста пятьдесят седьмым о триста пятьдесят седьмом

ДРОБНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

1. Дробные числительные пишутся раздельно: три восьмых (3/8), четыре целых и одна шестая (4 1/6), три целых и одна четвертая, три с четвертью (3 1/4).

2. Числительные полтора (мужского и среднего рода) - полторы(женского рода) и полтораста имеют только две падежные формы:полтора - полторы, полтораста - для именительного и винительного падежей; полутора, полутораста - для остальных падежей.

Существительные с числительным полтора - полторы сочетаются так же, как с числительными два, две, три, четыре, кроме сочетанияполтора суток, где слово сутки стоит в форме родительного падежа множественного числа (полтора дня, полторы минуты) и у числительного смещено ударение. С числительным полтораста существительные употребляются в форме родительного падежа множественного числа: полтораста единиц - полутораста единиц. По своему происхождению числительное полтора - полторы представляет собой результат слияния в одно слово сочетаний полъ вътора и поль въторы (имеется в виду целый предмет и еще половина следующего, второго предмета). Такой способ количественного представления в древнерусском языке был широко распространен; сравните: полъ третья (два с половиной), полъ шеста (пять с половиной). В современном русском языке производность числительного полтора - полторы не осознается.

Аналогичен способ образования и числительного полтораста из сочетания полъ вътора съта (половина следующей, второй сотни).

3. Склонение дробных числительных:

И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п одна вторая одной второй одной второй одну вторую одной второй об одной второй

При склонении у дробных числительных изменяются обе части:

Особое склонение у числительных полтора, полторы, полтораста:

И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п Полтора Полутора Полутора Полтора Полутора о полутора Полторы Полутора Полутора Полторы полутора о полутора Полтораста Полутораста Полутораста полтораста полутораста о полутораста

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

1. У собирательных числительных, образованных от количественных числительных четыре - десять, пишется суффикс -ер-:четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. В производных прилагательных этот суффикс сохраняется: пятериковый,пятеричный, восьмеричный, десятеричный.

2. Собирательные числительные склоняются так же, как и прилагательные во множественном числе:

И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п семеро семерых семерым семерых семерыми о семерых Оба обоих обоим обоих обоими об обоих

№11. Правописание "н" и "нн" в прилагательных и причастиях

Сначала необходимо понять, в какой форме стоит прилагательное:

полной или краткой
Две буквы в окончании (красивая)   Одна буква в окончании (красива, красив)

Затем нужно выяснить, от какой части речи образовано слово: от существительного или от глагола.

Полная форма
I. Прилагательные от существительных II. Прилагательные от глаголов ( причастия)
-Н- -НН- -Н- -НН-
-ан, -ян, -ин лев - львиный соль - соляной кожа - кожаный ! Стеклянный оловянный деревянный 1. -онн, -енн революция - революционный листва - лиственный ! Ветреный Но - безветренный 2. Н+Н = сон+ный НО! юный, румяный, свиной, пряный, пьяный, поганый, зелёный, синий. К первообразным также относятся слова: единый, фазаний, вороний, бараний, сазаний, тюлений, павлиний, багряный, рьяный, буланый. 3. МЯ = енн временный (время) 1. без приставки мороженый сом (от морозить) 2. не, полу... не считать! немороженый полумороженый 1. с приставкой замороженный сом 2. зависимое слово мороженный мамой сом 3. суф. ова, ева, ирова маринованный асфальтированный ! кованый, жёваный, клёваный ! желанный, нечаянный, нежданный, негаданный
Краткая форма
1. Значение действия (что сделаны?) - "Н" воспитаны отцом, взволнованы бурей 2. Значение признака (каковы?) - см. на полную форму: сколько "н" в полной, столько и в краткой. Они воспитанны и образованны (воспитанные и образованные).

№12 Написание местоименных сочетаний не кто иной, как; не что иное, как; никто иной, кроме; ничто иное, кроме


Сочетания не кто иной (другой ) , как и не что иное (другое ) , как имеют значения противопоставления, поэтому в них употребляется частица не : Приказ подписал не кто иной, как директор; Это решение проблемы не что иное, как результат длительных исследований. Противопоставление может быть выражено не только союзом как , следующим за местоименным сочетанием не кто иной, как или не что иное, как, но и союзом а , предшествующим одному из названных сочетаний: Приказ подписал директор, а не кто иной . В предложении с рассматриваемыми сочетаниями другого отрицания нет.
Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) не связаны с противопоставлением и, как правило, употребляются в предложениях, где имеется отрицание: Никто иной не мог этого сделать, Реже встречаются эти сочетания в предложениях без отрицания, причем носят присоединительный характер: Вопрос может решить только специалист, и никто иной, В этих сочетаниях употребляется частица ни , которая пишется слитно с местоимением.

Определения

Обособляются:

1.С зависимыми словами, стоящими после определяемого слова

Я стоял одиноко на обледенелом перроне, затерянном среди степей Башкирии.

2. Два или несколько, стоящих после определяемого слова

Сквозь можжевельник, корявый и неопрятный, проросла роскошная красавица медуница и на свету расцвел.

3. Относящийся к личному местоимению

Стоит он, бледный, средь большой дороги.

4. Стоящие перед определяемым существительным и имеющим добавочное обстоятельственное значение

Оглушенный тяжким гулом, никнет Теркин головой.

5.Оторванное от определяемого существительного другими членами предложения

Не обособляются:

1.С зависимыми словами, стоящими перед определяемым словом, если не имеют добавочных обстоятельственных оттенков значения

Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрепанные в драке перья.

2.Если по смыслу связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым и входят в его состав.

Марья Ивановна явилась к ужину бледная и заплаканная.

3.С зависимыми словами, стоящими после неопределенного местоимения

Из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное.

4.Выраженное причастным с зависимыми словами, если относятся к определительному, указательному и притяжательому местоимению.

Приложения

1) Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

Мой отец, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, мой отец служил на Дальнем Востоке.

2) Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него. Например:

Иванов, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке.

3) Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

Он, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, он служил на Дальнем Востоке.

У этого правила есть несколько примечаний:

1. Иногда приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения, может обособляться при помощи тире, а не запятой, например: Подходил к концу август – последний месяц лета.

2. Иногда приложение может начинаться с союза КАК. В таких случаях нужно попробовать заменить этот союз на сочетание В КАЧЕСТВЕ. Если такая замена возможна, то запятые ставить не нужно. Например: Газ как топливо сейчас применяется очень широко. Более подробно правила постановки запятых перед союзом КАК будут рассматриваться в отдельной части нашего курса.

Вводные предложения

Вводные предложения бывают двусоставные.

Пр: Я думаю, он приедет завтра.

и односоставные.

Пр: Как сообщили по радио, погода всю неделю будет холодной.

Как и вводные слова, вводные предложения имеют разные значения.

Пр: Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая (А.Чехов) — источник сообщения;

И этот голос чудно-новый, ей мнилось, все еще звучал (М. Лермонтов) — неуверенность.

Как и вводные слова, вводные предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной — пунктуационно: запятыми, реже — тире (если оно стоит в середине предложения и на него обращается особое внимание).

Пр: Сама же барыня - говорили о ней - не умеет отличить буженину от телятины... (М. Горький).

Примечания.

1. Иногда указанные глаголы опускаются: Он подумал, понюхал: пахнет медом (Ч.) (пропущено: и почувствовал, что).

2. Если первое предложение произносится без оттенка предупреждения, то вместо двоеточия ставится запятая: Слышу, земля задрожала (Н.).

III. Если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что): Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда (Ч.).

В указанных случаях чаще всего основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится в первой части бессоюзного сложного предложения, а во второй части (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) приводится пояснение, раскрытие содержания первой части.

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится:

I. Если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Вдруг мужики с топорами явились-лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок - ружье дало осечку (Ч.);

II. Если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части: Дуб держится - к земле тростиночка припала (Кр.); Косили версту - выкосили грош (М. Г.);

III. Если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части: Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Кр.);

IV. Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (можно добавить союз когда): Пашню пашут - руками не машут (поел.); Лес рубят - щепки летят (поел.);

V. Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором идет речь во второй части (можно добавить союз если): Любишь кататься-люби и саночки возить (посл.); На печи лежать - трудодней не видать(посл.);

VI. Если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой: Молвит слово - соловей поет (Л.).

Тире ставится также в тех случаях, когда вторая часть бессоюзного сложного предложения является неполным предложением: (Я думал - волк).

Пунктуация при цитатах.

Цитатой называются чужие слова, вставленные в текст чьего-нибудь сочинения или устного сообщения. Цитата может быть частью предложения и целым предложением.

1. Если цитата является частью предложения, то она выделяется только кавычками.

Пример:

Белинский писал, что жизни Лермонтова «суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и - исчезнуть во всей красе своей».

2. Если цитата представляет собой целое предложение, то она выделяется теми же знаками, что и прямая речь.

Пример:

Характеризуя «темное царство», изображенное в пьесах А. Н. Островского, Н.А. Добролюбов пишет: «Это мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим, бессильным ропотом, робко замирающим при самом зарождении».

3. Цитата, состоящая из нескольких абзацев, выделяется кавычками только в начале и в конце, а не перед каждым абзацем.

4. При цитировании стихотворного текста с точным воспроизведением строк кавычки не ставятся; при этом если после стихотворной цитаты текст продолжается, то в конце стихотворной цитаты ставится тире.

Пример: В строках стихотворения:
Всему пора: уж двадцать пятый раз
Мы празднуем лицея день заветный.
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!
Не даром - нет! - промчалась четверть века!
Не сетуйте: таков судьбы закон;
Вращается весь мир вкруг человека, -
Ужель один недвижим будет он ? -
идея развития раскрыта Пушкиным как закон жизни, отразивший и его собственный личный опыт.

Обрати внимание!

При нарушении строфики стихотворного текста для выделения стихотворных строк ставят одинарную или двойную косую черту, либо одинарную или двойную вертикальную линию в том месте, где кончается одна стихотворная строка и начинается другая. Знак препинания перед таким знаком сохраняется, и прописная буква в начале строки после знака - тоже.

Пример:

Судьба Родины переживается Блоком как личная судьба, и стихи звучат как страстное признание: «Россия, нищая Россия, / Мне избы серые твои, / Твои мне песни ветровые, - / Как слезы первые любви!»

5. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты всегда пишется со строчной буквы.

Пример:

А.И. Герцен писал, что «поэзия Гоголя - это крик ужаса и стыда».

6. Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска (в начале, в середине или в конце цитаты) ставится многоточие.
Если многоточие стоит в начале цитаты, то цитата начинается с прописной или строчной буквы в зависимости от места расположения ее по отношению к авторским словам.

Пример: Вот как о том же самом рассуждает иконописец Севастьян в замечательном рассказе Лескова «Запечатленный ангел»: «...только в обиду нам выдумано, что мы будто по переводам точно по трафаретам пишем. А у нас в подлиннике поставлен закон, но исполнение его дано свободному художеству» (В. Солоухин);

«...Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», - писал Л.Н. Толстой.

7. Если указание на автора цитаты следует непосредственно за цитатой, то имя автора заключается в скобки, а точка, заканчивающая цитату, выносится за скобки.

Пример:

«Пушкин составляет эпоху в истории нашей литературы» (Ф. Булгарин).

Речевые и грамматические ошибки.

Наиболее сложными для восприятия и осознания являются речевые и грамматические ошибки.

Рассмотрим их виды подробнее.

Речевые ошибки и недочёты.

1. Употребление слова в несвойственном ему значении

Поскользнувшись, я упал навзничь и ушиб колено» (вместо ничком). Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег.

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

Автор текста увеличивает (вместо усиливает) впечатление. В этот день закоренелые (вместо истинные) патриоты вышли на улицы города.

3. Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удаѐтся объегорить( вместо обмануть) других. На вратаре майка, напяленная (вместо надетая) на рубашку. На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю (вместо свѐклу и лук).

4. Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он (вместо текст, который написал…) относится к художественному стилю.

5. Неуместное употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох

По задумке (вместо замыслу) автора, герой побеждает. Молчалин работает (вместо служит) секретарем у Фамусова.

6. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю (вместо заглядываю) в словарь. Моѐ отношение к этой проблеме не поменялось (вместо изменилось).

7. Неразличение паронимов

Были приняты эффектные (вместо эффективные) меры. Мама велела мне взять свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался.

8. Неразличение синонимичных слов

Имя этого поэта знакомо (вместо известно) во многих странах. В конечном (вместо последнем) предложении автор применяет градацию.

9. Употребление лишних слов (плеоназм)

Молодая девушка; очень прекрасный.

10. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается (вместо говорится, речь идѐт) о реальных событиях.

11. Неоправданное повторение слова

В этой главе мы узнаѐм, что Маша стала сиротой. Маша (вместо девушка) потеряла отца и мать. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного (вместо Герой рассказа не задумывается над своим поступком, не понимает всей глубины содеянного).

12. Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Наступил август месяц (вместо август). Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом (об этом – лишнее) позаботится книжный наш магазин.

13. Нарушение порядка слов

Тут я увидела в новых джинсах Наташку (вместо Наташку в новых джинсах). Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову (вместо Кирибеевич первым ударил Калашникова в грудь).

14. Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Грамматические ошибки

1. Ошибочное словообразование.

Благородность (благородство), подчерк (почерк), трудолюбимый (трудолюбивый), надсмехаться (насмехаться).

2. Ошибочное образование форм слов

более интереснее (более красивый), красивше (красивее). Сколько (скольких) нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности.

3. Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися (увлекающихся) джазом.

4. Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую (красивой). Все удивлялись его силой (силе).

5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали (возражало) против такой оценки его творчества. Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (художественная сторона произведения).

6. Нарушение способа выражения сказуемого

Все были рады, счастливы и веселые (весѐлы). Дубровский сам был гвардейский офицер (гвардейским офицером).

7. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Уроки учат нас любить литературу и многим хорошим качествам (любви к литературе и многому хорошему). В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю (и о том, почему я его люблю).

8. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает чувство сопереживания (я сопереживаю героям). Глядя на картину (когда гляжу на картину), эмоции переполняют меня.

9. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами (снегом, проваливающимся под ногами). Марью Кирилловну заперли в комнату, пытающуюся спастись от князя (Марью Кирилловну, пытающуюся спастись от князя, заперли в комнату).

10. Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве (Эта книга, которую я прочитал ещѐ в детстве, научила меня ценить и уважать друзей). Человеку показалось то (лишнее слово), что это сон.

11. Смешение прямой и косвенной речи

Базаров говорит Аркадию, что твой (его) отец – человек отставной, его песенка спета. Автор сказал, что я (он) не согласен с мнением рецензента.

12. Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно (Когда герой опомнился, было уже поздно). Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он не умел играть. Потому что он был невысокого роста (Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он не умел играть и был невысокого роста).

13. Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (решение) провести субботник.

14. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Когда наступил декабрь, погода резко изменяется (изменилась). Замирает (замрѐт) на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

15. Ошибки, связанные с употреблением частиц

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы (лишнее слово) подпись художника. В тексте всего раскрываются (раскрываются только) две проблемы.

Наши рекомендации