Условия оптимизации работы ДОО с семьей
1. Выполнение воспитателем правил, необходимых для оптимального педагогического общения:
– обращение к родителям по имени,
– проявление интереса к родителям, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ними,
– умение выслушать родителей,
– проявление доброжелательности в отношении к родителям,
– беседы с родителями о том, что их интересует, и что они ценят выше всего.
Важно умение дать почувствовать родителям их значимость, уважение к их мнению.
2. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений воспитателя с родителями.
Гуманизировать – признать ценность каждого родителя как личности, его права на собственную позицию, на ошибки.
Гармонизации и демократизации взаимоотношений будет способствовать:
– индивидуальные именные приглашения на родительские собрания, сделанные совместно с детьми;
– оборудование в детском саду комнаты для родителей (библиотека, программа воспитания, детская худ. литература, игрушки, дидактический материал, фотографии, образцы детских работ);
– наличие в ДОО телефона доверия.
3. Отказ от формального общения, переход от монолога к диалогу с помощью следующих форм работы:
– круглый стол,
– вечера вопросов и ответов,
– совместные с родителями праздники и развлечения,
– дискуссионные клубы,
– совместные педсоветы,
– дни открытых дверей,
– выставки совместных работ родителей и детей,
– тренинговые занятия.
4. Отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы с родителями.
5. Признать недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, не подкрепленное наглядностью.
В качестве наглядности могут выступать:
– беседы с дошкольниками, записанные на магнитофон;
– видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
– домашние задания;
– включение родителей в ролевые педагогические игры или тренинговые упражнения;
– фотографии детей;
– выставки детских работ;
– микровыступления родителей;
– участие родителей в работе кружков, проведении игр, занятий, экскурсий.
6. Обновлять содержание работы с семьей следует путем расширения круга проблем, связанных не с формированием у дошкольников ЗУН, а черт личности, условий и возможностей развития их индивидуальности.
7. Содержание каждого занятия с родителями должно быть продумано, спланировано, подведен итог.
Занятия надо завершать на пике интереса, предоставив родителям возможность поразмыслить над проблемой.
8. Не следует давать готовых ответов родителям при обсуждении педагогических проблем.
Необходимо строить обсуждения таким образом, чтобы способствовать развитию педагогической рефлексии.
V Проблема преемственности дошкольного (ДО) и начального образования (НОО)
Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (дошкольного и начального общего образования) является одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО (2013 г.).
Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, связь между различными ступенями развития.
Проблема преемственности дошкольного и начального образования предполагает:
– создание единого образовательного и воспитательного пространства для дошкольников и младших школьников,
– согласованность в содержании образовательных программ, в целях, задачах, технологиях, а также во взаимодействии взрослого и ребенка.
Концепция непрерывного образования (дошкольного и начального уровней образования, рук. проекта – Н.Ф.Виноградова) утверждена 17 июня 2003г. Федеральным координационным советом по общему образованию. Концепция призвана:
– выделить приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;
– определить психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования;
– обозначить вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;
– дать возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе.
Концепция строится на основе признанных в современной педагогике ценностей образования:
– гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия;
– открытость человека изменяющемуся миру;
– самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития – неоправданность как инфантилизации в образовании, так и "забегания вперед";
– индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.
Основания для осуществления преемственности:
– состояние здоровья и физическое развитие детей;
– уровень развития их познавательной активности;
– умственные и нравственные способности учащихся;
– сформированность творческого воображения;
– развитие коммуникативных умений.
Непрерывность ДО и НОО предполагает решение приоритетных задач:
– приобщение детей к ценностям ЗОЖ;
– обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
– совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего периода начального образования), спец. помощь по развитию не сформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения;
– развитие инициативности, любознательности, произвольности;
– формирование представлений об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности;
– развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества;
Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как: воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального уровней образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
на дошкольной ступени:
– приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
– обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
– развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
– формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
– развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
на ступени начальной школы:
– осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
– готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
– желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
– инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
– совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Условия реализации преемственности ДОО и начальной школы:
– сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребенка;
– обеспечение возрастного развития дошкольника и младшего школьника;
– для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;
– согласованность программ ДОО и начальной школы;
– сохранение ведущих видов деятельности;
– устранение дублирования программ;
– сотрудничество учителей и воспитателей;
– создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребенка;
– в дошкольном возрасте необходимо уделять внимание формированию психологической готовности детей к школе.«Правильная» подготовка к школе на ступени ДО сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Важно выработать умение слушать, говорить, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность.