Методы форсирования мощности двигателя.
Форсирование – это увеличение удельной (литровой) мощности двигателя.
При создании ДВС целью конструктора является получение возможно большей мощности в двигателе заданных размеров, т.е. получение максимальной величины удельной мощности.
В начале XX века:
В наше время: (без дополнительных агрегатов).
Анализ проводят по формуле Стечкина:
Факторы анализа:
1) – тактность двигателя;
2) Качество протекания рабочего процесса: ;
3) Теплота сгорания горючей смести: ;
4) Быстроходность: ;
5) Количество свежего заряда поступившего в цилиндр: ;
6) Механический КПД: .
Указанные факторы позволяют выделить следующие методы увеличения удельной мощности:
1) Осуществление двухтактного цикла;
2) Увеличение энергоемкости ТВС: ;
3) Уменьшение : ;
4) Увеличение степени сжатия: ;
5) Увеличение быстроходности ;
6) Увеличение наполняемости (принудительная подача ТВС – наддув): ;
7) Совершенствование рабочего процесса: ; ;
8) Конструктивное совершенствование двигателя: .
Осуществление двухтактного цикла.
; ; ;
– доля потерянного хода поршня при переходе на двухтактный цикл.
Индикаторная диаграмма двухтактного ДВС.
1 – впускное (продувочное) окно;
2 – выпускное окно;
3 – свеча зажигания (форсунка).
Принцип действия двухтактного ДВС.
В двухтактном ДВС клапана, как правило отсутствуют. Газообмен осуществляется через окна в стенке цилиндра. Регулирование газообмена производится самим поршнем.
– сжатие;
– точка зажигания (впрыска);
– сгорание;
– процесс расширения (рабочий вход);
– начало выпуска;
до НМТ
– выхлоп продуктов сгорания в выпускное окно, в результате избыточного давления в цилиндре ;
– продувка цилиндра свежей ТВС (воздухом).
Процессы выталкивания и наполнения происходят одновременно. Очистка цилиндра от продуктов сгорания путем выталкивания происходит не поршнем, а свежей смесью (воздухом). Сжатие ТВС (воздуха) происходит в специальном продувочном насосе (компрессоре). В небольших двигателях в качестве насоса используют внутреннюю полость картера и поршень.
– геометрический рабочий объем;
– объем камеры сгорания;
– ход поршня по высоте выпускных окон – потерянный рабочий объем (мертвый объем).
– действительный рабочий объем цилиндра;
– потерянный ход поршня;
– кажущая степень сжатия (геометрическая);
– действительная степень сжатия;
– доля потерянного объема цилиндра
Схема газообмена двухтактных двигателей.
Достоинства и недостатки двухтактных двигателей.
Достоинства:
1) Увеличение литровой мощности на ;
2) Равномерность крутящего момента;
3) Конструктивная и технологическая простота;
Недостатки:
1) Необходимость продувочного насоса;
2) Повышена тепловая напряженность деталей;
3) Экономичность – повышенный удельных расход топлива (продувка цилиндров свежей смесью, высокий коэффициент остаточных газов);
4) Повышенное количество вредных выбросов.
Наддув двигателей.
Наддув – увеличение плотности ТВС путем повышения ее давления .
Увеличение литровой мощности происходит вследствие большого количества выделяющейся теплоты в цикле.
;
Классификация наддувов.
1) Низкий наддув
2) Средний наддув
3) Высокий наддув
Инерционный наддув.
Использование волновых процессов путем подбора длин впускных и выпускных трубопроводов для увеличения .
Достоинства:
- Конструктивная простота.
Недостатки:
- Небольшой рост (5–10%);
- Узкий диапазон рабочих режимов.