Приемы разграничения омонимичных союзов и союзных слов
В сложноподчиненном предложении для связи главной и придаточной частей используются союзы и союзные слова. В роли союзных слов употребляются относительные местоимения (кто, что, чей, который, каков, сколько) и относительные местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, зачем, почему, отчего).
Слова что, как, когда, чем могут выступать как в роли союзов, так и в роли союзных слов. Разграничивать их помогают следующие критерии:
1. Союз что можно опустить (предложение превратится в бессоюзное), союзное слово что опустить нельзя, так как оно является членом предложения, на него часто падает логическое ударение.
Придаточную часть, присоединяемую союзным словом что, можно преобразовать в самостоятельное вопросительное предложение.
Вместо союзного слова что можно подставить существительное или местоимение который.
2. Союз когда может быть заменен другим временным союзом, например, в то время как.
3. Союз как может быть заменен другим сравнительным союзом, например,подобно тому как.
4. Союз чем либо является составной частью союза чем…тем, либо присоединяет придаточную часть, которая относится к форме компаратива (сравнительной степени) в главной части.
5. К союзным словам, как правило, можно добавить частицы же, именно.
Частицы, их функции, разряды. Вопрос о связке. Типы глагольных связок. Их омонимия с глаголами. Модальные слова. Соотносительность с другими частями речи. Синтаксическая и стилистическая характеристика.
Части́ца - служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова.Служебные слова, выражающие главным образомдополнительные смысловые оттенки предложений, словосочетаний, отдельных слов. Разряды частиц
В соответствии с вышеназванными функциями выделяются следующие основные разряды частиц:
1. формообразующие частицы (пусть, пускай, давайте, да, давай, бы, б, бывало):
· образующие формы слов;
· образующие степени сравнения прилагательных и наречий;
· отрицательные частицы (не, нет, вовсе не, далеко не, отнюдь не);
· частицы, характеризующие признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или не результативности осуществления;
· модальные частицы:
· вопросительные частицы (ли, неужели, разве);
· указательные частицы (вот, вон);
· уточняющие частицы (именно, как раз, прямо, точь-в-точь);
· выделительные и ограничительные частицы (только, лишь, исключительно, почти что, единственно);
· восклицательные частицы (что за, как);
· усилительные частицы (даже, ни, же, ведь, уж, все-таки, все);
· смягчение требования -ка (подай-ка, налей-ка) -то (молоко-то сбежало); также в этих целях используется словоерс -с (наценка-с), происходящий от сокращённого обращения «сударь»;
· сомнение (вряд ли, едва ли);
· побудительные частицы (пусть, пускай, давай(те)).
Существенно при этом, что модальные (оценочные, экспрессивные) значения в том или ином виде присутствуют и в частицах отрицательных, вопросительных, характеризующих действие по его протеканию или результативности, в частицах-репликах.
Щерба считал, что связкой может быть только одно слово "Быть" в разных его формах. Отсутсвие его в предложениях в настоящем времени объясняется особенностью русского языка, и в этом случае говорят о наличии нулевой связки.
В энциколпедии русккий язык Виноградова критикуют эту точку зрения они считают, что это слово не выполняет связующей функции и является выразителем времени, наколнением, модальности.
в энциклопедии РЯ говорится о наличии различных видов связок. Выделяются чистые связки, которые лишены временного значения (десемантизации)(ои десемантизировались - утратили первоначальное лексическое значение). Чистые связки - есть, суть, это. Суть употребляется в книжной речи.
В определенных семантических конструкциях эти связки обязательны.
Дети есть дети.
В ЭРЯ (энцикл рус яз) в учебнике под редакцией белошарповой пишется о том, что некоторые неглагольные логические связки (слова, утратившие лексич. значение в определенном контексте) Например: Каждая встреча - будто (словно, точно, как) праздник. Летать - такова его мечта.
Наряду со связками широко используются связочные образования со значением идентификации или отождествления. Чтение - это и будет лучшее учение. ЭТО И БУДЕТ (ЕСТЬ) - это не член предложения. Платье были все-равно как новое. БЫЛО ВСЕ-РАВНО КАК - это не член предложения. Любить - это значит понимать. ЭТО ЗНАЧИТ _ ТОЖЕ СВЯЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС _ НЕ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Они частично десемантизируются ( сохраняют элементы лексического значения и обладают значением синтаксического времени. БЫВАТЬ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ.
Вечера становятся холодными.
третья группа связок
связки с закрытой сочетаемостью, однако, в отличие от рассмотренных выше, эти словавместе со след. далее именем, образют лексикализованное единство.
Нести ответственность, вести разговор, оказывать влияние. эти единства можно заменить одним словом. Отвечать, разговаривать, влиять. 1. МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА
В школьной системе модальные слова рассматриваются как вводные. Помимо школьной грамматики многие пособия их отрицают.
Белошапкина, шанский, и еще у кого-то есть эти слова.
в грамматике есть два подхода к определению частиречной принадлежности.
1 подход: представители, ученые щерба, аванесов, не включают МС в состав речи.
Виноградов, Гвоздев, Шанский, Тихонов.
Модальные слова связаны с функционально-семантическим полем модальности и они отражают субъективную модальность и относятся к синтаксическим средствам.
Существуют 2 тч зр - широкая в понимании модальных слов: все вводные слова являются модальными. представители: Виноградов, груздь.
узкая- лишь часть вводных слов являются моадльные (со значением достоверности/недостоверности, уверенности/неуверенности, убежденности либо предположения
МС - это неизменяемые слова, выражающие отношение всего высказывания или его частей к реальности, грам. не связаны с др. словами, но интонационно выделяющиеся в структуре предложения.
ГРАМАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МС (КАТЕГОРИАЛЬНОЕ) ВЫРАЖЕНИЕ ВСЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЛИ ЕГО ЧАСТЕЙ К РЕАЛЬНОСТИ. Это для морф. разбора.
Признаки почти всегда неизменяемы. И казалось, то все придет. И кажется, что...
След. признаки - синтаксические, не явл. членами предложениями, употребляются в функции вводных слов. Если употр. в начале предложения, то выражает модальность ко всему высказыванию, в середине - выражает моадльность последущей части.
МС Обладают необходимыми придикативными свойствами и употребляются как слова предложения. например: читали вы? - конечно. в этом случае МС отражает модальность предыдущего высказывания.
Классификация моадльных слов
Разряды по семантике: шанский, тихонов. выделяют группу слов с утвердительным значением (несомненно, конечно, дейсвительно,) в утвердительном значении. Группа модальных слов отображает реальную модальноть.
2 группа слов: МС с предположительным значенем (возможно, кажется, вероятно, может быть, небось) это слова отражают ...
Лекант прибавляет сюда:
3 группа - указание на источники (+виноградов) (например: по мнению, по преданию, )
Лекант и виноградов выделяют еще одну группу: оценка того, о чем сообщается (к счастью, в шутку сказать, не в обиду будет сказано,)
Указание на порядок изложения мысли(во-первых, во-вторых, с одной стороны, с др стороны)
Указание на обобщающие, дополнительные, поясняющие, характер последующей мысли. Например: Итак, таким образом, иначе говоря, сверх того.
Необходимость привлечь внимание собеседника. Знаешь, мы сегодня такое слышали.
Модаляция - это переход других частей речи в модальные слова.
Один из лучших способов проверки - прием замены.
Мне, кажется, повезло в жизни. Он кажется старше своих лет. Я никак не могу разобраться. Никак, не заболел.