Современные проблемы логопедии как науки

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИИ КАК НАУКИ

Направление: 44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

Уровень образования: магистратура

Магистерская программа:

«Психолого-педагогическое сопровождение

образования лиц с нарушениями речи»

Челябинск 2017

современные проблемы логопедии как науки - student2.ru

современные проблемы логопедии как науки - student2.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИИ КАК НАУКИ

Направление: 44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

Уровень образования: Магистратура

Магистерская программа: «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с нарушениями речи»

Челябинск 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 4

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... Ошибка! Закладка не определена.

3 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... Ошибка! Закладка не определена.

4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 4

6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

7 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 4

8 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 4

9 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 4

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

В процессе обучения и практической подготовки будущих магистров в области психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи в системе образования, социальной сферы и здравоохранения важное значение в реализации интеграционных процессов в отношении государства и общества к лицам с нарушениями речи и процессов их полной социализации принадлежит курсу «Современные проблемы логопедии как науки».

Дисциплина «Современные проблемы логопедии как науки» имеет трудоемкость 3 з.е. (108 часов). Из них 28 часов – аудиторная нагрузка (8 часов – лекционные занятия, 20 часов – практических занятий), 44 часа отводится для самостоятельной работы студентов. Дисциплина изучается в течение второго курса магистратуры курса, третьего семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений магистрантов. Промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена в третьем семестре. На подготовку к экзамену выделяется 36 часов (1 з.е.).

На заочной форме обучения имеет трудоемкость 3 з.е. (108 часа). Из них 12 часов – аудиторная нагрузка (4 часа – лекционные занятия, 8 часов – практических занятий), 87 часов отводится для самостоятельной работы студентов. Промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена в третьем семестре. На подготовку к экзамену выделяется 9 часов.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в других дисциплинах образовательной программы

Курс «Современные проблемы логопедии как науки» тесно связан с дисциплинами «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования» и «История и методология логопедии». Для освоения дисциплины магистрантам необходимы знания современного состояния системы специального коррекционного образования, глубокие знания нормативно-правового поля отечественной системы образования, основные тенденции развития системы образования в России и за рубежом. Магистрантам необходимы умения ориентироваться в структуре речевого дефекта различных вариантов нарушений речи. Компетенции, формируемые в рамках обозначенной учебной дисциплины, полагаются на владение магистрантами основными приёмами и методами определения противоречий и поиска путей их разрешения в интеграции систем специального (коррекционного) и общего образования нашей страны.

1.3.Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины

При изучении дисциплины магистранты знакомятся с основными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней, инновациями в системе помощи лицам с нарушениями речи России и г. Челябинска. Благодаря этому курсу у магистрантов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления об основных тенденциях развития современной логопедии как науки в теоретическом и прикладном аспекте. Это позволит им глубоко и осознанно понимать основные векторы развития исследований в логопедии как в нашей стране так и за рубежом.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Проектирование коррекционных технологий в логопедической практике», «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью», «Научно-исследовательская работа».

1.4. Цели дисциплины:

- формирование у магистранта представлений о современном этапе и основных направлениях развития логопедии как науки в России в научном и прикладном аспекте.

Задачи дисциплины:

- определение основного направления исследований в рамках научно-исследовательской работы;

- формирование умения анализировать современные исследования в логопедии;

- формирование умения определять основные тенденции развития логопедии как науки и как прикладной области знаний.

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
1. ПК-10 Способность разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления научно-исследовательской работы З.1. Основные нормативно-правовые акты федерального уровней, регулирующие систему логопедической помощи в России. З.2. Методологические основы отечественной логопедии   У.1. Анализировать современное состояние отечественной логопедии в правовом, практическом и теоретическом аспектах. У.2. Определять объект, предмет и принципы отечественной логопедии В.1. Понятийным аппаратом современной отечественной логопедии; В.2. Определять противоречия между требованиями нормативно-правовых актов и реальным состояние практики логопедии для выбора исследовательских целей
2. ПК-12 готовность к проектированию научно обоснованных психолого-педагогических технологий 3.3. Основные научно обоснованные тенденции развития современной отечественной и зарубежной логопедии   У.3. Разрабатывать программы комплексной и логопедической коррекции для детей дошкольного и школьного возраста в рамках внедрения ФГОС ДОО и ФГОС для детей с ОВЗ В.3. Современными психолого-педагогическими технологиями логопедической коррекции. В.4. Навыками проектирования научно обоснованных психолого-педагогических технологий

1. Содержание дисциплины

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
Раздел 1. Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение действующей системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в специальных учреждениях системы образования          
1.1. Нормативно-правовая и методологическая база отечественной логопедии  
1.2. Современные научно-практические исследования в логопедии    
1.3. Программно-методическое обеспечение отечественной системы логопедической помощи  
Раздел 2. Особые образовательные потребности лиц с нарушениями речи          
2.1. Особые образовательные потребности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития  
2.2. Особые образовательные потребности детей школьного возраста с нарушениями речи    
2.3. Особые образовательные потребности лиц с афазией и заиканием    
3. Раздел 3. Научно-обоснованные тенденции развития отечественной логопедии как науки          
3.1. Коммуникативно-когнитивный подход в диагностике и коррекции нарушений речи  
3.2. Прикладные аспекты когнитивно-коммуникативного подхода в отечественной логопедии      
  Всего  
Промежуточный контроль: экзамен
Всего

2.1. Тематическое планирование дисциплины

«Современные проблемы логопедии как науки» (заочная форма обучения)

Курс «Современные проблемы логопедии как науки» имеет общий объём 3 ЗЕТ (108 часов), из них – аудиторная (12 часов: 4 часа – лекционные занятия, 8 часов – практические занятия) и самостоятельная работа студентов (87 часов); 9 часов выделяется на итоговый контроль. Дисциплина изучается в течение III семестра. Курс завершается экзаменом в III семестре.

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
Раздел 1. Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение действующей системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в специальных учреждениях системы образования          
1.1. Нормативно-правовая и методологическая база отечественной логопедии  
1.2. Современные научно-практические исследования в логопедии    
1.3. Программно-методическое обеспечение отечественной системы логопедической помощи    
Раздел 2. Особые образовательные потребности лиц с нарушениями речи          
2.1. Особые образовательные потребности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития  
2.2. Особые образовательные потребности детей школьного возраста с нарушениями речи    
2.3. Особые образовательные потребности лиц с афазией и заиканием    
3. Раздел 3. Научно-обоснованные тенденции развития отечественной логопедии как науки          
3.1. Коммуникативно-когнитивный подход в диагностике и коррекции нарушений речи  
3.2. Прикладные аспекты когнитивно-коммуникативного подхода в отечественной логопедии    
  Всего  
Промежуточный контроль: экзамен
Всего

Содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам

Название раздела 1 Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение действующей системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в специальных учреждениях системы образования
Требования к результатам освоения модуля: З.1., З.2, У.1., У.2.; В.1., В.2.
Содержание раздела 1.1.Нормативно-правовая и методологическая база отечественной логопедии Основные нормативно-правовые акты федерального уровня, регулирующие отношения в системе отечественной логопедической помощи: Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Рекомендации парламентских слушаний по теме: «Инклюзивное образование лиц с ОВЗ в РФ: проблемы отрасли и общества» 12 апреля 2012 г.; Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.); Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 28.05.2014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования« (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067); Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Объект, предмет, цель, задачи отечественной логопедии на современном этапе её развития. Основные принципы, определяющие исследования в области выявления, коррекции и предупреждения нарушений речи. Теоретические основы современной логопедии. Лингвистические, психолингвистические, психологические, нейрофизиологические, анатомо-физиологические, нейропсихологические, педагогические теории, определяющие современное состояние отечественной логопедии. 1.2.Современные научно-практические исследования в логопедии Основные направления исследований в научной школе Р.Е. Левиной. Основные направления исследований в научной школе Г.В. Чиркиной. Основные тенденции развития научных исследований кафедры логопедии РГПУ им Герцена. 1.3.Программно-методическое обеспечение отечественной системы логопедической помощи Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / Г.В. Чиркина, Т.В. Алтухова, Ю.Е. Вятлева и др. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина
План лекций План семинарских занятий
Лекция 1. Тема: 1.1 Нормативно-правовая и методологическая база отечественной логопедии Кол-во часов: 2. План: 1. История отечественной логопедии согласно периодизации Н.Н. Малофеева. 2. Нормативно-правовые акты федерального уровня, регулирующие отношения в системе отечественной логопедической помощи. 3. Объект, предмет, цель, задачи отечественной логопедии на современном этапе её развития. 4. Принципы, определяющие исследования в области выявления, коррекции и предупреждения нарушений речи. 5. Теоретические основы современной логопедии. Список литературы:[3, 7, 10, 30]. Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Нормативно-правовые акту, регулирующие отношения в системе логопедической помощи в России» Практическое занятие 1. Тема: 1.1 Нормативно-правовая и методологическая база отечественной логопедии Кол-во часов: 2 План: 1. История отечественной логопедии согласно периодизации Н.Н. Малофеева. 2. Нормативно-правовые акты федерального уровня, регулирующие отношения в системе отечественной логопедической помощи. 3. Объект, предмет, цель, задачи отечественной логопедии на современном этапе её развития. 4. Принципы, определяющие исследования в области выявления, коррекции и предупреждения нарушений речи. 5. Теоретические основы современной логопедии. Список литературы:[3, 7, 10, 30]. Информационное сопровождение: мультимедийные презентации по вопросам плана, подготовленные магистрантами
Лекция 2. Тема 1.3. Программно-методическое обеспечение отечественной системы логопедической помощи. Кол-во часов: 2. План: 1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / Г.В. Чиркина, Т.В. Алтухова, Ю.Е. Вятлева и др. 3. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Список литературы: [2, 6, 39, 46]. Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Основные направления исследований в отечественной логопедии» Практическое занятие 2. Тема: 1.2. Современные научно-практические исследования в логопедии. Кол-во часов: 2. План: 1. Основные направления исследований в научной школе Р.Е. Левиной. 2. Основные направления исследований в научной школе Г.В. Чиркиной. 3. Основные тенденции развития научных исследований кафедры логопедии РГПУ им Герцена. Список литературы:[1, 4, 8, 9, 16, 19, 20, 21]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации по вопросам плана, подготовленные магистрантами
  Практическое занятие 3. Тема: 1.3. Программно-методическое обеспечение отечественной системы логопедической помощи. Кол-во часов: 2. План: 1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / Г.В. Чиркина, Т.В. Алтухова, Ю.Е. Вятлева и др. 3. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Список литературы: [2, 6, 39, 46]. Информационное обеспечение: Мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами по вопросам плана
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
1. Определить границы периодов по ключевым событиям развития отечественной логопедии согласно периодизации отношения общества к лицам с ОВЗ Н.Н. Малофеева. – 3 балла 2. Систематизировать теоретические предпосылки отечественной логопедии – 2 балла. 3. Составить аналитическую таблицу «Ключевые позиции современных исследований в логопедии в рамках научной школы Г.В. Чиркиной» - 8 баллов 4. Проанализировать основные программы, обеспечивающие организацию и содержание логопедической помощи в системе образования – 3 балла. 1. Провести обзор материалов, представленных в интернете, по основным исследованиям в современной логопедии. Список сайтов – 2 балла 2.Обоснованные вопросы, оппонирование теоретических сообщений – 1 балл 3. Составление словаря терминов – 5 баллов 4.Мультимедийное сопровождение выступлений на семинарских занятиях -5 баллов 5. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме – 5 баллов 6. Электронный вариант статей по изучаемым темам – 1 балл
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства
ПК-10 Способность разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления научно-исследовательской работы З.1. Основные нормативно-правовые акты федерального уровней, регулирующие систему логопедической помощи в России. З.2. Методологические основы отечественной логопедии У.1. Анализировать современное состояние отечественной логопедии в правовом, практическом и теоретическом аспектах. У.2. Определять объект, предмет и принципы отечественной логопедии В.1. Понятийным аппаратом современной отечественной логопедии; В.2. Определять противоречия между требованиями нормативно-правовых актов и реальным состояние практики логопедии для выбора исследовательских целей 1. Определение границ периодов по ключевым событиям развития отечественной логопедии согласно периодизации отношения общества к лицам с ОВЗ Н.Н. Малофеева. 2. Таблица-соотнесение «Методологическая база отечественной логопедии» 3. Систематизировать теоретических предпосылок отечественной логопедии. 4. Аналитическая таблица «Ключевые позиции современных исследований в логопедии в рамках научной школы Г.В. Чиркиной». 5. Анализ основных программ, обеспечивающих организацию и содержание логопедической помощи в системе образования – 6. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме
Название Раздел 2. Особые образовательные потребности лиц с нарушениями речи
Требования к результатам освоения раздела: З.2., У.2., У.3., В.2., В.3, В.4.
Содержание раздела 2.1. Особые образовательные потребности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития. Понятие «особые образовательные потребности». Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи. Понятие «отклонения в овладении речью», структура нарушений психоречевого развития в раннем возрасте при различных вариантах отклонений в овладении речью. Максимально раннее выявление отклонений речевого развития. Предупредительное воздействие в условиях семьи в младенческом возрасте. Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте. Понятие «недоразвитие речи». Структура речевого дефекта в дошкольном возрасте. Диагностика недоразвития речи в дошкольном возрасте. Организация и содержание логопедической коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста в системе образования и здравоохранения. Разработка программ логопедической коррекции в рамках реализации ФГОС ДОО. 2.2. Особые образовательные потребности детей школьного возраста с нарушениями речи. Понятие «нарушения речи». Структура речевого дефекта у детей школьного возраста. Первично и вторично нарушенные звенья речевой системы в школьном возрасте. Диагностика нарушений письменной речи. Организационные формы и содержание логопедической коррекции нарушений речи у детей школьного возраста. ФГОС НОО для детей с нарушениями речи. Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи. Разработка коррекционной программы в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с нарушениями речи. 2.3. Особые образовательные потребности лиц с афазией и заиканием. Структура распада речи при различных вариантах афазии. Структура нарушений речевого поведения у лиц с заиканием. Диагностика нарушений речи у лиц с различными вариантами афазии. Диагностика нарушений речевого поведения у лиц с заиканием. Теория обходных путей. Восстановительное обучение как феномен. Коррекция коммуникативного поведения при заикании
План лекций План семинарских занятий
Лекция 3. Тема: 2.1. Особые образовательные потребности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития. Кол-во часов: 2. План: 1. Понятие «особые образовательные потребности» как феномен в логопедии. 2. Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи. 3. Понятие «отклонения в овладении речью», структура нарушений психоречевого развития в раннем возрасте при различных вариантах отклонений в овладении речью. 4. Понятие «недоразвитие речи». 5. Структура речевого дефекта в дошкольном возрасте. Список литературы: [2, 3, 6, 22, 32]. Информационное обеспечение:мультимедийные презентации «Особые образовательные потребности детей с речевыми нарушениями», «Отклонения в овладении речью в раннем возрасте», «Структура речевого дефекта и логопедическое заключение» Практическое занятие 4. Тема: 2.1. Особые образовательные потребности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития. Кол-во часов: 4 План: 1. Максимально раннее выявление отклонений речевого развития. 2. Предупредительное воздействие в условиях семьи в младенческом возрасте. 3. Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте. 4. Диагностика недоразвития речи в дошкольном возрасте. 5. Организация и содержание логопедической коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста в системе образования и здравоохранения. 6. Разработка программ логопедической коррекции в рамках реализации ФГОС ДОО. Список литературы: [2, 3, 6, 22, 23, 32, 36, 46]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации по вопросам плана, подготовленные магистрантами  
  Практическое занятие 5 Тема: 2.2. Особые образовательные потребности детей школьного возраста с нарушениями речи Кол-во часов: 2 План: 1. Понятие «нарушения речи». 2. Структура речевого дефекта у детей школьного возраста. 3. Первично и вторично нарушенные звенья речевой системы в школьном возрасте. 4. Диагностика нарушений письменной речи. 5. Организационные формы и содержание логопедической коррекции нарушений речи у детей школьного возраста. 6. ФГОС НОО для детей с нарушениями речи. 7. Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи. 8. Разработка коррекционной программы в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи Список литературы: [3, 5, 6, 10, 19, 21, 27, 29, 31, 33, 39]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации по вопросам плана, подготовленные магистрантами  
  Практическое занятие 6. Тема: 2.3. Особые образовательные потребности лиц с афазией и заиканием Кол-во часов: 2 План: 1. Структура распада речи при различных вариантах афазии. 2. Структура нарушений речевого поведения у лиц с заиканием. 3. Диагностика нарушений речи у лиц с различными вариантами афазии. 4. Диагностика нарушений речевого поведения у лиц с заиканием. 5. Теория обходных путей. 6. Восстановительное обучение как феномен. 7. Коррекция коммуникативного поведения при заикании Список литературы: [3, 32, 37, 38]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации по вопросам плана, подготовленные магистрантами
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
1. Разработать коррекционную программу для детей с нарушениями речи в рамках реализации ФГОС ДОО – 10 баллов. 2. План разработки АООП НОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи – 8 баллов 3. Разработать рабочую программу логопедической коррекции в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи – 10 баллов 1. Провести обзор материалов, представленных в интернете, по обозначенной проблеме. Список сайтов – 2 балла 2.Обоснованные вопросы, оппонирование теоретических сообщений – 1 балл 3. Составление словаря терминов – 5 баллов 4.Мультимедийное сопровождение выступлений на семинарских занятиях -5 баллов 5. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме – 5 баллов 6. Электронный вариант статей по изучаемым темам – 1 балл
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства
ПК-10 Способность разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления научно-исследовательской работы. З.2. Методологические основы отечественной логопедии. У.2. Определять объект, предмет и принципы отечественной логопедии. В.2. Определять противоречия между требованиями нормативно-правовых актов и реальным состояние практики логопедии для выбора исследовательских целей   1. Понятие «Особые образовательные потребности» детей с тяжёлыми нарушениями речи. 2. Модель предупредительного воздействия в младенчестве. 3. Модель системы помощи детям раннего возраста. 4. Словарь терминов логопедии раннего и дошкольного возраста  
ПК-12 готовность к проектированию научно обоснованных психолого-педагогических технологий. У.3. Разрабатывать программы комплексной и логопедической коррекции для детей дошкольного и школьного возраста в рамках внедрения ФГОС ДОО и ФГОС для детей с ОВЗ. В.3. Современными психолого-педагогическими технологиями логопедической коррекции. В.4. Навыками проектирования научно обоснованных психолого-педагогических технологий 1. Коррекционная программа для детей с нарушениями речи в рамках реализации ФГОС ДОО. 2. План разработки АООП. 3. Коррекционная программа в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Раздел 3. Научно-обоснованные тенденции развития отечественной логопедии как науки
Требования к результатам освоения раздела: З.3., У.3., В.3, В.4.
Содержание раздела 3.1. Коммуникативно-когнитивный подход в диагностике и коррекции нарушений речи Принципы анализа и оценки сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи. Психологические основы анализа вербальной коммуникации детей с нарушениями речи. Лингвистические основы анализа вербальной коммуникации детей с нарушениями речи.(Г.В. Чиркина) 3.2. Прикладные аспекты когнитивно-коммуникативного подхода в отечественной логопедии Коммуникативно-когнитивный подход к диагностике и коррекции отклонений речевого развития у детей раннего возраста (Е.В. Шереметьева). Особенности и возможности развития диалогического взаимодействия дошкольников с общим недоразвитием речи (Л.Г. Соловьёва). Выявление и преодоление вербально-коммуникативных нарушений у младших школьников с недоразвитием речи (Е.Л. Черкасова). Формирование письменно-речевой коммуникации у учащихся начальных классов коррекционной школы V вида (Ю.Е. Вятлева). Формирование основ коммуникативной культуры у учащихся старших классов с нарушениями речи в системе специального образования (С.А. Игнатьева). Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни (Л.Г. Соловьёва)
План лекций План семинарских занятий
Лекция 3. Тема: 3.1. Коммуникативно-когнитивный подход в диагностике и коррекции нарушений речи. Кол-во часов: 2. План: 1. Принципы анализа и оценки сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи. 2. Психологические основы анализа вербальной коммуникации детей с нарушениями речи. 3. Лингвистические основы анализа вербальной коммуникации детей с нарушениями речи. Список литературы: [1, 4, 5, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 22]. Информационное обеспечение:мультимедийная презентация «Принципы анализа и оценки сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи» Практическое занятие 4. Тема: 3.1. Коммуникативно-когнитивный подход в диагностике и коррекции нарушений речи. Кол-во часов: 4 План: 1. Принципы анализа и оценки сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи. 2. Психологические основы анализа вербальной коммуникации детей с нарушениями речи. 3. Лингвистические основы анализа вербальной коммуникации детей с нарушениями речи. Список литературы: [1, 4, 5, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 22]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации по вопросам плана, подготовленные магистрантами  
  Практическое занятие 5. Тема: 3.2. Прикладные аспекты когнитивно-коммуникативного подхода в отечественной логопедии. Кол-во часов: 2 План: 1. Коммуникативно-когнитивный подход к диагностике и коррекции отклонений речевого развития у детей раннего возраста (Е.В. Шереметьева). 2. Особенности и возможности развития диалогического взаимодействия дошкольников с общим недоразвитием речи (Л.Г. Соловьёва). 3. Выявление и преодоление вербально-коммуникативных нарушений у младших школьников с недоразвитием речи (Е.Л. Черкасова). 4. Формирование письменно-речевой коммуникации учащихся начальных классов коррекционной школы V вида (Ю.Е. Вятлева). 5. Формирование основ коммуникативной культуры у учащихся старших классов с нарушениями речи в системе специального образования (С.А. Игнатьева). 6. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни (Л.Г. Соловьева) Список литературы: [8, 9, 16, 19, 20, 21, 23, 24, 34]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации по вопросам плана, подготовленные магистрантами
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
1. Параметры анализа письменно-речевой коммуникации учащихся начальных классов образовательных организаций, реализующих АООП НОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи – 10 баллов. 2. Систематизировать задания на формирование коммуникативных компетенций в раннем возрасте при отклонениях в овладении речью – 8 баллов 3. Систематизировать методы и приёмы формирования когнитивно-коммуникативных компетенций обучающихся основного звена образовательных организаций, реализующих АООП НОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи – 10 баллов 1. Провести обзор материалов, представленных в интернете, по обозначенной проблеме. Список сайтов – 2 балла 2.Обоснованные вопросы, оппонирование теоретических сообщений – 1 балл 3. Составление словаря терминов – 5 баллов 4.Мультимедийное сопровождение выступлений на семинарских занятиях -5 баллов 5. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме – 5 баллов 6. Электронный вариант статей по изучаемым темам – 1 балл
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства
ПК-12 готовность к проектированию научно обоснованных психолого-педагогических технологий. 3.3. Основные научно обоснованные тенденции развития современной отечественной и зарубежной логопедии. У.3. Разрабатывать программы комплексной и логопедической коррекции для детей дошкольного и школьного возраста в рамках внедрения ФГОС ДОО и ФГОС для детей с ОВЗ. В.3. Современными психолого-педагогическими технологиями логопедической коррекции. В.4. Навыками проектирования научно обоснованных психолого-педагогических технологий 1. Психологические параметры анализа вербальной коммуникации детей с ТНР. 2. Лингвистические параметры анализа вербальной коммуникации детей с нарушениями речи. 3. Параметры анализа письменно-речевой коммуникации учащихся начальных классов образовательных организаций, реализующих АООП НОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 4. Систематизировать задания на формирование коммуникативных компетенций в раннем возрасте при отклонениях в овладении речью. 5. Систематизировать методы и приёмы формирования когнитивно-коммуникативных компетенций обучающихся основного звена образовательных организаций, реализующих АООП НОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи
           

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. / О.С. Иссерс. – М.: УРСС, ЛК

Наши рекомендации