Воспитание положительной мотивации к обучению
Или Зачем нужно учиться
Ученик, который учится без желания, – это птица без крыльев.
Саади
Данная содержательная линия может стать ведущей на Первом уроке в 1-4 классах, поскольку в мотивационной сфере обучающихся младшего школьного возраста ещё отсутствуют или недостаточно сформированы мотивы, направляющие деятельность детей на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий. Именно поэтому в рамках темы Первого урока педагогу следует начать работу по формированию мотивов, которые будут поддерживать эффективную и плодотворную учебную деятельность каждого обучающегося на протяжении всего периода его пребывания в общеобразовательной организации и станут основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.
В рамках данной содержательной линии возможна работа по формированию ценностно-смысловых образовательных компетенций (компетенций в сфере мировоззрения, связанных с ценностными ориентирами обучающихся, их способностью понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения).
Для создания и поддержания мотивации учения на Первом уроке необходимо содействовать получению обучающимися младшего школьного возраста положительных эмоций, связанных с общеобразовательной организацией в целом и пребыванием в ней. Они являются следствием умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к общеобразовательной организации в семье. В связи с этим рекомендуем педагогическим коллективам общеобразовательных организаций организовать и провести День знаний так, чтобы каждый ребёнок ощутил, что это его праздник, праздник его семьи, его школы, его населённого пункта, его Республики.
Для обучающихся младшего школьного возраста предлагаем следующие формы проведения Первого урока:
1. Урок в форме соревнования и игры, в рамках которого могут быть организованы конкурсы, турниры, дуэли, викторины, ролевые игры, маршрутные игры и т.д. Соревновательные виды деятельности выступают не только в роли мощного инструмента мотивации для младшего школьника, но и средства для сплочения детского коллектива, что особенно актуально в 1-4 классе, поскольку именно в совместной работе со сверстниками дети этой возрастной категории лучше усваивают учебный материал.
2. Урок, опирающийся на фантазию:
· Урок-сказка (сюжетной канвой для подобного урока могут послужить мультфильмы «В стране невыученных уроков», «Вовка в тридевятом царстве» и др.) или урок сказкотерапии (во время такого урока обучающиеся вместе с педагогом придумают собственные истории о том, почему нужно учиться и как преодолеть собственные черты характера, которые мешают успешной учёбе).
· Урок-сюрприз. Сюрпризом может стать приглашение на урок воспитателей из дошкольного образовательного учреждения, которые дадут обучающимся Первого класса напутствие в школьную жизнь. Можно провести Первый урок совместно с одиннадцатиклассниками – будущими выпускниками. Такой урок принесёт старшим школьникам много положительных эмоций, а младшие в совместной деятельности со старшими смогут почувствовать себя взрослее, увереннее, узнают об интересных перспективах обучения в школе.
3. Совместный урок для детей и родителей:
· Урок самоуправления, в рамках которого педагог, объединив детей и родителей в малые смешанные группы, предложит детям выступить в роли учителей для своего мини-коллектива.
· Урок-учебная эстафета, задания которой выполняют смешанные команды детей и родителей. Важно, чтобы задания были дифференцированы: одни выполняют только взрослые, а другие – только дети; дети и родители выполняют задания по очереди, при этом, пока юный член команды не выполнит своё задание, старший не имеет права приступать к выполнению своего и т.д.
· Урок-презентация знаний и умений, который особенно интересен будет для обучающихся четвёртого класса, поскольку даст им положительную мотивацию к учёбе и общественной деятельности в общеобразовательной организации в рамках подготовки к переходу в среднюю школу. На такой урок можно пригласить педагога, который станет классным руководителем этого класса в среднем звене, что позволит эффективнее реализовать преемственность между начальной и основной школой.
Организация самообразовательной деятельности обучающихся,
Или Как нужно учиться
Деятельность – единственный путь к знанию.
Дж. Б. Шоу
Предлагаем выстроить Первый урок для обучающихся 5-9 классов на основе именно такой содержательной линии, поскольку в это время обучающиеся переживают период адаптации к новым видам деятельности, многозадачности, вызванной увеличением количества изучаемых предметов и педагогов, их преподающих, необходимости самостоятельно планировать своё время, что крайне сложно не только для ребёнка, но даже и для взрослого.
В рамках предложенной содержательной линии целесообразно продолжить работу по формированию следующих образовательных компетенций:
ü учебно-познавательных (совокупность компетенций обучающихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности – сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности);
ü информационных (формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её);
ü компетенций личностного самосовершенствования, направленных на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки).
Для обучающихся среднего школьного возраста предлагаем следующие формы проведения Первого урока:
1. Уроки, основанные на формах и методах работы, применяемых в общественной практике:
· Исследования. Можно предложить творческим группам обучающихся предварительно изучить один и тот же учебный материал, используя возможности различных образовательных практик, методик и технологий (традиционных, инновационных, дистанционных, игровых) и представить результаты проведённых исследований в рамках Первого урока. Обучающиеся 7-9 классов могут создать видеодневники своих исследований и обсудить на уроке, какой из способов получения знаний, по их мнению, оказался наиболее / наименее эффективным.
· Интервью. Пригласив на Первый урок известных выпускников общеобразовательной организации, талантливых студентов, принимающих активное участие в республиканских и международных научных мероприятиях, педагогов высшей школы, ветеранов педагогического труда, сделавших вклад в развитие образования Донецкой Народной Республики, следует предварительно сообщить о планируемой встрече обучающимся, чтобы они продумали вопросы к гостям. Во время интервью обучающиеся смогут узнать у приглашённых, как им удаётся запоминать большое количество информации, быстро овладевать сложными умениями и навыками, получить советы по развитию мышления, практических умений, творческих способностей.
· Репортажи об образовательных организациях в странах ближнего и дальнего зарубежья, действующих там образовательных лагерях. Творческие группы обучающихся расскажут на уроке, как и чему учатся их ровесники в других странах, смогут обсудить, какие особенности национальных систем образования кажутся им наиболее и наименее эффективными.
· Конференции (в том числе, читательские) о знаменитых учёных, изобретателях, спортсменах, людях искусства, прежде всего земляках, и результатах их интеллектуального, творческого труда, ежедневной работы над собой. Рекомендуем обратить большее внимание даже не на их достижения, а на путь этих людей к успеху, на их качества личности, техники саморазвития, которые позволили им занять своё место в жизни.
· Тренинги («Учись учиться», «Учиться здóрово», «Навыки для успешной учёбы», «Управление временем» и др.) могут быть проведены классным руководителем совместно с психологом общеобразовательной организации или с приглашёнными специалистами в данной области.
· Устные журналы («Учебные ресурсы моей школы», «Я умею… и могу научить тебя…», «Книги, которые изменили мир», «Полезные для школьника Интернет-ресурсы», «Куда в моём населённом пункте пойти за знаниями?» и др.), над каждой страницей которых будет работать творческая группа обучающихся и представлять её в День знаний.
2. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий:
· Заочная экскурсия (в учреждения дополнительного образования детей и взрослых, в организации среднего, высшего и дополнительного профессионального образования и т.д.), которая позволит обучающимся ознакомиться с возможностями получения знаний вне общеобразовательных организаций в рамках объединений по интересам, школ юных, образовательных лагерей и т.д. Заочная экскурсия вызовет больший интерес, если пригласить на урок представителя из организации, о которой планируется рассказ.
· Экскурсия в прошлое, во время которой обучающиеся смогут узнать о том, как строилась система образования в знаменитых отечественных и зарубежных образовательных организациях разных типов в минувшие столетия. При этом важно, чтобы в рамках такой экскурсии обучающиеся не просто узнали о достоинствах и недостатках системы образования в прошлом, но и обсудили их, взяв на вооружение всё лучшее.
3. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:
· Семинары, учёные советы, форумы, коллоквиумы («Мнемоника – искусство запоминания», «Типы восприятия информации», «ИКТ для успешной учёбы», «Электронно-библиотечные системы на службе у школьника», «Что такое КМ-школа?», «Медиаресурсы для образования», «Социальные сети как образовательная платформа» и др.) помогут обучающимся сориентироваться в новых, непривычных для них, однако особенно эффективных способах приобретения знаний, их разнообразных источниках.
· Следствие (например, «Почему нам трудно учиться?»). Важно, чтобы в качестве обвиняемого был не конкретный, а абстрактный обучающийся и каждый участник «следствия» узнал в отдельных его чертах себя, выделив факторы, которые препятствуют именно его успешной учёбе.
· Патентное бюро (например, «Мои секреты успешной учёбы») позволит обучающимся презентовать собственные формы самообразования, которые, по их мнению, являются наиболее эффективными.
4. Уроки в форме игр, подобных телевизионным интеллектуальным шоу («Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звёздный час» и т. п.).Такие игры позволят обучающимся проверить свои знания вне программ общего образования, продемонстрировать эрудицию и получить дополнительную мотивацию к саморазвитию, самообразованию, особенно в тех сферах, которые им наиболее интересны. Подготовку подобных игр целесообразно проводить не отдельному учителю, а всем учителям-предметникам общеобразовательной организации, чтобы вопросы для участников соответствовали и их возрастным особенностям, и их предпочтениям (потребуется дополнительная диагностика усилиями психологической службы), и новейшим достижениям науки и техники.
Образование как пространство для развития способностей и талантов, или Чему нужно учиться
И если твой талант – крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса…
К. Бальмонт
В рамках данной содержательной линии актуализируется формирование социально-трудовых образовательных компетенций (владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области профессионального самоопределения). В 10-11 классах обучающиеся преимущественно уже уверенно называют любимые уроки, определяют возможные сферы собственной деятельности в будущем. Однако нередко излюбленная область знаний и будущая профессия не пересекаются. В связи с этим особенно важно на Первом уроке донести до старшеклассников идею о необходимости вовремя определить, к чему у каждого из них есть способности и таланты, и найти им достойное применение во взрослой жизни.
Для обучающихся старшего школьного возраста предлагаем следующие формы проведения Первого урока:
1. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебно-познавательного материала (творческие формы проведения уроков):
· Урок мудрости или урок-откровение, в рамках которого можно провести встречу с профессионалами, постоянно совершенствующимися в своём деле (особенно актуально для специалистов, регулярно получающих дополнительное профессиональное образование). Можно предложить обучающимся для обсуждения фрагменты художественных и документальных фильмов, книг о выдающихся личностях, сыгравших значительную роль в развитии мировых науки, искусства, спорта. Следует актуализировать внимание подростков на том, что добиться серьёзных успехов в любой сфере деятельности человек может только тогда, когда она любима им и интересна ему, и очень важно правильно определить эту сферу деятельности для себя, ведь тогда, как сказал Конфуций, не придётся работать ни одного дня в своей жизни. Рассматривая на подобном уроке проблемы призвания, поиска себя, самосовершенствования, саморазвития, предлагаем использовать приёмы технологии развития критического мышления («верите ли вы», бортовой журнал, перекрестная дискуссия, дерево предсказаний, ранжирование, пирамида приоритетов). Письменные высказывания, подготовленные обучающимися на таком уроке, можно сохранить и вручить им на последнем уроке в одиннадцатом классе, чтобы они стали своеобразным напутствием во взрослую жизнь от самих себя.
· Мастер-класс, для проведения которого можно пригласить людей, превративших своё любимое дело, своё хобби в профессию. После такой встречи важно обратить внимание учащихся на то, насколько харизматичными, интересными в общении, по-настоящему счастливыми являются увлечённые своим делом люди.
· Смотр или фестиваль талантов – неординарная форма проведения Первого урока, которая, безусловно, потребует серьёзной предварительной подготовки, однако оправдает себя, если в результате будут заинтересованы и обучающиеся и педагоги. Такая форма позволит провести интегрированный Первый урок, объединив обучающихся нескольких классов. Отдельно могут презентовать свои таланты педагоги, ведь именно их личный пример нередко становится определяющим при выборе будущей профессии обучающимися.
Подобные формы Первого урока особенно результативными будут для обучающихся профильных классов, уже объединённых общими интересами, общими целями. А яркая личность, ставшая гостем урока, убедит каждого из них в необходимости постоянного самосовершенствования в избранной сфере деятельности.
2. Уроки, имитирующие публичные формы общения.
· Пресс-конференцию или брифинг целесообразно провести, пригласив на Первый урок представителей организаций среднего или высшего профессионального образования. Такая встреча позволит обучающимся прояснить для себя все вопросы, которые для них актуальны в связи с будущим поступлением в образовательные организации. Можно подойти к организации такого урока иначе: каждый обучающийся презентует образовательную организацию, в которую он планирует поступать. Для этого можно рекомендовать старшеклассникам предварительно посетить её, познакомиться со студентами, преподавателями, выпускниками, по возможности снять видеоролик или подготовить фотопрезентацию.
· Диспут, дискуссия («Талант на благо Родины: красивые слова или реальность?», «Любители против профессионалов», «Как найти себя в жизни?», «Зачем профессионалам продолжать учиться?», «Дело должно быть модным или любимым?», «Может ли профессионал не быть талантливым?», «Модно ли сегодня быть эрудированным?», «Трудолюбие или талант – в чём секрет успеха?», «Нужно ли ехать учиться за границу?», «Может ли одно открытие изменить мир?» и т. д.) позволят обучающимся усовершенствовать умение аргументировать свою точку зрения, дадут толчок к размышлениям на актуальные для их возраста темы, станут эффективным инструментом для развития активной жизненной, гражданской позиции.
· Аукцион идей («Хочу стать счастливым профессионалом», «Где и как в Республике можно стать лучшим в профессии…», «Что нужно для результативного самообразования?» и т. п.), в рамках которого обучающиеся сами будут оценивать предложения своих одноклассников по решению поставленных проблем. Если подобную форму проведения Первого урока выберут классные руководители всех старших классов общеобразовательной организации, победители аукционов могут быть рекомендованы в сектор самоуправления, ответственный за образование.
· Ярмарка профессий, которую предлагается провести в необычной форме. Не просто представить различные профессии, которые можно получить в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, а дать обучающимся задание продумать, какие знания, умения, навыки, способности и таланты необходимы людям каждой из презентуемых на ярмарке профессий. Итогом такого урока может стать самоанализ: насколько каждый из обучающихся соответствует предварительно выбранной профессии. Можно порекомендовать подросткам этот самоанализ совместно с педагогом преобразовать в индивидуальный образовательный маршрут.
· Телемост (Skype-конференция) с общеобразовательными организациями или даже организациями среднего и высшего профессионального образования Российской Федерации или других дружественных Донецкой Народной Республике стран надолго запомнится обучающимся. При этом важно заранее продумать темы для обсуждения, в том числе совместные образовательные проекты, которые планируется реализовывать в течение учебного года.
· Защита проектов – форма Первого урока, которую целесообразно использовать, если в классе есть обучающиеся, планирующие связать свою будущую профессию с педагогикой. В рамках урока они смогут презентовать и предложить одноклассникам для реализации собственные проекты «Учиться с интересом», «Давайте учиться так…», «Совершим образовательный / научный прорыв» и т.п. Подвести итоги этих проектов рекомендуем в конце учебного года, а особенно удачные – на Республиканском конкурсе-защите научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой Академии Наук.
И в начальном, и в среднем, и в старшем школьном звене на Первом уроке можно дать старт работе по формированию обучающимися портфолио собственных учебных достижений, которое, став инструментом самооценки и саморазвития ребёнка, будет презентовано на одном из последних в учебном году классных часов (желательно, чтобы на него были приглашены родители обучающихся). Работать над портфолио обучающиеся будут совместно с классным руководителем, педагогическим коллективом общеобразовательной организации и институтами общества, с которыми она осуществляет социальное партнёрство. Качественно подготовленное по результатам нескольких учебных лет портфолио учебных достижений поможет учителям и педагогам дополнительного образования в создании единой индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося, потребность в разработке которой сегодня ощущают не только педагоги и родители, но и сами школьники.
Какую бы форму проведения Первого урока ни избрал педагог, важно, чтобы по его окончании обучающиеся ощутили потребность учиться и совершенствоваться, идти в ногу со временем, ощутили в себе возможности и силы изменить своё будущее и будущее Донецкой Народной Республики к лучшему и осознали, что такие изменения возможны лишь благодаря целенаправленному и упорному труду по развитию данных им природой способностей и талантов. И имя этому труду – учение. Учение с увлечением, учение с любовью, учение во имя будущего.
Рекомендуемые источники:
1. 35 сайтов, с которыми школьная программа станет проще и интереснее [Электронный ресурс] – URL: http://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2016/12/08/35-sajtov-s-kotorymi-shkolnaya-programma-stanet-proshhe-i-interesnee/ (дата обращения: 20.06.2017).
2. 50 приложений для школьников и родителей [Электронный ресурс] – URL: http://mel.fm/poleznyye_ssylki/659837-apps (дата обращения: 20.06.2017).
3. Бабушкина Т. В. Что хранится в карманах детства [Электронный ресурс] – URL: http://www.klex.ru/6b9 (дата обращения: 20.06.2017).
4. Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей [Электронный ресурс] – URL: http://www.rulit.me/books/sem-navykov-vysokoeffektivnyh-lyudej-vozvrat-k-etike-haraktera-read-37657-1.html (дата обращения: 20.06.2017).
5. Лихачев Д. С. Письма о добром [Электронный ресурс] – URL: http://imwerden.de/pdf/lihachev_pisma_o_dobrom_2006_text.pdf
6. Мурашова Е. Дети-тюфяки и дети-катастрофы [Электронный ресурс] – URL: http://lifeinbooks.net/chto-pochitat/deti-tyufyaki-i-deti-katastrofyi-ekaterina-murashova/ (дата обращения: 20.06.2017).
7. Нойброннер Д. Понимать детей. Путеводитель по теории привязанности. – М.: Авторский клуб, 2015. – 136 с.
8. Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей [Электронный ресурс] – URL: https://coollib.com/b/235822 (дата обращения: 20.06.2017).
9. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых Электронный ресурс] – URL: http://klex.ru/875 (дата обращения: 20.06.2017).
10. Соловейчик С. Учение с увлечением [Электронный ресурс] – URL: http://royallib.com/book/simon_soloveychik/uchenie_s_uvlecheniem.html (дата обращения: 20.06.2017).
Приложение 1