Компоненты педагогической культуры учителя
с» ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и
потребностей; cs» гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие; «> педагогическое мастерство;
cs> установка на постоянное самосовершенствование; «£► культура поведения и общения, педагогический такт; сз> личностная самостоятельность учителя; «•> общая и педагогическая эрудиция и компетентность; о» доброжелательность, общительность, увлеченность работой.
Качества, необходимые для эффективной работы
©> стремление к максимальной гибкости;
©> способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников;
е> умение придать личностную окраску преподаванию;
©> установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников;
«э> умение управлять собой и детьми;
е> владение стилем неформального общения с воспитанниками;
©> эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность;
т> умение регулировать конфликты ненасильственным путем;
е> уважительное отношение к чужим традициям и верованиям;
е> креативность;
е> аттракция;
ш> способность к рефлексии.
Критерии успешности учителя
Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности учителя
* эмоционально-импровизационный; * рассуждающе-импровизационный;
* эмоционально-методичный; * рассуждающе-методичный.
Учитель, предпочитаемый детьми
&я личностные качества: доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству, толерантность, тактичность, честность, чувство юмора;
0з организационные качества: демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность;
>& деловые качества: знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять;
ife внешний вид: хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
Детскийколлектив
В формировании личности
Коллектив и его признаки
Коллектив— группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием деятельности.
Признаки коллектива
Объективные факторы коллективного воспитания
□ коллектив — модель общества;
□ коллектив — носитель норм общества;
□ коллектив — источник социальных, ролей.
Субъективные факторы коллективного воспитания
О потребность в общении и самопознании; О потребность в самоутверждении; О потребность в самовыражении.
Функции коллектива
с& Нравственно-регулятивная — носитель и пропагандист определенных нравственных и социальных установок.
«s> Организационно-объединяющая — основная форма организации детской жизнедеятельности и сплочения воспитанников.
с» Стимулирующая — формирование личности через межличностные отношения и общественное мнение, побуждение личности к нравственно ценной деятельности.
сз> Воспитательная — воздействие на личность членами коллектива и воспитателем.