Сравнительная характеристика основных систематических групп рыб
Группа рыб | Число видов | Представители | Особенности внешнего строения | Особенности внутреннего строения |
Хрящевые | ||||
Костные рыбы | ||||
Костно-хрящевые | ||||
Двоякодышащие | ||||
Кистеперые | ||||
Костистые |
Сравнительная характеристика основных отрядов земноводных
Признаки | Отряды | |
Хвостатые | Бесхвостые | |
Представители | ||
Число видов | ||
Особенности строения | ||
Передвижение | ||
Оплоджотворение | ||
Развитие |
Сравнительная характеристика основных отрядов пресмыкающихся
Признаки | Отряды | |||
Чашуйчатые | Черепахи | Крокодилы | ||
Ящерицы | Змеи | |||
Количество видов | ||||
Покровы тела | ||||
Строение конечностей | ||||
Зубы | ||||
Особенности внутреннего строения |
Сравнительная характеристика основных отрядов птиц
Отряд | Представители | Местообитания | Особенности строения | Тип развития птенцов |
Воробьиные | ||||
Ржанкообразные | ||||
Гусеобразные | ||||
Соколообразные | ||||
Курообразные | ||||
Аистообразные | ||||
Голубеобразные | ||||
Дятлообразные | ||||
Стрижеобразные | ||||
Кукушкообразные |
Сравнительная характеристика подклассов млекопитающих
Признаки | Подклассы | ||
Яйцекладущие | Сумчатые | Плацентарные | |
Зубная система | |||
Тип яйцеклеток | |||
Наличие плаценты | |||
Деторождение | |||
Кормление детенышей | |||
Млечные железы |
Сравнительная характеристика основных отрядов плацентарных млекопитающих
Отряды | Число видов | Представители | Основные признаки отряда |
Насекомоядные | |||
Рукокрылые | |||
Грызуны | |||
Зайцеобразные | |||
Хищные | |||
Ластоногие | |||
Китоообразные | |||
Парнокопытные | |||
Непарнокопытные | |||
Хоботные | |||
Приматы |
Сравнительная характеристика основных классов типа хордовых
Класс | Строение тела | Пищеварительная система | Кровеносная система | Сердце | Дыхательная система | Выделительная система | Нервная система | Органы чувств | Размножение, развитие зародыша | |||
Отделы тела | Покров | Скелет | ||||||||||
Туловище | Конечности | |||||||||||
Ланцетники | ||||||||||||
Рыбы | ||||||||||||
Земноводные | ||||||||||||
Пресмыкающиеся | ||||||||||||
Птицы | ||||||||||||
Млекопитающие |
Характеристика тканей человеческого организма
Группы тканей | Виды тканей | Строение ткани | Местонахождение | Функции |
Эпителий | ||||
Соединительная | ||||
Мышечная | ||||
Нервная |
Характеристика систем органов человеческого организма
Система органов | Части системы | Органы и их части | Ткани, из которых состоит орган | Функции |
Опорно-двигательная | ||||
Кровеносная | ||||
Дыхательная | ||||
Пищеварительная | ||||
Покровная | ||||
Мочевыделительная | ||||
Половая | ||||
Эндокринная | ||||
Нервная |
Железы внутренней секреции
Название железы | Месторасположение | Выделяемый гормон | Функция | Заболевания, вызванные недостатком гормона | Заболевания, вызванные избытком гормона |
Гипоталамус | |||||
Гипофиз | |||||
Щитовидная железа | |||||
Паращитовидная железа | |||||
Вилочковая железа | |||||
Поджелудочная железа (эндокринная часть) | |||||
Надпочечники | |||||
Яичники | |||||
Яички |
Задание 2: заполните таблицу, используя ФГОС НОО.
Характеристика структурных элементов основной общеобразовательной программы
Структурные элементы ООП | Характеристика структурных элементов ООП |
Задание 3. Используя примерную программу по курсу «Окружающий мир» заполните следующие таблицы:
Структура примерной программы по курсу «Окружающий мир»)
Раздел программы | Характеристика раздела |
«Содержание программы по курсу «Окружающий мир»
Раздел содержания программы | Характеристика раздела |
Требования к результатам обучения по курсу «Окружающий мир»
Группа требований | Содержание требований |
Личностные | |
Метапредметные | |
Предметные |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости: тест по модулю 3 (см. в конце описания модуля 3)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Вахненко, Д.В. Биология с основами экологии [Текст] : учебник для вузов / Д. В. Вахненко, Т. С. Гарнизоненко, С. И. Колесников; Под общ. ред. В. Н. Думбая. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003.
2. Естествознание и основы экологии [Текст] : учеб. пособие для сред. проф. образования / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов, Е. К. Страут. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2002. - 304 с.
3. Никонова, М.А. Землеведение и краеведение [Текст] : [учеб. пособие для вузов по спец. 031200 "Педагогика и методика нач. образования"] / М. А. Никонова, П. А. Данилов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2005.
Дополнительная литература
1. Абдурахманов, Г.М. Основы зоологии и зоогеографии [Текст] : [учеб. для пед. вузов по спец. "Биология", "География", "Педагогика и методика нач. образования"] / Г. М. Абдурахманов, И. К. Лопатин, Ш. И. Исмаилов. - Москва : Академия, 2001. - 495, [1] с.
2. Биогеография с основами экологии [Текст] : Учебник для вузов / А. Г. Воронов, Н. Н. Дроздов, Д. А. Криволуцкий, Е. Г. Мяло. - Москва : ИЦК "Академкнига", 2003. с.
3. Биосфера: загрязнение, деградация, охрана [Текст] : краткий толковый словарь / [Д. С. Орлов, Л. К. Садовникова, Н. И. Суханова, С. Я. Трофимов]. - Москва : Высшая школа, 2003. -
4. Капустин, В.Г. Свердловская область: природа, население, хозяйство, экология [Текст] : Учеб. пособие для учащихся ст. кл. по курсу "География Свердловской области" / В. Г. Капустин, И. Н. Корнев. - 2-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург : Изд-во Дома Учителя, 2001. - 298 с.
5. Колосова, Н.Н. Картография с основами топографии: учеб. пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с.
6. Коробкин, В.И. Экология в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 381, [3] с.
7. Мир животных. Серия «Эрудит». – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192 с.
8. Мир растений. Серия «Эрудит». – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192 с.
9. Мордова А.Г. Экономическая география России. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 527 с.
10. Основы экологии [Электронный ресурс] : электронное учебное пособие. - Нижний Новгород : Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, 2001. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.
11. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.: Физкультура и спорт, 1993.
12. Сигачева Т.К. Социально-экономическая география и регионалистика. – М.: Владос, 2009. – 254 с.
13. Степанян, Е.Н. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. 031200 "Педагогика и методика начального обучения" / Е. Н. Степанян, Е. М. Алексахина. - Москва : Академия, 2001.
14. Физическая география. Серия «Эрудит». – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192 с.
15. Эволюция человека. Серия «Эрудит». – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192 с.
16. Экологическое образование [Текст] : Учеб.-метод. пособие / МО РФ, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Междунар. центр. образоват. инноваций; [Сост.: Н. В. Гороховатская и др.]. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2000. - 321 с.
17. Энциклопедия для детей. Биология. Том 2. – М.: «Аванта+», 1994.
18. Энциклопедия для детей. География. Том 3. – М.: «Аванта+», 1994.
19. Энциклопедия для детей. Геология. Том 4. – М.: «Аванта+», 1994.
20. Энциклопедия для детей. Человек. Том 18. Часть первая – М.: «Аванта+», 2002.
Дисциплина «ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Тема 1. Проблемы художественного образования и эстетического воспитания в современной школе. Лекция (2 час.)
ФГОС начального общего образования: основные задачи реализации содержания предметной области «Искусство» - развитие способностей к художественно-образному эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Педагогические функции предмета в школе – воспитательные (патриотическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, умственное, религиозное воспитание). Обучающие – знание теории, умение в работе над рисунком составить замысел, использовать выразительные средства, навыки работы в разных техниках и разными материалами. Развивающие - художественных способностей, восприятия пространства, зрительной памяти, сенсомоторных способностей.
Задачи преподавания изобразительного искусства в начальной школе: приобщение к миру искусства; формирование художественно-образного мышления; развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной отзывчивости; обучение основам изобразительной грамоты; развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления; приобщение к русской и зарубежной культуре; воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству.
Принципы новых программ (принцип уподобления, целостности и неспешности эмоционального освоения содержания искусства, постоянства связи с жизнью от родного порога – в мир общечеловеческой культуры, опоры на апогей явлений в искусстве, единства реальности и фантазии, единства формы и содержания, создания потребности в приобретении знаний и навыков).
Тема 2. Возрастные этапы развития изобразительной деятельности ребенка. Лекция (2 час.)
Г. Кершенштейнер, Л.С. Выготский об этапах развития детского рисунка.
Доизобразительный этап: экспериментирование с материалами, экспериментирование со штрихом и пятном (стадия марания), стадия каракуль. Изобразительный этап развития детского рисунка: стадия ассоциативных каракуль, стадия схемы, стадия правдоподобного изображения, стадия реалистического изображения. Период угасания интереса к изобразительной деятельности.
Характерные особенности рисунков младших школьников. Возрастные предпочтения в выборе сюжета, использовании выразительных средств, возрастное проявление интереса к разным видам деятельности (рисование, лепка, декоративное творчество). Применение правил композиции в детском рисунке – выделение сюжетно-композиционного центра, линия горизонта, многоплановость, передача пространства, способ расстановки фигур, формат.
Тема 3. Содержание программ по изобразительному искусству для начальной школы. Лекция (2 час.)
Программа В.С.Кузина «Изобразительное искусство», ее цель и задачи. Тематический принцип планирования учебной деятельности, принцип единства воспитания и образования, обучения и творческой деятельности. Межпредметные связи, развитие эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности и к искусству. Виды занятий – рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, лепка и аппликация, беседы об изобразительном искусстве.
Программа Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд». Цель и задачи программы, интеграция на основе общности развивающих и воспитательных задач, общности основных качеств художественного изделия. Вариативность выбора заданий, материалов и техник, организации самостоятельной и творческой деятельности, учет региональных особенностей.
Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности. Блоково-тематический принцип построения программы. Три вида изобразительной деятельности – конструктивная, изобразительная, декоративная. Триада основ – увлечение искусством, понимание содержания искусства, творчество.
Основные виды планирования: годовой календарный план, тематическое планирование со сквозной учебной проблемой, поурочное планирование. План-конспект урока. Учебно-методическая карта урока.
Тема 4. Изучение основ цветоведения в начальной школе. Лекция (2 час.)
. Цветоведение как наука. История развития цветоведения. И. Ньютон – основоположник фундаментального «физического» изучения цвета. Характеристика основных цветов, воздействие цвета на человека, восприятие цвета детьми.
Основные виды работы с цветом. Изучение качеств цвета (теплохолодность, светлота, насыщенность). Цвет в детском изобразительном творчестве. Развитие цветовосприятия, освоение простейших навыков работы красками, использование цвета как выразительного средства. Место темы в программах по изобразительному искусству. Задания на развитие цветовосприятия. Критерии оценки детских рисунков.
Задание для самостоятельной работы:
– подбор детских рисунков с активным использованием цвета.