I Проблема воспитания родителей

План

I Проблема воспитания родителей

II Виды связей дошкольной образовательной организации и семьи

III Этапы работы воспитателя с коллективом родителей

IV Принципы и условия взаимодействия детского сада и семьи

V Проблема преемственности дошкольного (ДО) и начального образования (НОО)

III Этапы работы воспитателя с коллективом родителей

I этап – моделирование общения на предстоящую деятельность.

На этом этапе осуществляется социально – психологическая подготовка воспитателей к деловому и личностному взаимодействию с родителями. Для этого в ДОО целесообразно провести опрос воспитателей с целью изучения уровня их подготовленности к взаимодействию с родителями.

Главная цель подготовки воспитателя к работе с родителями – совершенствование социально-психологической культуры педагога – «дошкольника» и, в частности, развитие коммуникативных умений воспитателей, необходимых для педагогического общения как с родителями, так и с детьми и коллегами.

Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально положительное отношение к ребенку, родителям, своим коллегам, независимо от их личностных качеств, и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых для педагогического общения.

Овладение воспитателями навыками общения помогает преодолеть психологический барьер, возникающий в отношениях между педагогами и родителями. Воспитатели могут грамотно строить коммуникативное пространство, эффективность которого зависит от того, насколько удается воздействовать на мнения, взгляды, поведение родителей. Осуществляться эта подготовка может в такой форме методической работы, как проблемный семинар «Психолого-педагогические основы общения воспитателя с детьми, коллегами и родителями». На этом этапе продумываются (моделируются) содержание и формы работы с родителями, проводится экспресс-опрос родителей с целью изучения их потребностей: родителям каждой возрастной группы предлагается ответить на вопросы: «Какие проблемы в воспитании вашего ребенка вас волнуют больше всего?», «В каких формах Вы предпочитаете эти проблемы обсуждать с воспитателем своей группы?» (перечисляются те формы работы, к которым воспитатель хорошо подготовлен), «Как часто Вы хотели бы встречаться с воспитателем и другими родителями для обсуждения проблем воспитания вашего ребенка?». Анализ результатов опроса является основанием для содержательного планирования работы с родителями.

II этап – установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.

На этом этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить. Достигается это:

1) вводятся личностные аспекты во взаимодействие с ними;

2) основой этого сотрудничества является улучшение взаимоотношений между родителями и ребенком путем формирования у родителей положительного образа ребенка, который оказывает влияние на их пед. позицию.

Примечание

I и II этапы могут реализовываться либо параллельно, либо последовательно, что зависит от уровня подготовленности воспитателей к взаимодействию. I этап может пронизывать все последующие.

Также на II этапе можно провести встречу, например, на тему «Давайте познакомимся». Цель встречи – сократить психологическую дистанцию между педагогами и родителями. На занятии родители могут увидеть себя «глазами воспитателей», а воспитатели – «глазами родителей». Родители знакомятся с такими принципами воспитания, как принцип логических и естественных последствий, принцип отказа от применения силы, принцип оказания поддержки детям. Организуются ролевые игры, которые носят тренинговый характер, цель которых изучить педагогическую позицию родителей, научить их адекватно оценивать используемые ими приемы воспитания и применять гибкие способы общения с ребенком.

III этап – формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его воспитанияпосредством сообщения им знаний о ребенке, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них (особенности общения ребенка со сверстниками, достижения его в продуктивных видах деятельности, данные социометрического исследования и т. п.). На данном этапе родители имеют возможность убедиться в профессиональной компетентности воспитателя, начинают верить в его искренне желание установить продуктивное сотрудничество. Осуществляется эта работа в индивидуальной форме во время утреннего приема и вечером.

II и III этапы считаются пропедевтическими(этапами формирования у родителей готовности к деловому сотрудничеству).

Вопросы для самоконтроля

1. Обоснуйте приоритетную роль семьи в развитии личности ребенка.

2. Предложите формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников на основе координационных связей.

3. Что подразумевается под непрерывным образованием?

4. Охарактеризуйте направления обеспечения преемственности ООП дошкольного и начального образования.

План

I Проблема воспитания родителей

II Виды связей дошкольной образовательной организации и семьи

III Этапы работы воспитателя с коллективом родителей

IV Принципы и условия взаимодействия детского сада и семьи

V Проблема преемственности дошкольного (ДО) и начального образования (НОО)

I Проблема воспитания родителей

Исторически сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное, каждая из которых представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Во все времена именно родители являлись первыми педагогами. Включение женщин в производство привело общество к необходимости создать дошкольные учреждения и обучать специалистов для работы в них.

При этом «вечным» является спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, др. образовательные учреждения). Так, классики зарубежной дошкольной педагогики Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци склонялись в пользу семьи, другие отдают предпочтение общественным учреждениям. Социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет в нашей стране подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.

В конце 90-х – начале 2000 гг. меняется ситуация и позиция родителей. Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют приоритетность семьи в развитии личности ребенка:

1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером.Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными. На основе любви, привязанности, доверия, нежности у ребенка формируется базовое доверие к миру: адекватное отношение к другим людям, к самому себе.

2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействийчленов семьи в разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.

3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности(бытовую, трудовую, хозяйственную и др.).

4. Семья как дифференцированная соц. группа (представленная различными возрастными, половыми, профессиональными подсистемами) обеспечивает формирование гендерной идентичности ребенка, позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности.

5.Представляя собой малую группу,семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к соц. жизнии поэтапного расширения его кругозора и опыта.

Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в эмоциональности, непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок.

Эта позиция характерна для большинства общественных систем и культур. Она нашла отражение в 26-й статье Декларации ООН по правам человека. Право родителей на воспитание означает, что они в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей.

В то же время преобладающая часть родителей – не профессиональные педагоги. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка в силу различных причин. Это актуализирует проблему квалифицированной помощи общественного воспитания семье в реализации ее воспитательных функций.

Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей, осознавалась еще в глубокой древности. В прежние времена, когда люди жили большими семьями, необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению – естественно и буднично. В более поздние времена Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и др. исследователи постоянно говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей. Количество специальных журналов и методик по воспитанию детей резко возросло в 19 веке. Тогда же в Европе и Америке возникли первые ассоциации, специализирующиеся на вопросах воспитания родителей. Однако сейчас трудно, практически не возможно определить, с какого времени следует начать историю современной теории воспитания родителей.

Важным периодом в организации воспитания родителей были 20-30-ее гг. прошлого столетия, когда усилился, особенно в США, научный интерес к проблемам семьи, родителей и семейного воспитания. Лоренс Франк, пионер в этой области, считал воспитание родителей «средством трансформации общества», ибо если научить родителей воспитывать детей, то таким образом можно воспитывать граждан, способных реформировать социальные институты.

И в настоящее время многие ученые считают воспитание родителей важнейшим условием решения социальных проблем.

В нашей стране о необходимости создания крепкого союза семьи и общественного воспитания в свое время говорили и писали В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская. В 50-70-е гг. – Л.В. Загик, Т.А. Маркова, Л.К. Пелипенко, В.Я. Титаренко.

В 80-е гг. проблеме воспитания родителей стали уделять особое внимание. Этой тематике посвящены многие исследования.

Воспитание родителей –это международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитания собственных детей.

Необходимость работы по воспитанию родителей основывается:

1) на потребности родителей в поддержке;

2) на праве ребенка на педагогически образованных родителей;

3) на стремлении общества защитить себя и предотвратить появление многих соц. проблем (преступность, алкоголизм, психические отклонения).

Воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка и, с другой – для здоровья самого общества.

У ребенка есть право на родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучие.

Цель воспитания родителей – формирование у родителей «педагогической компетенции», «педагогической рефлексии» или коррекция их педагогической позиции.

Педагогическая компетенция – это способность понять потребности детей и создать возможности для их удовлетворения, сделать ребенка счастливым, уметь видеть какие – то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка.

Педагогическая рефлексия – умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины собственных пед. ошибок, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватные его особенностям в конкретной ситуации.

Педагогическая позиция родителей включает в себя:

1) когнитивный и поведенческий компонент;

2) осознаваемое и неосознаваемое;

3) представления родителей о возрастной динамике развития ребенка.

Педагогическая позиция проявляется в общении родителей с ребенком.

Анализ современного общества и современной семьи показывает, что семьи зачастую не способны создать благоприятные условия для социализации ребенка. В специальных исследованиях констатируются факты ослабления современной семьи, с одной стороны, и факты усиления семейного воспитания, возрождение института индивидуального семейного воспитания и образования, с другой стороны.

Рассмотрим черты, присущие современной семье:

1.Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5-10 лет назад. Также современные требования к личности ребенка на пороге поступления в школу достаточно сложны, они не ограничиваются системой знаний, на основе которых ребенок овладевает научными понятиями, а прежде всего касаются личностных новообразований, сформированных ключевых компетентностей. Здесь необходим профессиональный подход.

2.Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт – особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «депривированным материнством». Мама со «спящим» инстинктом материнства – это, как правило, неласковая и непонимающая своего ребенка женщина (именно глубина чувств между ребенком и родителями определяет его дальнейшее развитие). Возникает феномен социального сиротства.

3.Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная – это значит, состоящая из супружеской пары с детьми или одного из родителей, не состоящего в браке, со своими детьми. Нуклеарная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс происходит корректно – он укрепляет семейные узы, в противном случае – увеличивает бракоразводность.

4.В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. В частности идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, или наоборот избирают либерально-попустительский тип взаимоотношений с ребенком, индивидуализация воспитания минимальная.

На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность образовательного учреждения, т.е. активное участие в работе образовательного учреждения, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Таким образом, в основе взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество(родители и педагоги выступают партнерами, реализуя единую цель – развитие личности ребенка).

II Виды связей дошкольной образовательной организации и семьи

В педагогической литературе по проблеме взаимодействия семейного и общественного воспитания выделяют три вида связей:

1. Связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Такие связи называют компенсаторными.На практике они реализуются в таких формах и методах совместной работы семьи и детского сада, как родительские собрания, консультации, лектории и т.п. Суть этого вида связей можно выразить формулой: «Детский сад – семье».

2. Связи, характеризующие включение родителей в образовательный процесс детского сада.

Формула:«Семья – детскому саду».

Тоже носят компенсаторный характер.

Практическое проявление таких связей: оказание помощи детскому саду со стороны родителей – налаживание работы кружков, коллективные мероприятия (экскурсии, походы).

3. Координационные связивозникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.

Партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом в последнее время рассматриваются отечественными и зарубежными педагогами как наиболее эффективные.

Установление партнерских отношений между детским садом и семьей возможно при поэтапном построении взаимодействия и создания особой формы общения между родителями и воспитателями, которую В.А. Петровский обозначил как «доверительный деловой контакт».

Наши рекомендации