Современные классификации учебных проектов
На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
□ практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России);
□ исследовательский проект— исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
□ информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
Q творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.;
О ролевой проект — литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
По комплексностии характеру контактовпроекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках Межпредметные выполняются во вне-
одного учебного предмета или одной урочное время под руководством спе-
области знания. циалистов из разных областей знания.
По характеру контактовпроекты бывают — внутриклассными, внутришколъ-ными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительностипроекты могут быть:
□ минипроектами — укладываться в один урок или даже его часть;
□ краткосрочными — на 4-6 уроков;
□ недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
□ долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях группы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.
По составу участниковпроект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Виды презентации проектов:
О научный доклад,
О деловая игра,
О демонстрация видеофильма,
О экскурсия,
О телепередача, -
О научная конференция,
О инсценировка,
О театрализация,
О игры с залом, О защита на ученом совете, О диалог исторических или литературных персонажей, О спортивная игра, О спектакль, О путешествие, О реклама, •О пресс-конференция и т. п.
Критерии оценки проектадолжны быть понятны и доступны участникам проекта, их должно быть не более 7-10, известны с самого начала работы над проектом. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.
Позиция учителя:энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.
В процессе реализации описанных личностно-ориентированных технологий у обучаемых развиваются память, воля, эмоциональная сфера, а также коммуникативные умения, самостоятельность и пр., но в них не ставится цель обеспечения развивающего обучения. Их ориентация на учёт индивидуальных особенностей личности способна создавать более благоприятные условия для внедрения системы развивающего обучения, так как многие необходимые условия для её эффективной реализации будут обеспечены.
Описанные технологии не исчерпывают все многообразие существующих в настоящее время образовательных технологий. Назовем ряд авторов других образовательных технологий: Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, П. М. Эр-дниев, Н. А. Зайцев, Н. Н. Палтышев, А. М. Кушнир, И. П. Волков, Г. С. Альт-шуллер, Н. П. Гузики др. Их образовательные технологии и целый ряд других представлены в книге Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии».
4-1347
Содержание образования и воспитания
Научные основы определения содержания
Факторы, влияющие на отбор содержания образования и воспитания
су цель образования;
«= уровень развития в культуре философии, искусства, науки, морали, права, политики, отношения к религии;
су учет международного опыта;
ф= уровень возможностей учеников и воспитанников;
«* уровень экономического и технического развития страны;
<зр традиции государства в области стратегии образования;
сзр уровень развития теории воспитания и обучения и образовательных учреждений соответствующего уровня;
«г соответствие объема содержания отводимому на его изучение времени.
Принципы формирования содержания общего среднего образования
♦ Общеметодологические принципы
♦ общеобразовательный характер учебного материала, т. е. включение основ всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира и имеющих значение для многих сфер деятельности;
♦ гражданская и гуманистическая направленность;
♦ гуманитарно-этическая направленность;
♦ наличие методологических знаний, знаний о процессах и истории познания, развития идей;
♦ связь учебного материала с жизнью и преобразованиями общества;
♦ интегративность изучаемых курсов;
♦ развивающий характер материала;
♦ фундаментализация и наличие межпредметных связей;
♦ практическая направленность теоретического знания.
• Специальные принципы
♦ соотнесение образовательного материала с уровнем развития современной науки;
♦ политехнизм;
♦ единство и противоположность логики науки и учебного предмета.
Содержание образования и воспитания
Научные основы определения содержания
Факторы, влияющие на отбор содержания образования и воспитания
or цель образования;
cw уровень развития в культуре философии, искусства, науки, морали, права, политики, отношения к религии;
<&- учет международного опыта;
от уровень возможностей учеников и воспитанников;
«г уровень экономического и технического развития страны;
<s- традиции государства в области стратегии образования;
су уровень развития теории воспитания и обучения и образовательных учреждений соответствующего уровня;
су соответствие объема содержания отводимому на его изучение времени.
Принципы формирования содержания общего среднего образования
♦ Общеметодологические принципы
♦ общеобразовательный характер учебного материала, т. е. включение основ всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира и имеющих значение для многих сфер деятельности;
♦ гражданская и гуманистическая направленность;
♦ гуманитарно-этическая направленность;
♦ наличие методологических знаний, знаний о процессах и истории познания, развития идей;
♦ связь учебного материала с жизнью и преобразованиями общества;
♦ интегративность изучаемых курсов;
♦ развивающий характер материала;
♦ фундаментализация и наличие межпредметных связей;
♦ практическая направленность теоретического знания.
• Специальные принципы
♦ соотнесение образовательного материала с уровнем развития современной науки;
♦ политехнизм;
♦ единство и противоположность логики науки и учебного предмета.
Подходы к определению содержания образования
Теория материального образования
Главная цель обучения — передача учащимся как можно большего объема знаний из различных областей. Выпускник школы должен быть энциклопедически образованным
Я. Коменский и др.
Теория формального образования
Главная цель обучения — развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления.
Д. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер и др.
Носители содержания образования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Федеральный нормативный документ, определяющий: минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки учеников.
• Федеральный компонент — определяет базовый стандарт образования, обеспечивающий единство школьного образовательного пространства в стране.
• Национально-региональный компонент — обеспечивает потребности и интересы в области образования всех народов страны.
• Школьный компонент — обеспечивает реализацию интересов конкретного образовательного учреждения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.
• Образовательные области: русский язык, как государственный, языки и литература, искусство, общественные дисциплины, естественные дисциплины, математика, информатика, физкультура, технология.
• Принципы построения: опора на достижения науки, учет санитарно-гигиенических норм, предметность, возрастной подход, обеспечение целей каждой образовательной ступени, преемственность, оптимальность расположения учебных предметов по годам обучения, сочетание обязательных и вариативных предметов и видов занятий: обязательная инвариативная аудиторная нагрузка, обязательная вариативная, вариативнная свободно избираемая.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Нормативный документ, очерчивающий круг основных ЗУНов, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.
• Структура изложения: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.
• Функции: обогащение учащихся ЗУНами; содержательная и воспитательная, направленная на формирование духовности и научного мировоззрения; организационно-методическая.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методические комплекты, рабочие тетради и др.
Функции учебника и учебных пособий: мотивационная, информационная, трансформационная, систематизирующая, закрепления материала, интегрирующая, координирующая, развивающе-воспитательная, обучающая.
Учебник
Учебник— книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета и требованиями дидактики.
Функции школьного учебника
•> Мотивационная — обоснование значимости изучаемого материала, оригинальные иллюстрации и др.
■^ Информационная — обеспечение необходимой информацией в рамках учебного предмета.
•» Трансформационная — преобразование материала науки в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
•* Систематизирующая — системное и последовательное изложение материала в логике учебного предмета.
•» Закрепления и осуществления учащимися самоконтроля — предоставление возможности для повторного изучения текстов, проверки правильности усвоенного материала.
•> Координирующая — привлечение других средств обучения.
•о- Обучающая — развитие умений и навыков самообразования, конспектирования, обобщения, выделения главного и т. п.
•» Развивающе-воспитательная — направленность на формирование определенных морально-ценностных установок.
Требования к учебнику
е> Отражает содержание учебного предмета.
ш> Организует самостоятельную деятельность учащегося.
т> Отражает логику науки и логику учебного предмета.
е> Информирует, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.
©> Краток, лаконичен, конкретен.
©> Доступен, ориентирован на особенности учащихся.
е> Ясен и четок язык текста и формулировок.
©> Увлекателен, с^элементами проблемности.
©> Красочен, по необходимости имеет картины, карты, схемы, диаграммы, фотографии и другой иллюстративный материал.
<ш> Оформлен в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологическими и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе с ним в соответствии с возрастными особенностями учащегося.
©> Продумана методическая организация текстового и внетекстового материала.
е> Удобный формат.
Содержание компонентов базовой культуры личности
Культура личности— уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций: информационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, поведенческих и т. д.
Культура жизненного самоопределения
Культура жизненного самоопределения— осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки.
Готовность к жизненному самоопределению складывается прежде всего из системы усвоенных личностью ценностей, формирующегося мировоззрения.
Компоненты мировоззрения взаимосвязаны. Суть сформированного мировоззрения — понимание смысла жизни.
Смысл личностный— понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества.
Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить (Л. Н. Толстой).
Критерии оценки уровня сформированности мировоззрения
с& глубина усвоения научных понятий, законов, теорий, имеющих определяющее значение для понимания сущности процессов развития природы, общества, мышления;
«s» устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию;
с©- стремление и умение отстаивать свои взгляды и убеждения;
с» проявление убежденности в повседневной деятельности и поведении;
с& сформированные интеллектуальные чувства.
Каждый класс, начиная с самого младшего, должен иметь свое округленное миросозерцпние, доступное возрасту учеников ... С каждым годом это миросозерцание должно углубляться, расширяться, пополняться. (К. Д. Ушинский) •
Обретение жизненного самоопределения возможно, если личность способна к самопознанию — пониманию себя как целостной личности.
Н. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу.
Культура жизненного самоопределения формируется в процессе духовного воспитания — формирования ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.
Содержание духовного воспитания: чувство долга; справедливость; искренность; ответственность и другие качества, способные придать высший смысл делам и мыслям человека.
Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутра-ты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть (В. Франкл).
Интеллектуальная культура личности
Интеллектуальная культура— комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационными технологиями, заниматься самообразованием.
О |
Интеллектуальная культура формируется в процессе умственного воспитания, осуществляемого в процессе обучения и во внеклассной работе.