Спряжение глагола. Классы глагола. Продуктивные и непродуктивные классы.
5. Спряжение - это изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и – в прош. вр. и сослагат. накл. – по родам.
Первое спряжение | Второе спряжение |
Все остальные глаголы на -ять, -еть, -уть, -ать, -оть или -ыть Брить, стелить, зиждиться, зыбиться Бороться – борются. -ет, -ешь, -ете, -ем, -ют, -ут. Также возможны -ю и -у. | Все глаголы на –ить Гнать, держать, смотреть и видеть Дышать, слышать, ненавидеть И обидеть и вертеть, И зависеть, и терпеть. Клеить – клеящий. Строить – строящий. -ит, -ишь, -ите, -им, -ят, -ат. Также возможны -ю и -у. |
6.
7.Глаголы I и II спр. различаются по следующим трем признакам, обнаруживающимся при образовании личных форм ед. и мн. ч. наст. вр.:
8. 1) по системам флексий;
9. 2) по характеру конечной согласной основы;
10. 3) по характеру чередования согласных в конце основы.
11. Разноспрягаемыми(имеющими окончания и первого и второго спряжения) являются глаголы хотеть, бежать, брезжить (в 1 и 2 лице не употребляется). Глагол чтитьобразует две формы 3 лица мн. числа: чтят (и в этом случае он принадлежит 2 спряжению) и чтут(и тогда глагол относится к разноспрягаемым).
12.Особо спрягаемых глаголов в русском языке два: естьи дать (и производные от них). Представим систему спряжения глаголов в таблице.
Типы спряжения | 1 л. ед.ч. | 2 л. ед.ч. | 3 л. ед.ч. | 1 л. мн.ч. | 2 л. мн.ч. | 3 л. мн.ч. |
1 спряжение | -у (ю) иду | -ешь идешь | -ет идет | -ем идем | -ете идете | -ут- (ют) идут |
2 спряжение | -у (ю) шумлю | -ишь шумишь | -ит шумит | -им шумим | -ите шумите | -ат- (ят) шумят |
Разноспрягаемые | бегу хочу | бежишь хочешь | бежит хочет | бежим хотим | бежите хотите | бегут хотят |
Особо спрягаемые | ем дам | ешь дашь | ест даст | едим дадим | едите дадите | едят дадут |
Класс – это группа глаголов с одинаковым соотношением основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени. Выделяются продуктивные и непродуктивные классы глаголов.
Если глагол имеет такое соотношение двух основ, по образцу которого создаются новые глаголы, то он относится к одному из продуктивных классов. К непродуктивным классам относятся глаголы, соотношение основ которых не служит образцом для создания новых глаголов.
Большинство глаголов в современном русском языке входят в один из пяти продуктивных классов.
Первый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -а(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -аj- (реша-ть – решаj-ут, побросать – побросаj-ут).
Второй класс составляют глаголы с основой инфинитива на -е(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -еj- (боле-ть – болеj-ут).
Третий класс составляют глаголы с основой инфинитива на -ова(ть), -ева(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -уj- (беседова-тъ – беседуj-ут).
Четвертый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -ну(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -н- (дрогну-тъ – дрогн-ут, спрыгнутъ – спрыгнут). К этому классу не относятся глаголы, теряющие -ну-в форме прошедшего времени (погаснуть – погас – погаснут, мерзнуть – мерз – мерзнут).
Пятый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -и(ть)и основой настоящего (будущего) времени на мягкий согласный или шипящий (люби-ть – люб'-ат, решить – решат).
Первые четыре продуктивных класса составляют глаголы первого спряжения, а пятый класс – глаголы второго спряжения.
К непродуктивным классам относятся глаголы, сохранившие, как правило, архаические особенности в образовании основ. Непродуктивных классов значительно больше, чем продуктивных, но они объединяют не боле 400 глаголов.
13. Категория вида. Связь с другими глагольными категориями. Глаголы совершенного и несовершеннного вида. Перфективация и имперфективация как основные способы видового образования.
Категория вида обозначает отношение действия к его внутреннему пределу, т.е. к такой внутренней границе или критической точке, по достижению которой действие исчерпывает себя.
Глаголы, которые обозначают действие, ограниченное каким-либо внутренним пределом, являются глаголами совершенного вида: выполнить, покрасить, узнать, дунуть, помирить, угаснуть, взять;
Глаголы, которые обозначают действие, не ограниченное внутренним пределом, являются глаголами несовершенного вида: идти, мазать, учить, придумывать, каяться, разговаривать.
Имперфективация – образование НСВ от глаголов СВ при помощи суффиксов (выдумать – выдумывать, толкать - толкну);
Перфективация – образование СВ от бесприставочного глагола НСВ при помощи префикса или суффикса (видеть – увидеть).
Средства выражения видового значения:
1. Приставки: видовые, модифицирующие (изменяют денотативный смысл): делать – подделать;
2. Суффиксы: толкать – толкну;
3. Супплетивизм: говорить – сказать, брать – взять, ловить – поймать, класть – положить;
4. Ударение: разрЕзать – разрезАть.
Вид – это система противопоставленных друг другу рядов форм глагола: ряды форм глагола, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы СВ), и ряда форм глаголов, не обладающих признаками ограниченного пределом целостного действия (глаголы НСВ) (РГ-80).
Вид является основной классифицирующей категорией, он присущ ВСЕМ без исключения глагольным формам. Семантическим признаком вида является общее грамматическое значение отношения действия, обозначенного глаголом к его внутреннему пределу.