Принципы программированного обучения (В. П. Беспалько)
J& определенная иерархия управляющих устройств, т. е. ступенчатая соподчинен-ность частей в системе при относительной самостоятельности этих частей;
i& осуществление обратной связи, т. е. передача информации о необходимом образе действий от управляющего объекта к управляемому (прямая связь) и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему (обратная связь);
>& осуществление шагового технологического процесса при ракрытии и подаче учебного материала;
j£a индивидуальный темп продвижения и управления в обучении, создающий условия для успешного изучения материала всеми учащимися, но в индивидуально необходимое время для каждого отдельного ученика;
»£в использование специальных технических средств или пособий.
Видыобучающих программ
Линейные программы— последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием, чаще всего тестового характера с выбором ответа. (При неправильном ответе надо вернуться к первому этапу.) (Б. Скиннер).
Разветвленная программа— обучаемому в случае неправильного ответа предоставляется дополнительная учебная информация до тех пор, пока он не сможет дать правильный ответ на контрольный вопрос (или выполнить задание) и продолжить работу с новой порцией материала. (Н. Краудер).
Адаптивная программа— подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям и пособиям и т. д. (В основном возможна при использовании компьютера). В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
Комбинированная программа— включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
!
Преимущества программированного обучения
* применение алгоритмизированных предписаний помогает обучаемым находить верные решения определенного круга задач кратчайшим путем;
* выработка способов рациональных умственных действий, логичности мышления;
* приобщение к использованию в обучении современных информационных технологий;
* индивидуализация учебного процесса;
* обеспечение эффективной организации и управления учебным процессом;
* возможное обучение любых категорий обучаемых (вплоть до детей с умственными или речевыми ограничениями по специальным программам).
Недостатки программированного обучения
D преобладание репродуктивных методов и регламентации деятельности обу
чаемого; '
/
□ использование только для алгоритмически разрешимых познавательных за
дач;
О ограничение живого общения с обучающим;
□ торможение развития внешней речи обучаемого;
D необходимость технических устройств или специальных пособий и умения ими пользоваться.
Модернизированный вариант программированного обучения — компьютерное обучение. Преимущества современных компьютеров как технических устройств снимают ряд недостатков программированного обучения, но порождают новые (см. с. 151 «Компьютер в учебно-воспитательном процессе»).
Концепции развивающего обучения
Сущность развивающего обучения
о» Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития» личности (Л. С. Выготский).
с» Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: знания, умения и навыки; способы умственных действий; самоуправляющиеся механизмы личности; эмоционально-нравственную и деятелыгостно-практическую сферы.
о» Ребенок является полноценным субъектом деятельности и своего развития.
Дидактическая система Л. В. Занкова
Л. В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.
Основные принципы
о> Высокий уровень трудности.
ш Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.
©> Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.
е> Осознание школьниками хода умственных действий
е> Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
е> Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.
©> Развитие каждого учащегося данного класса.