Цель и характер воспитания определяются
• экономическим развитием общества;
• научно-техническим и социальным уровнем развития;
• развитием педагогической теории и практики;
• возможностями учебно-воспитательных учреждений;
• уровнем подготовки педагогических кадров;
• развитием детей и их возможностями.
Уровни целеполагания
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Образ конечного результата воспитательной деятельности всего обще- / ства | Образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений | Уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации |
Социальный воспитательный заказ | Реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах | Самостоянье человека — залог величия -его (А. С. Пушкин) |
Авторитарная и гуманистическая педагогика
Авторитарная (традиционная) педагогика— педагогика воздействия, где ученик (воспитанник) является объектом педагогического воздействия, а целью выступают знания, умения и навыки (ЗУНы).
S — педагог, воспитатель как субъект Oj — ученик, воспитанник как объект 02 — содержание, формы, методы, средства педагогического процесса как объект
Авторитарная педагогика построена на субъект-объектных отношениях.
Гуманистическая педагогика— педагогика взаимодействия, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.
Гуманистически-ориентированный педагогический процесс может быть только процессом педагогического взаимодействия.
Sj — учитель, воспитатель как субъекты S2 — ученик, воспитанник как субъект Oj — учитель, воспитатель как объекты
02 — ученик, воспитанник как объект
03 — содержание, формы, методы средства педагогического процесса
Гуманистическая педагогика построена на субъект-субъектных отношениях.
Воспитанник — объект воспитания:у него мало знаний, недостаточен и не всегда достоверен личный опыт, он слаб и беспомощен, нуждается в опеке, поддержке, содержании.
Воспитанник — субъект воспитания:он активно воспринимает или сопротивляется направленным на него воздействиям; каждый человек уникален и неповторим, что требует поиска индивидуальных подходов и способов взаимодействия, многие процессы в развитии человека происходят самопроизвольно. Постепенно он начинает решать самостоятельно вопрос о целеполагании в собственном развитии.
Типы, модели, виды воспитания и образования
Модели воспитания
(по философской концепции)
Q Идеалистическая — развитие заложенных в душе вечных и неизменных целей.
Q Прагматическая — обучение прак-тико-ориентированным знаниям и умениям.
Q Социетарная — истинна только определённая система ценностей (коммунистическая, религиозная и
ДР-)-
□ Гуманистическая — взаимодействие с личностью и уважение её уникальности.
Q Технократическая — жесткое управление и контроль за воспитанником, технологичность педагогического процесса.
Виды воспитания
(по характеру воспитательных целей
и путей их достижения)
i£s По институциональному признаку ■— семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное, воспитание в детских и юношеских организациях, в специализированных детских учреждениях.
i£o По стилю отношений между воспитателем, и воспитанником — авторитарное, демократическое, либеральное.
Виды образования
£я По характеру знаний — биологическое, филологическое, экономическое и т. п.
ЯЬ По виду доминирующего содержания — теоретическое, гуманитарное и т, п.
0h По виду деятельности — музыкальное, педагогическое и т. п.
0Ь По типу освоения культурных ценностей — классическое, религиозное и т. п.
йЬ По масштабу освоения культурных ценностей — национальное, отечественное, европейское, международное, глобальное и т. п.
0h По типу образовательной системы — университетское, академическое, гимназическое и т. п.
0Ь По сословному признаку — элитное, массовое.
Позицияличностиввоспитании