Лиц с задержкой психического развития
Направление: 44.04.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: магистратура
Магистерская программа:
«Психолого-педагогическое сопровождение
образования лиц с нарушениями речи»
Челябинск, 2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ЛИЦ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Направление: 44.04.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: магистратура
Магистерская программа:
«Психолого-педагогическое сопровождение
образования лиц с нарушениями речи»
Челябинск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………..5
2. Содержание дисциплины…………………………………………………… 6
3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины… 10
4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине……………… 12
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……16
6. Перечень информационных технологий…………………………………….18
7. Описание материально – технической базы………………………………..19
8. Иные сведения и материалы…………………………………………………19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
В процессе обучения и практической подготовки будущих логопедов в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо сформировать у них умение организовывать сопровождение логопедом развития детей с различными нарушениями развития, в том числе и детей с нарушениями зрения.
Дисциплина «Логопедическое сопровождение лиц с задержкой психического развития» на очной форме обучения имеет трудоемкость 2 ЗЕТ, из них 18 часов – аудиторная (6 часов – лекционные занятия, 12 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (54 часа). Дисциплина изучается в течение 2 курса в III семестре.
На заочной форме обучения имеет трудоемкость 2 з.е. (72 часа). Из них 6 часов – аудиторная нагрузка (2 часа – лекционные занятия, 4 часа – практических занятий), 62 часа отводится для самостоятельной работы студентов. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачетом в III семестре.
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.
Курс «Логопедическое сопровождение лиц с задержкой психического развития» тесно связан с дисциплинами «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Медико-биологические проблемы дефектологии», «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в развитии речью». Для освоения дисциплины студентам необходимы знания основных закономерностей развития ребенка и особенностей развития детей с нарушениями зрения; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.
1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
Изучение и освоение данной дисциплины является основой для осуществления производственной практики в ДОУ для детей с ЗПР и написания магистерской диссертации.
1.4. Цель дисциплины:формирование компетенций по логопедическому сопровождению детей с нарушениями зрения.
Задачи дисциплины:
- Формирование у студентов знаний о закономерностях психического развития детей с ЗПР, своеобразии их речевого развития и коммуникативно – речевой деятельности;
- Формирование у студентов умений, связанных с планированием и реализацией логопедического сопровождения с учетом возрастных, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с ЗПР;
- Формирование способности к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний в коррекционно-образовательной работе с детьми с НР
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
ОПК-3 Готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования | З1- особенности речевого развития и коммуникативно-речевой деятельности детей с ЗПР | У.1 – учитывать особенности психофизического развития детей с ЗПР | В.1 - способностью к учету индивидуальных особенностей развития ребенка с ЗПР | |
ПК-5 Готовность к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения | З-2 - диагностические методики изучения состояния речевого развития детей с ЗПР | У.2. - проектировать содержание коррекционной работы с учетом структуры дефекта, актуального состояния и потенциальных возможностей ребенка с ЗПР | В.2. – навыками организации логопедического сопровождения детей с ЗПР |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности для очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | ВСЕГО | ||
Раздел. Теоретические основы формирования речи. | ||||||
1.1 | Развитие речи и общения дошкольников и младших школьников. | |||||
1.2. | Особенности речевого развития и коммуникативно-речевой деятельности детей с ЗПР | |||||
Раздел 2. Организационные основы логопедического сопровождения ребенка с ЗПР | ||||||
2.1. | Изучение особенностей речи и коммуникативно – речевой деятельности ребенка с ЗПР. | |||||
2.2. | Особенности логопедического сопровождения детей с ЗПР | |||||
Всего: |
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности для заочной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | ВСЕГО | ||
Раздел. Теоретические основы формирования речи. | ||||||
1.1 | Развитие речи и общения дошкольников и младших школьников. | - | - | |||
1.2. | Особенности речевого развития и коммуникативно-речевой деятельности детей с ЗПР | |||||
Раздел 2. Организационные основы логопедического сопровождения ребенка с нарушениями зрения. | ||||||
2.1. | Изучение особенностей речи и коммуникативно – речевой деятельности ребенка с ЗПР. | |||||
2.2. | Особенности логопедического сопровождения детей с ЗПР | - | ||||
Контроль | ||||||
ВСЕГО |
2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам) для заочной формы обучения
Раздел I. Теоретические основы формирования речи. | |||||
Требования к результатам освоения раздела: ОПК-3: З.1, У.1, В.1 ПК-5: У.2 | |||||
Содержание раздела 1. Онтогенез развития речи и общения на этапе дошкольного детства. Возрастные особенности коммуникативных компетенций на предшкольной ступени и в начальной школе. Категории детей с ЗПР. Особенности формирования речи у детей с ЗПР. Особенности коммуникативной деятельности у детей с ЗПР. | |||||
План лекций | План семинарских занятий | ||||
Лекция 1 Тема 1.1. Онтогенез развития речи и общения на этапе дошкольного возраста (2) План: 1.Онтогенез развития речи на этапе дошкольного детства. 2. Развитие общения на этапе дошкольного детства. 3.Возрастные особенности коммуникативных компетенций на предшкольной ступени и в начальной школе Список литературы: [2,3,5,9] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация по курсу. | Практическое занятие 1. Тема 1.1. Онтогенез развития речи и общения на этапе дошкольного возраста (2) Форма проведения: дискуссия 1.Онтогенез развития речи на этапе дошкольного детства. 2. Развитие общения на этапе дошкольного детства. Список литературы: [2,3,5,9] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация по курсу. | ||||
Лекция 2 Тема I.2 Особенности речевого развития и коммуникативно-речевой деятельности детей с ЗПР (2) План: 1.Категории детей с ЗПР. 2. Особенности коммуникативной деятельности у детей с ЗПР. Список литературы: [4,5,6,810, 11] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация по курсу. | Практическое занятие 2 Тема I.2 Особенности речевого развития и коммуникативно-речевой деятельности детей с ЗПР (2) Форма проведения:выполнение творческого задания «Особенноси формирования компонентов речи у детей с ЗПР». Изучаемые вопросы:
| ||||
Самостоятельная работа | |||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||
1.Контрольная работа«Структура дефекта детей с ЗПР» (5б) 2.Подготовка таблицы «Особенности формирования компонентов речи у детей с ЗПР». -5 б 3. выступление на семинаре (10б) | 1.Презентация «Онтогенез развития речи и общения на этапе дошкольного возраста (5б) 2.Представление видеофрагментов по теме (5б) | ||||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | ||||
ОПК-3: З.1-особенности речевого развития и коммуникативно-речевой деятельности детей с НЗ; У.1 - учитывать особенности психофизического развития детей с НЗ В.1 -способностью к учету индивидуальных особенностей развития ребенка с НЗ | 1.Контрольная работа«Структура дефекта детей с ЗПР» 2.Подготовка таблицы «Особенности формирования компонентов речи у детей с ЗПР». 3. Выступление на семинаре | ||||
Раздел II. Организационные основы логопедического сопровождения ребенка с нарушениями зрения. | |||||
Требования к результатам освоения раздела: ПК-5: З.2, У.2, В.2 | |||||
Содержание раздела 2. Тема 2.1. Изучение особенностей речи и коммуникативно – речевой деятельности ребенка с ЗПР. Особенности изучения нарушений речи у детей с ЗПР.Диагностическое обследование состояния коммуникативно-речевой деятельности ребенка. Тема 2.2. Особенности логопедического сопровождения детей с ЗПР Принципы логопедического сопровождения. Логопедизация педагогического процесса. Методы и формы организации логопедической работы. Особенности логопедической работы с детьми разного уровня сформированности речи у детей с ЗПР. Планирование логопедического занятия с детьми с ЗПР. | |||||
Лекция 3 Тема 2.1 Изучение особенностей речи и коммуникативно – речевой деятельности ребенка с ЗПР (1) План:
| Практическое занятие 3 Тема 2.1 Изучение особенностей речи и коммуникативно – речевой деятельности ребенка с ЗПР. (2) Форма проведения: выполнение творческого задания Изучаемые вопросы:
| ||||
Лекция 4 Тема 2.2. Особенности логопедического сопровождения детей с ЗПР (1) План: 1. Принципы логопедического сопровождения. 2. Логопедизация педагогического процесса. 3. Методы и формы организации логопедической работы. 3.Особенности логопедической работы с детьми разного уровня сформированности речи у детей с ЗПР. Список литературы: [ 4,5,6] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация по курсу | Практическое занятие 4. Тема 2.2. Особенности логопедического сопровождения детей с ЗПР (2) Форма проведения:дискуссия Изучаемые вопросы: 1. Особенности формирования коммуникативных умений 2. Этапы формирования умения воспринимать неречевые средства общения. 3. Этапы формирования умения продуцировать эмоции. Список литературы: [ 4,5,6 ] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация по курсу | ||||
Самостоятельная работа | |||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||
1. Аннотация диагностических методик по изучению коммуникативно-речевой деятельности у детей с ЗПР (10б) 2. Контрольная работа «Уровни сформированности речи у детей с ЗПР и организация их логопедического сопровождения (10б) | 1.Ведение терминологического словаря.(3б) 2.Обзор материала методических журналов. (3б) 3.Представление видеофрагментов по теме (5б) | ||||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | ||||
ПК-5: З.2 - диагностические методики изучения состояния речевого развития детей с ЗПР У.2 - проектировать содержание коррекционной работы с учетом структуры дефекта, актуального состояния и потенциальных возможностей ребенка с ЗПР В.2 - навыками организации логопедического сопровождения детей с ЗПР | 1. Аннотация диагностических методик по изучению коммуникативно-речевой деятельности у детей с ЗПР 2. Выступление на семинаре. 3. Контрольная работа «Уровни сформированности речи у детей с ЗПР и организация их логопедического сопровождения | ||||