Кафедра психологии, дефектологии и социальной педагогики
Кафедра психологии, дефектологии и социальной педагогики
УТВЕРЖДАЮ
ПРОРЕКТОР
_______________/___________
«_____»___________20_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Направление подготовки: 44.03.02 «Психолого – педагогическое образование»
Профиль подготовки: «Психология и социальная педагогика» _
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр _
(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)
Форма обучения: Очная /Заочная _
Г. Орехово-Зуево
Г.
Вид практики, способ и форма ее проведения
Вид практики:учебная
Способ проведения:стационарная
Форма проведения: дискретно: по видам практики
Учебная практика «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков» запланирована для студентов, осваивающих программу по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: «Психология и социальная педагогика».
Учебная практика будущих социальных педагогов как необходимая часть их профессиональной подготовки предполагает формирование у будущих специалистов готовности к работе в динамично изменяющихся условиях, как объективной реальности современного социума.
Прохождение практики по получению первичных профессиональных умений и навыков обязательно для всех студентов. Организация учебной практики осуществляется деканатом и руководителем практики, назначенным кафедрой.
2. Перечень планируемых результатов прохождения практики
(выполнения заданий практики)
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого – педагогическое образование» формирование профессиональных компетенций обучающихся при выполнении заданий по учебной практике опирается на определенный уровень сформированности основных компетенций:
Формируемые компетенции:
ОК-7 -способность к самоорганизации и самообразованию
ОПК-3 -готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов
ОПК-5 -готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую
ОПК-6 -способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды
ОПК-8 -способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
ПК-25 -способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий.
3. Место учебной практики в структуре образовательной программы
Общая трудоёмкость практики
Для очной формы обучения:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
Общая продолжительность практики составляет 4 недели
Для заочной формы обучения:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
Общая продолжительность практики составляет 4 недели
Программа практики ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
(3 семестр, 4 недели)
ДЛЯ студентов ЗАочной формы обучения
(3 семестр, 4 недели)
1. Целью практики по получению первичных профессиональных умений и навыков на 2 курсеявляется знакомство студентов со спецификой деятельности социального педагога общеобразовательного учреждения. Учебный план предполагает прохождение практики студентами 2 курса в образовательных учреждениях (лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах) в течение четырех недель.
2. Задачи практики:
Ø формирование интереса к социально - педагогической деятельности;
Ø содействие адаптации к условиям будущей профессиональной деятельности, выработка потребности в самообразовании;
Ø развитие личностных качеств, необходимых социальному педагогу в его профессиональной деятельности;
Ø формирование и совершенствование профессионально значимых умений и навыков: коммуникативных, аналитических, диагностических, организаторских; ознакомление с современными технологиями внешкольного и внутришкольного взаимодействия социального педагога;
Ø освоение современных социально-педагогических технологий работы с детским коллективом в общеобразовательном учреждении, с различными категориями детей;
Ø формирование и совершенствование профессионально значимых умений и навыков: диагностических, прогностических, коммуникативных, аналитических, организаторских;
Ø овладение навыками оценивания собственного уровня теоретической, технологической и личностной готовности к социально-педагогической деятельности;
Ø освоение современных социально-педагогических технологий индивидуальной работы в общеобразовательном учреждении с различными категориями детей.
Содержание практики
Согласно ФГОС ВПО направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» в области социально - педагогической деятельности бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
· ознакомление с содержанием социально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательного учреждения;
· ознакомление с профилактическими и коррекционными технологиями, реализуемыми в общеобразовательном учреждении.
Этапы практики | Содержательный компонент деятельности студента(может быть дополнен иными видами деятельности, соответствующими задачам практики) | Процессуальный компонент деятельности |
Подготови-тельный этап | 1. Знакомство с содержанием практики 2. Консультации по актуальным проблемам современной методической науки 3. Распределение по объектам практики 4. Решение организационных вопросов с методистами. 5. Изучение прав и обязанностей студентов во время прохождения практики 6. Участие в установочной конференции. Производственный инструктаж, инструктаж по технике безопасности. | Беседы с методистами по профилю практики в школе. |
Организа-ционный этап | 1.Участие в установочной конференции в общеобразовательной организации. 2. Встреча с администрацией учреждения, с социальным педагогом с целью знакомства с базой практики, особенностями образовательно – воспитательного процесса в данном учреждении. | Беседы с представителями администрации, социальным педагогом |
Основной этап | 1. Составление индивидуального плана работы на период практики с последующей коррекцией. | Персонифицированный план работы |
Проанализировать положение о социально – педагогической службе системы образования (основные задачи, содержание и структура работы службы, научно методическое обеспечение, должностные обязанности социального педагога, функции, оснащение кабинета). | Результаты изучения Положения о социально-педагогической службе учреждения, плана работы. | |
Изучить документы, регламентирующие работу социального педагога в системе образования в данном учебном заведении. | Схема письменного анализа одного направления деятельности школьного социального педагога в рамках социально-педагогической службы (приложение №4) | |
Познакомиться с материалами по планированию деятельности социального педагога. | Изучить, проанализировать материалы по планированию: · - аналитический отчет социально-педагогической деятельности за предыдущий учебный год, текущий годовой план, план работы на месяц, еженедельное планирование (форму ведения данных документов фиксируют в рабочей тетради); · - социально-педагогические паспорта классов, социально-педагогическую характеристику учреждения образования; · - банки данных и формы ведения банков данных: - список учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании; -список учащихся, состоящих на учете в ИДН, ВШК; -список многодетных семей; - список детей-инвалидов; - список неблагополучных семей; -список учащихся, находящихся на опеке; · - познакомиться с формой ведения журнала учета консультаций, журнала учета посещения консультаций, журнала учета посещения на дому, картами социально-психологического сопровождения; · - проанализировать социально-педагогическую характеристику микрорайона. | |
Ознакомление с системой взаимодействия социального педагога школы с другими социальными институтами. | Рассмотреть основные направления деятельности, формы сотрудничества социального педагога: · с инспекцией и комиссией по делам несовершеннолетних; · с органами опеки; · с социально-педагогическим центром, социальным приютом; · учреждениями дополнительного образования детей и молодежи; · с физкультурно-оздоровительными учреждениями и др. | |
Наблюдение за работой социального педагога в процессе индивидуальной (групповой) работы с детьми (студент ведет запись наблюдаемого вида работы). | На основе проведенного наблюдения составить эссе о деятельности социального педагога образовательного учреждения. | |
Изучение особенностей осуществления профилактической деятельности социальным педагогом. | Выделить основные методы и формы социальной поддержки ребенка. Определить содержание социально-педагогической профилактики в отношении детей группы риска. | |
Изучение особенностей осуществления социально-педагогической реабилитации ребенка, находящегося в данном учреждении. | Познакомиться с индивидуальной программой реабилитации конкретного ребенка. На основании изучения документов проанализировать: - уровень развития эмоционально-познавательной сферы; - позитивные и нежелательные качества личности; - уровень освоения основных социальных ролей: члена семьи, члена коллектива, друга, гражданина. | |
Работа с семьей. | Ознакомление с организацией социально-педагогического просвещения родителей в образовательном учреждении • ознакомление основными аспектами и опытом работы социального педагога по психолого-педагогическому просвещению родителей; • изучение методических материалов, дополнительной литературы по организации и осуществлению психолого-педагогического просвещения родителей. | |
Отчётный этап | 1.Самооценка уровня теоретической, технологической и личностной готовности к социально-педагогической деятельности. | Анализ собственной деятельности за период педагогической практики. |
2. Подготовка отчета по практике. Представление методистам всей необходимой отчётной документации по педагогической практике | Папка с отчетными материалами | |
3. Участие в обсуждении результатов педагогической практики на итоговой конференции. | Подготовка газеты, презентации хода и итогов педагогической практики. |
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
(практика в школе)
(НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)
Студента (ки) 2 курса
очного/заочного обучения
(Ф. И. О.)
Руководитель практикой от вуза
(Ф. И. О.
с указанием научной степени и звания)
Орехово-Зуево
(год)
Направление
Число
Подпись студента-практиканта
ОТЗЫВ-ХАРАКТЕРИСТИКА
о работе студента(ки) ______ курса психолого - педагогического факультета
(Ф.И.О. студента)
Во время прохождения практики с _____________по __________________20 г
в__________________________________________________________________________
( название учреждения )
Изучила(а)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Посетил(а)_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Участвовал(а) в ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Продемонстрировал(а)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
М.П. Оценка за работу «__________________»
_________________________________________
(Ф.И.О., подпись социального педагога учреждения)
Заключение методиста о выполнении программы практики по получению первичных профессиональных умений и навыков:
Оценка за педагогическую практику «__________________»
__________________________________________________
(Ф.И.О., подпись методиста кафедры социальной педагогики)
ЛИСТ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТА
(заключение руководителя о выполнении студентом индивидуального задания)
Руководитель практики от вуза _________________________________
(подпись, ФИО руководителя)
кафедра психологии, дефектологии и социальной педагогики
УТВЕРЖДАЮ
ПРОРЕКТОР
_______________/___________
«_____»___________20_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Направление подготовки: 44.03.02 «Психолого – педагогическое образование»
Профиль подготовки: «Психология и социальная педагогика» _
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр _
(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)
Форма обучения: Очная /Заочная _
Г. Орехово-Зуево
Г.