Донецкой Народной Республики в 2017-2018 учебном году

Донецкой Народной Республики в 2017-2018 учебном году

Воспитание положительной мотивации к обучению,

Или Зачем нужно учиться

Ученик, который учится без желания, – это птица без крыльев.

Саади

Данная содержательная линия может стать ведущей на Первом уроке в 1-4 классах, поскольку в мотивационной сфере обучающихся младшего школьного возраста ещё отсутствуют или недостаточно сформированы мотивы, направляющие деятельность детей на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий. Именно поэтому в рамках темы Первого урока педагогу следует начать работу по формированию мотивов, которые будут поддерживать эффективную и плодотворную учебную деятельность каждого обучающегося на протяжении всего периода его пребывания в общеобразовательной организации и станут основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.

В рамках данной содержательной линии возможна работа по формированию ценностно-смысловых образовательных компетенций (компетенций в сфере мировоззрения, связанных с ценностными ориентирами обучающихся, их способностью понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения).

Для создания и поддержания мотивации учения на Первом уроке необходимо содействовать получению обучающимися младшего школьного возраста положительных эмоций, связанных с общеобразовательной организацией в целом и пребыванием в ней. Они являются следствием умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к общеобразовательной организации в семье. В связи с этим рекомендуем педагогическим коллективам общеобразовательных организаций организовать и провести День знаний так, чтобы каждый ребёнок ощутил, что это его праздник, праздник его семьи, его школы, его населённого пункта, его Республики.

Для обучающихся младшего школьного возраста предлагаем следующие формы проведения Первого урока:

1. Урок в форме соревнования и игры, в рамках которого могут быть организованы конкурсы, турниры, дуэли, викторины, ролевые игры, маршрутные игры и т.д. Соревновательные виды деятельности выступают не только в роли мощного инструмента мотивации для младшего школьника, но и средства для сплочения детского коллектива, что особенно актуально в 1-4 классе, поскольку именно в совместной работе со сверстниками дети этой возрастной категории лучше усваивают учебный материал.

2. Урок, опирающийся на фантазию:

· Урок-сказка (сюжетной канвой для подобного урока могут послужить мультфильмы «В стране невыученных уроков», «Вовка в тридевятом царстве» и др.) или урок сказкотерапии (во время такого урока обучающиеся вместе с педагогом придумают собственные истории о том, почему нужно учиться и как преодолеть собственные черты характера, которые мешают успешной учёбе).

· Урок-сюрприз. Сюрпризом может стать приглашение на урок воспитателей из дошкольного образовательного учреждения, которые дадут обучающимся Первого класса напутствие в школьную жизнь. Можно провести Первый урок совместно с одиннадцатиклассниками – будущими выпускниками. Такой урок принесёт старшим школьникам много положительных эмоций, а младшие в совместной деятельности со старшими смогут почувствовать себя взрослее, увереннее, узнают об интересных перспективах обучения в школе.

3. Совместный урок для детей и родителей:

· Урок самоуправления, в рамках которого педагог, объединив детей и родителей в малые смешанные группы, предложит детям выступить в роли учителей для своего мини-коллектива.

· Урок-учебная эстафета, задания которой выполняют смешанные команды детей и родителей. Важно, чтобы задания были дифференцированы: одни выполняют только взрослые, а другие – только дети; дети и родители выполняют задания по очереди, при этом, пока юный член команды не выполнит своё задание, старший не имеет права приступать к выполнению своего и т.д.

· Урок-презентация знаний и умений, который особенно интересен будет для обучающихся четвёртого класса, поскольку даст им положительную мотивацию к учёбе и общественной деятельности в общеобразовательной организации в рамках подготовки к переходу в среднюю школу. На такой урок можно пригласить педагога, который станет классным руководителем этого класса в среднем звене, что позволит эффективнее реализовать преемственность между начальной и основной школой.

Организация самообразовательной деятельности обучающихся,

Или Как нужно учиться

Деятельность – единственный путь к знанию.

Дж. Б. Шоу

Предлагаем выстроить Первый урок для обучающихся 5-9 классов на основе именно такой содержательной линии, поскольку в это время обучающиеся переживают период адаптации к новым видам деятельности, многозадачности, вызванной увеличением количества изучаемых предметов и педагогов, их преподающих, необходимости самостоятельно планировать своё время, что крайне сложно не только для ребёнка, но даже и для взрослого.

В рамках предложенной содержательной линии целесообразно продолжить работу по формированию следующих образовательных компетенций:

ü учебно-познавательных (совокупность компетенций обучающихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности – сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности);

ü информационных (формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её);

ü компетенций личностного самосовершенствования, направленных на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки).

Для обучающихся среднего школьного возраста предлагаем следующие формы проведения Первого урока:

1. Уроки, основанные на формах и методах работы, применяемых в общественной практике:

· Исследования. Можно предложить творческим группам обучающихся предварительно изучить один и тот же учебный материал, используя возможности различных образовательных практик, методик и технологий (традиционных, инновационных, дистанционных, игровых) и представить результаты проведённых исследований в рамках Первого урока. Обучающиеся 7-9 классов могут создать видеодневники своих исследований и обсудить на уроке, какой из способов получения знаний, по их мнению, оказался наиболее / наименее эффективным.

· Интервью. Пригласив на Первый урок известных выпускников общеобразовательной организации, талантливых студентов, принимающих активное участие в республиканских и международных научных мероприятиях, педагогов высшей школы, ветеранов педагогического труда, сделавших вклад в развитие образования Донецкой Народной Республики, следует предварительно сообщить о планируемой встрече обучающимся, чтобы они продумали вопросы к гостям. Во время интервью обучающиеся смогут узнать у приглашённых, как им удаётся запоминать большое количество информации, быстро овладевать сложными умениями и навыками, получить советы по развитию мышления, практических умений, творческих способностей.

· Репортажи об образовательных организациях в странах ближнего и дальнего зарубежья, действующих там образовательных лагерях. Творческие группы обучающихся расскажут на уроке, как и чему учатся их ровесники в других странах, смогут обсудить, какие особенности национальных систем образования кажутся им наиболее и наименее эффективными.

· Конференции (в том числе, читательские) о знаменитых учёных, изобретателях, спортсменах, людях искусства, прежде всего земляках, и результатах их интеллектуального, творческого труда, ежедневной работы над собой. Рекомендуем обратить большее внимание даже не на их достижения, а на путь этих людей к успеху, на их качества личности, техники саморазвития, которые позволили им занять своё место в жизни.

· Тренинги («Учись учиться», «Учиться здóрово», «Навыки для успешной учёбы», «Управление временем» и др.) могут быть проведены классным руководителем совместно с психологом общеобразовательной организации или с приглашёнными специалистами в данной области.

· Устные журналы («Учебные ресурсы моей школы», «Я умею… и могу научить тебя…», «Книги, которые изменили мир», «Полезные для школьника Интернет-ресурсы», «Куда в моём населённом пункте пойти за знаниями?» и др.), над каждой страницей которых будет работать творческая группа обучающихся и представлять её в День знаний.

2. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий:

· Заочная экскурсия (в учреждения дополнительного образования детей и взрослых, в организации среднего, высшего и дополнительного профессионального образования и т.д.), которая позволит обучающимся ознакомиться с возможностями получения знаний вне общеобразовательных организаций в рамках объединений по интересам, школ юных, образовательных лагерей и т.д. Заочная экскурсия вызовет больший интерес, если пригласить на урок представителя из организации, о которой планируется рассказ.

· Экскурсия в прошлое, во время которой обучающиеся смогут узнать о том, как строилась система образования в знаменитых отечественных и зарубежных образовательных организациях разных типов в минувшие столетия. При этом важно, чтобы в рамках такой экскурсии обучающиеся не просто узнали о достоинствах и недостатках системы образования в прошлом, но и обсудили их, взяв на вооружение всё лучшее.

3. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:

· Семинары, учёные советы, форумы, коллоквиумы («Мнемоника – искусство запоминания», «Типы восприятия информации», «ИКТ для успешной учёбы», «Электронно-библиотечные системы на службе у школьника», «Что такое КМ-школа?», «Медиаресурсы для образования», «Социальные сети как образовательная платформа» и др.) помогут обучающимся сориентироваться в новых, непривычных для них, однако особенно эффективных способах приобретения знаний, их разнообразных источниках.

· Следствие (например, «Почему нам трудно учиться?»). Важно, чтобы в качестве обвиняемого был не конкретный, а абстрактный обучающийся и каждый участник «следствия» узнал в отдельных его чертах себя, выделив факторы, которые препятствуют именно его успешной учёбе.

· Патентное бюро (например, «Мои секреты успешной учёбы») позволит обучающимся презентовать собственные формы самообразования, которые, по их мнению, являются наиболее эффективными.

4. Уроки в форме игр, подобных телевизионным интеллектуальным шоу («Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звёздный час» и т. п.).Такие игры позволят обучающимся проверить свои знания вне программ общего образования, продемонстрировать эрудицию и получить дополнительную мотивацию к саморазвитию, самообразованию, особенно в тех сферах, которые им наиболее интересны. Подготовку подобных игр целесообразно проводить не отдельному учителю, а всем учителям-предметникам общеобразовательной организации, чтобы вопросы для участников соответствовали и их возрастным особенностям, и их предпочтениям (потребуется дополнительная диагностика усилиями психологической службы), и новейшим достижениям науки и техники.

Образование как пространство для развития способностей и талантов, или Чему нужно учиться

И если твой талант – крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса…

К. Бальмонт

В рамках данной содержательной линии актуализируется формирование социально-трудовых образовательных компетенций (владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области профессионального самоопределения). В 10-11 классах обучающиеся преимущественно уже уверенно называют любимые уроки, определяют возможные сферы собственной деятельности в будущем. Однако нередко излюбленная область знаний и будущая профессия не пересекаются. В связи с этим особенно важно на Первом уроке донести до старшеклассников идею о необходимости вовремя определить, к чему у каждого из них есть способности и таланты, и найти им достойное применение во взрослой жизни.

Для обучающихся старшего школьного возраста предлагаем следующие формы проведения Первого урока:

1. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебно-познавательного материала (творческие формы проведения уроков):

· Урок мудрости или урок-откровение, в рамках которого можно провести встречу с профессионалами, постоянно совершенствующимися в своём деле (особенно актуально для специалистов, регулярно получающих дополнительное профессиональное образование). Можно предложить обучающимся для обсуждения фрагменты художественных и документальных фильмов, книг о выдающихся личностях, сыгравших значительную роль в развитии мировых науки, искусства, спорта. Следует актуализировать внимание подростков на том, что добиться серьёзных успехов в любой сфере деятельности человек может только тогда, когда она любима им и интересна ему, и очень важно правильно определить эту сферу деятельности для себя, ведь тогда, как сказал Конфуций, не придётся работать ни одного дня в своей жизни. Рассматривая на подобном уроке проблемы призвания, поиска себя, самосовершенствования, саморазвития, предлагаем использовать приёмы технологии развития критического мышления («верите ли вы», бортовой журнал, перекрестная дискуссия, дерево предсказаний, ранжирование, пирамида приоритетов). Письменные высказывания, подготовленные обучающимися на таком уроке, можно сохранить и вручить им на последнем уроке в одиннадцатом классе, чтобы они стали своеобразным напутствием во взрослую жизнь от самих себя.

· Мастер-класс, для проведения которого можно пригласить людей, превративших своё любимое дело, своё хобби в профессию. После такой встречи важно обратить внимание учащихся на то, насколько харизматичными, интересными в общении, по-настоящему счастливыми являются увлечённые своим делом люди.

· Смотр или фестиваль талантов – неординарная форма проведения Первого урока, которая, безусловно, потребует серьёзной предварительной подготовки, однако оправдает себя, если в результате будут заинтересованы и обучающиеся и педагоги. Такая форма позволит провести интегрированный Первый урок, объединив обучающихся нескольких классов. Отдельно могут презентовать свои таланты педагоги, ведь именно их личный пример нередко становится определяющим при выборе будущей профессии обучающимися.

Подобные формы Первого урока особенно результативными будут для обучающихся профильных классов, уже объединённых общими интересами, общими целями. А яркая личность, ставшая гостем урока, убедит каждого из них в необходимости постоянного самосовершенствования в избранной сфере деятельности.

2. Уроки, имитирующие публичные формы общения.

· Пресс-конференцию или брифинг целесообразно провести, пригласив на Первый урок представителей организаций среднего или высшего профессионального образования. Такая встреча позволит обучающимся прояснить для себя все вопросы, которые для них актуальны в связи с будущим поступлением в образовательные организации. Можно подойти к организации такого урока иначе: каждый обучающийся презентует образовательную организацию, в которую он планирует поступать. Для этого можно рекомендовать старшеклассникам предварительно посетить её, познакомиться со студентами, преподавателями, выпускниками, по возможности снять видеоролик или подготовить фотопрезентацию.

· Диспут, дискуссия («Талант на благо Родины: красивые слова или реальность?», «Любители против профессионалов», «Как найти себя в жизни?», «Зачем профессионалам продолжать учиться?», «Дело должно быть модным или любимым?», «Может ли профессионал не быть талантливым?», «Модно ли сегодня быть эрудированным?», «Трудолюбие или талант – в чём секрет успеха?», «Нужно ли ехать учиться за границу?», «Может ли одно открытие изменить мир?» и т. д.) позволят обучающимся усовершенствовать умение аргументировать свою точку зрения, дадут толчок к размышлениям на актуальные для их возраста темы, станут эффективным инструментом для развития активной жизненной, гражданской позиции.

· Аукцион идей («Хочу стать счастливым профессионалом», «Где и как в Республике можно стать лучшим в профессии…», «Что нужно для результативного самообразования?» и т. п.), в рамках которого обучающиеся сами будут оценивать предложения своих одноклассников по решению поставленных проблем. Если подобную форму проведения Первого урока выберут классные руководители всех старших классов общеобразовательной организации, победители аукционов могут быть рекомендованы в сектор самоуправления, ответственный за образование.

· Ярмарка профессий, которую предлагается провести в необычной форме. Не просто представить различные профессии, которые можно получить в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, а дать обучающимся задание продумать, какие знания, умения, навыки, способности и таланты необходимы людям каждой из презентуемых на ярмарке профессий. Итогом такого урока может стать самоанализ: насколько каждый из обучающихся соответствует предварительно выбранной профессии. Можно порекомендовать подросткам этот самоанализ совместно с педагогом преобразовать в индивидуальный образовательный маршрут.

· Телемост (Skype-конференция) с общеобразовательными организациями или даже организациями среднего и высшего профессионального образования Российской Федерации или других дружественных Донецкой Народной Республике стран надолго запомнится обучающимся. При этом важно заранее продумать темы для обсуждения, в том числе совместные образовательные проекты, которые планируется реализовывать в течение учебного года.

· Защита проектов – форма Первого урока, которую целесообразно использовать, если в классе есть обучающиеся, планирующие связать свою будущую профессию с педагогикой. В рамках урока они смогут презентовать и предложить одноклассникам для реализации собственные проекты «Учиться с интересом», «Давайте учиться так…», «Совершим образовательный / научный прорыв» и т.п. Подвести итоги этих проектов рекомендуем в конце учебного года, а особенно удачные – на Республиканском конкурсе-защите научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой Академии Наук.

И в начальном, и в среднем, и в старшем школьном звене на Первом уроке можно дать старт работе по формированию обучающимися портфолио собственных учебных достижений, которое, став инструментом самооценки и саморазвития ребёнка, будет презентовано на одном из последних в учебном году классных часов (желательно, чтобы на него были приглашены родители обучающихся). Работать над портфолио обучающиеся будут совместно с классным руководителем, педагогическим коллективом общеобразовательной организации и институтами общества, с которыми она осуществляет социальное партнёрство. Качественно подготовленное по результатам нескольких учебных лет портфолио учебных достижений поможет учителям и педагогам дополнительного образования в создании единой индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося, потребность в разработке которой сегодня ощущают не только педагоги и родители, но и сами школьники.

Какую бы форму проведения Первого урока ни избрал педагог, важно, чтобы по его окончании обучающиеся ощутили потребность учиться и совершенствоваться, идти в ногу со временем, ощутили в себе возможности и силы изменить своё будущее и будущее Донецкой Народной Республики к лучшему и осознали, что такие изменения возможны лишь благодаря целенаправленному и упорному труду по развитию данных им природой способностей и талантов. И имя этому труду – учение. Учение с увлечением, учение с любовью, учение во имя будущего.

Рекомендуемые источники:

1. 35 сайтов, с которыми школьная программа станет проще и интереснее [Электронный ресурс] – URL: http://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2016/12/08/35-sajtov-s-kotorymi-shkolnaya-programma-stanet-proshhe-i-interesnee/ (дата обращения: 20.06.2017).

2. 50 приложений для школьников и родителей [Электронный ресурс] – URL: http://mel.fm/poleznyye_ssylki/659837-apps (дата обращения: 20.06.2017).

3. Бабушкина Т. В. Что хранится в карманах детства [Электронный ресурс] – URL: http://www.klex.ru/6b9 (дата обращения: 20.06.2017).

4. Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей [Электронный ресурс] – URL: http://www.rulit.me/books/sem-navykov-vysokoeffektivnyh-lyudej-vozvrat-k-etike-haraktera-read-37657-1.html (дата обращения: 20.06.2017).

5. Лихачев Д. С. Письма о добром [Электронный ресурс] – URL: http://imwerden.de/pdf/lihachev_pisma_o_dobrom_2006_text.pdf

6. Мурашова Е. Дети-тюфяки и дети-катастрофы [Электронный ресурс] – URL: http://lifeinbooks.net/chto-pochitat/deti-tyufyaki-i-deti-katastrofyi-ekaterina-murashova/ (дата обращения: 20.06.2017).

7. Нойброннер Д. Понимать детей. Путеводитель по теории привязанности. – М.: Авторский клуб, 2015. – 136 с.

8. Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей [Электронный ресурс] – URL: https://coollib.com/b/235822 (дата обращения: 20.06.2017).

9. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых Электронный ресурс] – URL: http://klex.ru/875 (дата обращения: 20.06.2017).

10. Соловейчик С. Учение с увлечением [Электронный ресурс] – URL: http://royallib.com/book/simon_soloveychik/uchenie_s_uvlecheniem.html (дата обращения: 20.06.2017).

Приложение 1

Метод «Фруктовый сад»

Учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс.

Время – 20 минут.

Подготовка: заготовленные заранее шаблоны яблок и лимонов из цветной бумаги, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение.

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время: зависит от объема нового материала и структуры урока.

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Элементы-«изюминки»

К активным методам обучения относится и работа с головоломками, шарадами, логическими задачами, заданиями повышенной трудности. Эта работа требует использования знаний в нестандартной ситуации.

Поддержание познавательной активности обучающихся в ходе контроля за уровнем знаний – важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процессе его проведения обучающихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала – кроссворды.

Нетрадиционные уроки

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую. Анализ педагогической литературы позволил выделить более двадцати типов нестандартных уроков.

Признаки нетрадиционного урока

· Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, место проведения.

· Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.

· Эмоциональный подъем обучающихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.

Виды нетрадиционных уроков:

ü урок-путешествие;

ü урок-сказка;

ü урок-экскурсия;

ü урок-игра.

Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.

Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.

Классифицируют уроки-экскурсии по двум признакам: по объему содержания учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый).

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у обучающихся интереса к предмету.

Игры, игровые моменты

Игра имеет важное значение в жизни детей. Она способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Игры подразделяются на творческие (театральные, сюжетно-ролевые и др.), игры с правилами (дидактические, подвижные, игры-забавы и др).

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Так как игра должна служить средством развития интереса к предмету, то при ее организации следует придерживаться следующих требований:

1. Правила игры должны быть простыми. Материал игры должен быть посилен для всех детей.

2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

3. Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

4. Подведение итогов игры должно быть справедливым и четким.

В форме игры может быть проведен или отдельный этап урока, или весь урок.

Приложение 2

Письмо двенадцатое

Письмо тринадцатое

О воспитанности

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и... у самого себя.

Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я не берусь давать "рецепты" воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.

Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, – он невоспитанный человек.

Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя "громко", экономит время других ("Точность – вежливость королей" – говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не "задирает нос" и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях.

Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины) данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины...

Есть много книг о "хороших манерах". Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, "рецептов" поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и... красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она "социальна". И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прош

Наши рекомендации