Спряжение глагола. Классы глагола. Продуктивные и непродуктивные классы.

5. Спряжение - это изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и – в прош. вр. и сослагат. накл. – по родам.

Первое спряжение Второе спряжение
Все остальные глаголы на -ять, -еть, -уть, -ать, -оть или -ыть Брить, стелить, зиждиться, зыбиться Бороться – борются. -ет, -ешь, -ете, -ем, -ют, -ут. Также возможны -ю и -у. Все глаголы на –ить Гнать, держать, смотреть и видеть Дышать, слышать, ненавидеть И обидеть и вертеть, И зависеть, и терпеть. Клеить – клеящий. Строить – строящий. -ит, -ишь, -ите, -им, -ят, -ат. Также возможны -ю и -у.

6.

7.Глаголы I и II спр. различаются по следующим трем признакам, обнаруживающимся при образовании личных форм ед. и мн. ч. наст. вр.:

8. 1) по системам флексий;

9. 2) по характеру конечной согласной основы;

10. 3) по характеру чередования согласных в конце основы.

11. Разноспрягаемыми(имеющими окончания и первого и второго спряжения) являются глаголы хотеть, бежать, брезжить (в 1 и 2 лице не употребляется). Глагол чтитьобразует две формы 3 лица мн. числа: чтят (и в этом случае он принадлежит 2 спряжению) и чтут(и тогда глагол относится к разноспрягаемым).

12.Особо спрягаемых глаголов в русском языке два: естьи дать (и производные от них). Представим систему спряжения глаголов в таблице.

Типы спряжения 1 л. ед.ч. 2 л. ед.ч. 3 л. ед.ч. 1 л. мн.ч. 2 л. мн.ч. 3 л. мн.ч.
1 спряжение -у (ю) иду -ешь идешь -ет идет -ем идем -ете идете -ут- (ют) идут
2 спряжение -у (ю) шумлю -ишь шумишь -ит шумит -им шумим -ите шумите -ат- (ят) шумят
Разноспрягаемые бегу хочу бежишь хочешь бежит хочет бежим хотим бежите хотите бегут хотят
Особо спрягаемые ем дам ешь дашь ест даст едим дадим едите дадите едят дадут

Класс – это группа глаголов с одинаковым соотношением основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени. Выделяются продуктивные и непродуктивные классы глаголов.

Если глагол имеет такое соотношение двух основ, по образцу которого создаются новые глаголы, то он относится к одному из продуктивных классов. К непродуктивным классам относятся глаголы, соотношение основ которых не служит образцом для создания новых глаголов.

Большинство глаголов в современном русском языке входят в один из пяти продуктивных классов.

Первый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -а(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -аj- (реша-ть – решаj-ут, побросать – побросаj-ут).

Второй класс составляют глаголы с основой инфинитива на -е(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -еj- (боле-ть – болеj-ут).

Третий класс составляют глаголы с основой инфинитива на -ова(ть), -ева(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -уj- (беседова-тъ – беседуj-ут).

Четвертый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -ну(ть)и основой настоящего (будущего) времени на -н- (дрогну-тъ – дрогн-ут, спрыгнутъ – спрыгнут). К этому классу не относятся глаголы, теряющие -ну-в форме прошедшего времени (погаснуть – погас – погаснут, мерзнуть – мерз – мерзнут).

Пятый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -и(ть)и основой настоящего (будущего) времени на мягкий согласный или шипящий (люби-ть – люб'-ат, решить – решат).

Первые четыре продуктивных класса составляют глаголы первого спряжения, а пятый класс – глаголы второго спряжения.

К непродуктивным классам относятся глаголы, сохранившие, как правило, архаические особенности в образовании основ. Непродуктивных классов значительно больше, чем продуктивных, но они объединяют не боле 400 глаголов.

13. Категория вида. Связь с другими глагольными категориями. Глаголы совершенного и несовершеннного вида. Перфективация и имперфективация как основные способы видового образования.

Категория вида обозначает отношение действия к его внутреннему пределу, т.е. к такой внутренней границе или критической точке, по достижению которой действие исчерпывает себя.

Глаголы, которые обозначают действие, ограниченное каким-либо внутренним пределом, являются глаголами совершенного вида: выполнить, покрасить, узнать, дунуть, помирить, угаснуть, взять;

Глаголы, которые обозначают действие, не ограниченное внутренним пределом, являются глаголами несовершенного вида: идти, мазать, учить, придумывать, каяться, разговаривать.

Имперфективация – образование НСВ от глаголов СВ при помощи суффиксов (выдумать – выдумывать, толкать - толкну);

Перфективация – образование СВ от бесприставочного глагола НСВ при помощи префикса или суффикса (видеть – увидеть).

Средства выражения видового значения:

1. Приставки: видовые, модифицирующие (изменяют денотативный смысл): делать – подделать;

2. Суффиксы: толкать – толкну;

3. Супплетивизм: говорить – сказать, брать – взять, ловить – поймать, класть – положить;

4. Ударение: разрЕзать – разрезАть.

Вид – это система противопоставленных друг другу рядов форм глагола: ряды форм глагола, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы СВ), и ряда форм глаголов, не обладающих признаками ограниченного пределом целостного действия (глаголы НСВ) (РГ-80).

Вид является основной классифицирующей категорией, он присущ ВСЕМ без исключения глагольным формам. Семантическим признаком вида является общее грамматическое значение отношения действия, обозначенного глаголом к его внутреннему пределу.

Наши рекомендации