III Этапы работы воспитателя с коллективом родителей
I этап – моделирование общения на предстоящую деятельность.
На этом этапе осуществляется социально – психологическая подготовка воспитателей к деловому и личностному взаимодействию с родителями. Для этого в ДОО целесообразно провести опрос воспитателей с целью изучения уровня их подготовленности к взаимодействию с родителями.
Главная цель подготовки воспитателя к работе с родителями – совершенствование социально-психологической культуры педагога – «дошкольника» и, в частности, развитие коммуникативных умений воспитателей, необходимых для педагогического общения как с родителями, так и с детьми и коллегами.
Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально положительное отношение к ребенку, родителям, своим коллегам, независимо от их личностных качеств, и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых для педагогического общения.
Овладение воспитателями навыками общения помогает преодолеть психологический барьер, возникающий в отношениях между педагогами и родителями. Воспитатели могут грамотно строить коммуникативное пространство, эффективность которого зависит от того, насколько удается воздействовать на мнения, взгляды, поведение родителей. Осуществляться эта подготовка может в такой форме методической работы, как проблемный семинар «Психолого-педагогические основы общения воспитателя с детьми, коллегами и родителями». На этом этапе продумываются (моделируются) содержание и формы работы с родителями, проводится экспресс-опрос родителей с целью изучения их потребностей: родителям каждой возрастной группы предлагается ответить на вопросы: «Какие проблемы в воспитании вашего ребенка вас волнуют больше всего?», «В каких формах Вы предпочитаете эти проблемы обсуждать с воспитателем своей группы?» (перечисляются те формы работы, к которым воспитатель хорошо подготовлен), «Как часто Вы хотели бы встречаться с воспитателем и другими родителями для обсуждения проблем воспитания вашего ребенка?». Анализ результатов опроса является основанием для содержательного планирования работы с родителями.
II этап – установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
На этом этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить. Достигается это:
1) вводятся личностные аспекты во взаимодействие с ними;
2) основой этого сотрудничества является улучшение взаимоотношений между родителями и ребенком путем формирования у родителей положительного образа ребенка, который оказывает влияние на их пед. позицию.
Примечание
I и II этапы могут реализовываться либо параллельно, либо последовательно, что зависит от уровня подготовленности воспитателей к взаимодействию. I этап может пронизывать все последующие.
Также на II этапе можно провести встречу, например, на тему «Давайте познакомимся». Цель встречи – сократить психологическую дистанцию между педагогами и родителями. На занятии родители могут увидеть себя «глазами воспитателей», а воспитатели – «глазами родителей». Родители знакомятся с такими принципами воспитания, как принцип логических и естественных последствий, принцип отказа от применения силы, принцип оказания поддержки детям. Организуются ролевые игры, которые носят тренинговый характер, цель которых изучить педагогическую позицию родителей, научить их адекватно оценивать используемые ими приемы воспитания и применять гибкие способы общения с ребенком.
III этап – формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его воспитанияпосредством сообщения им знаний о ребенке, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них (особенности общения ребенка со сверстниками, достижения его в продуктивных видах деятельности, данные социометрического исследования и т. п.). На данном этапе родители имеют возможность убедиться в профессиональной компетентности воспитателя, начинают верить в его искренне желание установить продуктивное сотрудничество. Осуществляется эта работа в индивидуальной форме во время утреннего приема и вечером.
II и III этапы считаются пропедевтическими(этапами формирования у родителей готовности к деловому сотрудничеству).