При оценке затрат следует разделять их на прямые и косвенные.

Прямые затраты — это те, которые можно непосредственно отнести к конкретной единице выпускаемой продукции. К ним относятся:

♦ прямые затраты сырья и материалов — те сырье и материалы, которые составляют часть выпускаемого изделия или его ком­понентов;

♦ прямые затраты труда — объем заработной платы основных про­изводственных рабочих, выплаченный за изготовление данного изделия или его компонентов;

♦ отчисления на социальное страхование — суммы социального страхования (отчисления в пенсионный фонд, фонды социально­го и медицинского страхования и пр.), начисляемые на прямые затраты труда;

♦ прямые цеховые расходы — те, размер которых находится в пря­мой зависимости от количества выпущенных изделий (например, стоимость электроэнергии или других услуг, необходимых для работы).

Косвенные затраты — это те, которые носят более общий характер и относятся на всю выпущенную продукцию в целом. К ним относятся:

♦ затраты вспомогательных материалов, используемых в производ­ственном процессе (смазочные масла и средства для очистки, за­пасные части и пр.); ♦ косвенные трудовые затраты — заработная плата подсобных ра­бочих, по обслуживанию оборудования, кладовщиков, контроле­ров и пр.;

♦ заработная плата руководителей и административных работни­ков, стоимость аренды, страховые платежи, транспортные расхо­ды и пр.

Следует отметить, что некоторая часть косвенных затрат является условно-постоянной, не зависящей от масштабов производства, — аренда, страхование, амортизационные отчисления, заработная плата управленческого персонала и др. Постоянными эти затраты являются до некоторого момента, пока не изменятся условия производства.

Другая часть косвенных затрат является частично переменной — за­траты рабочей силы на вспомогательных операциях, отопление, элект­роэнергия и др. Они меняются, но не в прямой зависимости от объема производства.

Методы ценообразования используемые при затратном подходе:

Метод предельной цены учитывает в цене только те затраты, которые можно непосредственно отнести на производство единицы данного товара. Метод уверенно может быть использован при установлении цен тогда, когда предприятие располагает неиспользованными резерва­ми производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производ­ства. В противном случае предприятие обречено па убытки.

Метод на основе покрытия полных издержек учитывает в цене полное возмещение затрат на производство единицы продукции. Помимо переменных издер­жек в цене учитываются также постоянные издержки производителя. В случае выпускаемого предприятием единственного вида товара рас­чет постоянной части затрат в цене не представляет особой сложности. Если же производится несколько видов товаров, то сумма постоянных издержек распределяется на каждый из них в определенной пропорции.

Метод «средние издержки + прибыль» учитывает в цене покрытие затрат на производство еди­ницы продукции и некоторую стандартную наценку на эти затраты.

Метод расчета цены на основе анализа безубыточности и получения целевой прибыли основан на тестировании цен на прибыльность и опре­делении точки безубыточности. При использовании метода предприятие стремится установить цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли (в абсолютном выражении).

16 Затратный подход к ценообразованию. Идентификация затрат, существенных для анализа цен.

15 билет +

При анализе затрат предприятию следует ответить на следующие воп­росы:

♦ Какие группы затрат являются приростными (изменяющимися при изменении цен и объемов продаж)?

♦ Какие группы затрат являются предотвратимыми (еще не осуще­ствленными или возможными к аннулированию)?

♦ Какова «весомость» этих двух видов затрат и насколько они вли­яют на общие затраты по производству товара?

17 Затратный подход к ценообразованию. Изменение логики анализа финансовой отчетности для нужд ценообразования.

Затратный подход к ценообразованию исторически является самым устоявшимся и на первый взгляд самым надежным, поскольку в его основе лежит такая реальная категория, как затраты фирмы на производство и сбыт товара и собственные затраты известны производителю как ничто другое. Затратный подход к ценообразованию - это метод ценообразования, с помощью которого для определения цены применяются фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта продукции. Проблемой же является тот факт, что не принимаются во внимание ценностные представления покупателя относительно предлагаемого товара. Покупатель может оценивать товар выше цены, назначенной предприятием; в таком случае, предприятие упускает собственную вы­году, но даже не знает об этом. Если же цена, по мнению покупателей, оказывается завышенной — товар просто не востребуется рынком.

И.В.Липcиц

С помощью анализа издержек можно понять условия, при которых те или иные варианты изменений цен являются для фирмы выгодными или нет. Это тем более важно, что порой ошибочный подход менеджеров к решению проблем оценки затрат при обосновании ценовых решений порождается самой вполне традиционной логикой анализа финансовой отчетности.

Упрощенно обычную логику финансового анализа можно представить следующим образом.

Выручка от продаж — Затраты на производство и сбыт товаров = Валовая прибыль

Валовая прибыль — Проценты за кредит= Прибыль до уплаты налогов

Прибыль до уплаты налогов — Налоги= Чистая прибыль

Сама эта схема расчета чистой прибыли формирует некую модель анализа цен менеджерами, стремящимися к максимизации чистой прибыли. Эта модель требует:

× максимизации выручки от продаж

× минимизации затрат на производство и сбыт товаров

× предельного сокращения процентных выплат за кредиты

× минимизации налоговых платежей

Нередко на пути к прибыльному ценообразованию приходится принести в жертву величину валовой прибыли, но зато выиграть на еще большем снижении величины затрат.

Рациональный же подход к анализу ценовых решений требует отказа от пошагового расчета чистой прибыли и перехода к последовательно-оптимизационному подходу. Его суть состоит в том, чтобы комплексно рассматривать все возможные альтернативы, соглашаясь даже на уменьшение валовой прибыли, если это сопровождается одновременно еще большим уменьшением затрат. Двигаясь по этому пути, мы придем к иной логике анализа финансовых результатов деятельности фирмы, а именно:

Выручка от продаж — Приростные, предотвратимые переменные затраты на производство и сбыт товаров= Валовой выигрыш

Валовой выигрыш — Приростные, предотвратимые постоянные затраты на производство и сбыт товаров= Чистый выигрыш

Чистый выигрыш — Прочие постоянные или невозвратные затраты = Прибыль до налогообложения

Прибыль до налогообложения — Налог на прибыль = Чистая прибыль

Преимущество такой логики финансового анализа состоит в том, что она побуждает менеджеров сначала концентрировать свое внимание на тех затратах, которые по своей природе являются приростными и предотвратимыми, а уж затем на затратах, которые являются неприростными и невозвратными с точки зрения ценовых решений. Задача максимизации чистого выигрыша как результата ценовой политики оказывается тождественной задаче максимизации чистой прибыли. Причина тому проста: вычитаемые из чистого выигрыша прочие постоянные или невозвратные затраты и налог на прибыль от вариантов ценовых решений не зависят.

Однако изложить логику такого финансового анализа легче, чем добиться реализации его на практике. Это связано с самой организацией финансовой отчетности в фирмах. Такая отчетность, как известно, составляется ежеквартально и ежегодно и опирается на информацию обо всем объеме произведенной и проданной продукции. Однако ценовиков не волнуют данные обо всем объеме произведенной продукции, им необходимы данные только о той части выпуска, которая будет затронута принимаемыми ими решениями.

Таким образом, для обоснования ценовых решений необходимо вычленить из общего потока бухгалтерской информации только те данные, которые относятся к продукции, затрагиваемой такими решениями. Для того чтобы принимать обоснованные решения в сфере ценообразования, фирме необходимо обладать информацией о реальных удельных затратах на единицу продукции (услуг), которую она выпускает и ценами которой она должна управлять.

18 Ценностной подход к ценообразованию. Сущность. Полезность товара. Процедура определения экономической ценности товара. Экономический выигрыш покупателя.

Ценностный подход к ценообразованию призван обеспечить получение большей прибыли за счет достижения выгодного для фирмы соотношения "ценность/затраты", а не за счет максимального наращивания объемов продаж. Вместе с тем необходимо отметить, что отказ от затратного ценообразования вызывает некоторые сложности, поскольку при ценностном подходе цены определяются до начала инвестирования в производство новой продукции. Особенно это касается российских предприятий, где стимулом развития производства традиционно является изделие как таковое. Однако для того чтобы добиться успеха, нужно полностью пересмотреть логику создания новых изделий, перейти к ценностному подходу в ценообразовании.

Полезность блага или товара— есть способность его удовлетворять какой-нибудь человеческой потребности. Полезность товара тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространеннее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрел меновую ценность. Некоторые экономисты пытались даже построить на Полезности теорию меновой ценности

Экономическая ценность товара- сумма цены из доступных покупателю альтернативных товаров (цены безразличия) и ценности для него тех свойств нашего предложеня, которые отличают наш товар от прочих альтернатив.

Наши рекомендации