Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности
т> Учет требований общества.
<в> Содержательность воспитания.
т> Ориентация на зону ближайшего развития.
е> Активная позиция личности.
е> Учет общих законов развития.
е> Учет индивидуальных, возрастных, половых особенностей.
Система образования и воспитания
Структура системы образования и воспитания
Под образованиемв Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом.
Система образования— совокупность взаимодействующих:
• преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
• образовательных учреждений, реализующих эти программы, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
• органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
В Законе РФ «Об образовании» определено
сг Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
sy Образование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
сг Область образования в стране провозглашена приоритетной.
<р Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в области образования.
н
Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.
Образовательные программы
Образовательная программаопределяет содержание образования определенного уровня и направленности.
]
Общеобразовательные программынаправлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
шЯИШШШШШШЯШШШ^ШШШШШШШШ^ШШШШШВШ^ШКШЙШКЯШИЯШЯВШЯШШКШВШЯЕЯШШ
Виды общеобразовательных программ
♦ дошкольного образования;
*♦ начального общего образования;
♦ основного общего образования;
♦ среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
Виды программ профессионального образования
♦ начального профессионального образования;
♦ среднего профессионального образования;
♦ высшего профессионального образования;
♦ послевузовского профессионального образования.
Все образовательные программы разрабатываются на основе установленных об
разовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональ
ный компоненты.
________________________ 1________________________________________
И |
Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Принципы государственной политики в области образования
<э= гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
<т единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
от общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
сг° светский (безрелигиозный) характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
су свобода и плюрализм в образовании;
®= демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Формы получения образования
О очная, очно-заочная (вечерняя форма обучения), заочная;
О семейное образование;
О самообразование, экстернат.
Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образованияв пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует Единый государственный образовательный стандарт.
Образовательные учреждения
Образовательное учреждение— учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Типы образовательных учреждений
©> дошкольные;
е> общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
е> учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
©> учреждения дополнительного образования для детей и взрослых;
@> специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
©■ учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
е> другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательныхучреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставамиэтих образовательных учреждений.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. Государственный статусобразовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
Образовательное учреждение является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
Учредитель (учредители) образовательного учреждения
/2л органы государственной власти, органы местного самоуправления;
(h отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
ЙЬ отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
£а общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; еЬ граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Допускается совместное учредительство образовательных учреждений. Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы,может быть только Правительство страны.
Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типадля детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Непрерывное образование
Непрерывное образование— единая система государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающая организационное, содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев, совместно решающих задачи воспитания, общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.
Модель непрерывного образования (В. Н. Турченко)
•:• Временная характеристика: процесс всей жизни.
♦ Пространственная характеристика: место не ограничено. Специализированные учреждения, оставаясь опорными пунктами системы образования, интенсивно расширяют свои функции, реализуя их не только в собственных рамках, но и внутри всех других сфер деятельности.
♦ Внешняя характеристика: максимальное сближение школы со всеми другими сферами общественной деятельности, принцип «открытой школы».
♦ Внутренняя характеристика: сомкнутость, преемственность всех ее элементов, плавные переходы от низших ступеней к высшим. Различные формы и типы обучения взаимно дополняют друг друга.
♦ Количественная характеристика: включает не только подрастающее поколение, но и все старшее поколение, являясь в принципе всеохватывающим.
♦ Функциональная характеристика: ученик — субъект самообразования, способный стать серьезным оппонентом своего учителя и даже превзойти его.
♦ Характеристика развития: непрерывное образование — это процесс. Ведущая тенденция — непрерывное обновление содержания, форм и методов обучения, интенсификация учебно-воспитательных процессов.
Функции непрерывного образования Принципы непрерывного образования
О диагностическая, □ всеобщность, демократизм и доступ-
CI компенсаторная, ность,
О адаптационная, □ непрерывность,
О познавательная, □ интегративность и преемственность,
О культурологическая. □ открытость,
□ самообразование.
Цель непрерывного образования не в том, чтобы человека учить всю жизнь, а в том, чтобы он научился учиться самостоятельно в течение всей жизни.
Проблемы непрерывного образования неотъемлемы от проблем, связанных с учителем.
Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика (В. А. Сухомлинский).
Дополнительное образование
Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в различных образовательных учреждениях и посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Дополнительные образовательные программы различной направленности реализуются
•:• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
♦ в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
♦ посредством индивидуальной педагогической деятельности.
/ эколого-биологическую; / военно-патриотическую; / социально-педагогическую; / культурологическую; i/ естественнонаучную и др. |
Учреждения дополнительного образования осуществляют разнообразную работу по различным направлениям
/ научно-техническую; / спортивно-техническую; / физкультурно-спортивную; / художественно-эстетическую; / туристско-краеведческую;
Вид образовательного учреждения дополнительного образования определяется в соответствии с направленностью реализуемой дополнительной(ых) образова-тельной(ых) программы (программ). Виды учреждений дополнительного образования детей и подростков |
Учреждения, реализующие дополнительную образовательную программу одной направленности:
♦ школы (спортивно-технические, художественно-эстетические, военно-патриотические и др.);
♦ стадионы и спортивные площадки и комплексы;
♦ станции (туристско-краеведче-ские, научно-технические, эколо-го-биологические и др.);
♦ детские студии художественно-эстетической направленности, детские театры.
Учреждения, реализующие дополни тельные образовательные программы разной направленности: ♦ Дворцы и дома детского и юношеского творчества; центры; клубы;
детские парки; музеи;
детские и юношеские библиотеки; детские оздоровительно-образовательные лагеря.
Лагерь как детско-оздоровительное образовательное учреждение
Лагерь— детско-оздоровительное образовательное учреждение (ДООУ) в системе дополнительного образования, создающееся с целью обеспечения права граждан России на полноценный развивающий отдых детей с учетом их потребностей, интересов семьи, общества и государства.
Детские оздоровительные лагеря (ДОЛ) создаются органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями и поддерживаются государством.
Деятельность оздоровительно-образовательных учреждений должна быть направлена на организацию индивидуально-ориентированного досуга, способствующую физическому и духовному развитию детей, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей.
Задачи ДОЛ
т> развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты; создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и [ применения ими навыков гигиенической и физической культуры;
е> реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, куль-турно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей;
«э> обогащение опыта ненасильственного сосуществования в природе и социуме у детей и подростков;
е> раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявления их инициативы и активности.
Принципы деятельности ДОЛ
□ безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоин
ства;
D приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
□ гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
D конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
D единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
О вариативность программ и их реализации.
Лагерь создается при наличии необходимых экологических, материально-технических, социально-бытовых, санитарно-гигиенических, кадровых и иных условий, обеспечивающих оздоровление и развивающий отдых детей. Его деятельность регламентируется общероссийскими требованиями к территории, зданиям, сооружениям, оборудованию, санитарно-эпидемиологическими, противопожарными, стро-
ительно-техническими правилами и нормами организации жизнедеятельности детского оздоровительного учреждения.
3а коллективом лагеря закрепляется право на самостоятельное определение программы своей деятельности.
Виды лагерей
/ городские школьные лагеря и площадки;
/ загородные лагеря: оздоровительные, санаторные, профильные, лагеря труда
и отдыха, лагеря для детей и родителей; / школы-лагеря; | лагеря-центры (как «Артек»); / лагеря: с профильными сменами, семейные; / плавучие лагеря; / инспекторов дорожного движения;
/ общественных детских организаций (скаутов, пионеров); / летние мастер-школы;
/ профилактические лагеря и смены с дневным пребыванием; / исторические лагеря; / лагеря фольклорных ремесел и т. п.
В некоторых местах название «лагерь» заменили на название «досуговый комплекс», «центр», «дача», «городок».
Новые тенденции выразились в создании региональных социально-педагогических программ летнего отдыха, таких как программы поддержки одаренных детей и подростков, активный отдых детей с девиантным поведением, программа патриотического воспитания и др.
2-1347
Детские и молодежные общественные объединения |
ритор*
города
Госуда
единег
Факторы, предопределившие современное развитие детского и молодежногсетее с
движенияНии of
/ Наличие или отсутствие детского и молодежного движения в стране позво-Драво:
ляет судить о степени демократизации общества. действ
• Детские и молрдежные объединения являются своеобразным элементом учеб-встра
но-воспитательной системы. нацио>
/ В начале советского периода (1920-1930) детское и молодежное движение былом^е во
представлено разнообразными по идеологической направленности, составу, на
званиям, формам и содержанию работы группами и направлениями.
/ Укрепление и развитие пионерской и комсомольской организаций поддер
живалось и финансировалось государством. Их объединяла единая полити
ко-воспитательная цель: воспитание в духе коммунистических идей.
/ Пионерская организация имела единую базу: разные типы школ; единую
структуру, единые программы, единый кадровый корпус, общее для всей стра
ны название. В пионерскую организацию входили только дети от 10 до 14 лет.
Вожатые отбирались по рекомендации комсомола и партии. Обе организа
ции — пионерская и комсомольская — практически объединяли в своих ря-1
дах основную массу детей, подростков и большую часть молодежи. В пионер
ской организации в 80-х годах состояло свыше 22 миллионов детей. Много- ""
миллионной была и комсомольская организация. Поря;
Созда
Пути реформирования детского и молодежного движения в постсоветский шейи
периодУстав
с»» переход детского и молодежного движения из государственного института в Устав
общественный; щих с
or смена единой и единственной организации движением, объединившим мно
жество разных организаций, групп и направлений; Цели
ф* смена базы — любое пригодное для этого место; Детсв
еж- разнообразие названий, целей, программ; моде*
<ж- изменение структуры пионерской и школьной комсомольской организаций терес!
и вновь возникших с одновозрастной и поклассной на разновозрастную при ЦИи л
отсутствии прямой связи с классом и школой; г0 вр<
«г автономность деятельности и финансирования в пределах существующих кульа
правовых норм о деятельности любых общественных объединений;
о- стирание резкой грани между детским и молодежным движениями. Клас'
Современные детские и молодёжные общественные объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приёмами и методами.
Детские и молодежные организации и объединения могут создаваться на международном уровне (скауты), на уровне СНГ (СПО (ФДО) — Союз пионерских организаций (Федерация детских объединений), на уровне республики, на тер-
ритории одного, двух и более регионов страны или действовать в масштабах города, района.
Государство не вмешивается во внутреннюю деятельность общественных объединений. Оно лишь формирует правовую базу взаимоотношений и обеспечивает ее соблюдение. Вмешательство государства допускается лишь при нарушении объединением существующих законов'.
Правовая основа деятельности — Закон СССР об общественных объединениях, действующий на территории РФ.
В стране не допускается созданиеорганизаций, проповедующих войну, насилие, национальную рознь, насильственное свержение существующего строя, создание вооруженных формирований.
Порядок образования детских и молодежных объединений
Создаются, если есть не менее 10 подростков (для детских объединений) и юношей и девушек старше 18 лет (для молодёжных объединений). Разрабатывается Устав, созывается учредительное собрание (съезд, конференция), принимается Устав и образуются руководящие органы. Регистрация Устава в соответствующих органах дает объединению права юридического лица.
Цели и задачи деятельности детских и молодежных объединений
Детские и молодежные объединения способствуют развитию активности и самодеятельности детей, подростков и молодежи, удовлетворению различных интересов, т. е. социальному становлению и развитию. Способствуют самореализации личности в той или иной области, рациональному использованию свободного времени, профилактике правонарушений, обретению норм демократической культуры.