Способы предотвращения конфликтов
/ Соуправление (каждый член коллектива — участник управления).
/ Законность всех действий руководителя.
/ Гласность.
/ Уважение и защита прав каждого члена коллектива.
/ Демократизация всей жизни школы, демократический стиль управления.
/ Объективность и корректность в поведении руководителя.
/ Благоприятный психологический климат в коллективе.
Руководитель
В системе управления
И |
Руководитель в школе — администратор, учитель, воспитатель, общественный деятель, организатор.
Эталонный образ руководителя
0а Знания и умения: профессиональная компетентность, стремление к внедрению нового, эрудиция, умение работать с информацией.
0о Организаторские качества (что делать, когда, как): умение распределять свое и чужое время и делегировать полномочия; умение стимулировать работу, оперативное решение дел и умение доводить их до конца, умение разбираться в людях и адекватно оценивать их, умение принимать решения и действовать в соответствии с ними.
0ъ Отношения с подчиненными: умение создать благоприятные отношения в коллективе, простота и такт в общении, чуткость, внимательность к людям, способность доверять другим, умение слушать собеседника, умение ярко и убедительно говорить, критиковать только в необходимых случаях, своевременно и адекватно поощрять сотрудников, поощрять персонал к откровенности и проведению групповых дискуссий.
0а Отношение к новому: не боится нового, информирован о новациях, создает условия для их внедрения, готов к риску.
0о Качества внешнего представительства: представительский внешний вид, умение взаимодействовать с другими организациями, отстаивать интересы коллектива, противостоять внешнему давлению.
0о Уровень и качество принимаемых решений: умение видеть проблему, умение рисковать при принятии решений и принимать на себя ответственность, рациональность принимаемых решений.
0о Экономическая и юридическая компетентность: экономическая и юридическая грамотность, предприимчивость, организация дел с точки зрения их экономических последствий.
0о Нравственно-волевые качества: обязательность, умение держать слово, целеустремленность и последовательность, справедливость, требовательность к себе, честность и порядочность, отсутствие стремления быть во всем совершенством, гуманистическая направленность (внимателен, помогает, сочувствует, поддерживает), пунктуальность, восприимчивость к критике, уравновешенность, умение управлять своим поведением в любой ситуации, настойчивость и энергичность, принципиальность, трудоспособность, чувство юмора.
И |
Формула эффективного руководства: знает — хочет — может — успевает.
Школьное самоуправление
Самоуправление школы— управление субъектами школы (школьными работниками, учащимися и их родителями) жизнедеятельностью своего школьного коллектива.
Принципы деятельности совместных органов самоуправления
•» равноправия,
•» открытости и гласности,
•*■ демократии,
•» законности,
•» целесообразности,
•» представительства,
•» коллегиальности и персональной ответственности,
•» подотчетности, .
•> свободы и самодеятельности,
•» критики и самокритики,
•о- распределения полномочий.
В современных школах создаются Попечительские советы, в состав которых входят представители общественности, родителей и школы.
Адаптация молодого учителя
Производственная адаптация— процесс овладения требованиями выполняемой деятельности.
Внутришкольный контроль
Внутришкольный контроль— всесторонне изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей работы в соответствии с поставленными задачами и достижения высокого качества образования.
Качество образования— степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.