Сущностная характеристика педагогических процессов поддержки и сопровождения.
Поддержка – оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной коммуникацией, жизненным самоопределением. Предмет педагогической поддержки – совместное определение с ребенком его собственных интересов, целей, возможностей. Цель педагогической поддержки – помощь растущему ребенку. Задачи: выявление проблем ребенка, коррекция осознание ребенком перспектив и препятствий саморазвития. Профессиональные нормы в осуществлении поддержки (опора на ребенка, побуждение к самостоятельному решению проблем, соблюдение прав ребенка, уважение выбора ребенка, событийность, сохранение проявления самости ребенка).
Тактики поддержки: защита, помощь, содействие, взаимодействие.
Понятие сопровождение – это разработка содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъективного опыта ученика раскрытие способов его мышления, выстраивания индивидуальной траектории развития. Технологии педагогического сопровождения (создание системы субъект-субъектных отношений, разностороннее развитие субъектов образования). Основные направления психолого-педагогического сопровождения: профилактическое, диагностическое, консультативное, развивающее, коррекционное, просветительско-образовательное, профориентационное.
Формы работы с субъектами образования: выявление групп риска, тренинги, консультирования, профориентации. Формы работы с родителями: консультирования, педагогическое сотрудничество, беседы, лекции.
Формы работы с педагогами: семинары, консультирование, психологическая поддержка.
Результат – активное влияние объектов в образовательный процесс.
Сопровождение и поддержка детей с особыми проблемами в развитии в рамках требований ФГОС ДО, школы, вуза.
9.Культурно-исторические традиции милосердия и благотворительности в отечественном образовании
Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности. Сущность понятий «милосердие» и «благотворительность». Этапы развития благотворительности в России. Благотворительность как деятельность отдельных лиц и церкви: забота князя Владимира «Красное солнышко», учреждение училищ для обучения детей; сиротское училище князя Ярослава Владимировича; система церковных монастырей с целью обучения, лечения и призрения; богодельней и больницей в период правления Ивана Грозного. Зарождения государственных форм призрения: превентивные меры борьбы с социальными пороками Петра I приюты «зазорных младенцев»; императорские воспитательные дома Екатерины Великой; больницы для детей московских бедняков; учреждения для слепых детей Александра I; отход церкви от дел призрения. Переход от государственной благотворительности к частной: зарождение «Императорского человеколюбивого общества»; попечительство о глухонемых детях императрицы Марии Федоровны, попечительство о слепых детях Марии Александровны; общество попечении о бедных и больных детях «Синий крест», зарождение профессиональной помощи, открытие кафедр общего призрения (1911 г.); построение системы воспитательно-исправительных учреждений для нищих и беспризорных детей. Запрещение благотворительности как «буржуазного пережитка» в советской России. Рост сиротства, безнадзорности, правонарушений, среди несовершеннолетних как социальная проблема. Система социального воспитания и педология. Вклад А.С. Макаренко, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого и др. Советская система социального обеспечения детей. Социальная политика России по обеспечению защиты и прав детей в постсоветский период. Исторические предпосылки введения профессии «Социальный педагог» в России.
10. Реформирование профессионального образования в контексте социально-экономических преобразований конца XX - начала XXI вв.
Понятие реформа, модернизация в образовании. Вхождение в Болонский процесс. Внедрение компетентностного подхода, уровневого высшего образования (бакалавр, магистр сейчас и аспирантура). Понятие стандарт образования. Стандарты 2011, 2014 годов для вузов: общая характеристика. ФГОС педагога: содержание и структура. Стратегия развития образования 2020-2030 год, 2016-2020годы, Закон об образовании (2012 год).
Модернизация управления в образовании. Введение ООП, ЕГЭ. Экспертный подход и оценка качества результатов образования. Виды экспертиз: внешняя, внутренняя, государственная, общественная, …
Социально-экономические преобразования: введение платных образовательных услуг, рейтинговой оценки деятельности (балловой) педагогов. Реализации национального проекта в образовании. Усиление международного сотрудничества (двойные дипломы), расширение спектра сетевых образовательных программ.
Реформирование педагогического образования 2014-2017 годы. Внедрение инновационного образования и одаренных детей в образовании.
Национальный проект «Образование» как способ решения проблем российской идентичности.
Государственные документы, определяющие пути формирования российской государственной идентичности («Национальная стратегия действий в интересах детей 2012-2017», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России», ФГОСы). Идентификация через содержание образования: базовые ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука и познание религии, эмпатия, толерантность).
Технологический аспект: российские формы самоуправления, взаимодействия с социальными институтами, правовое воспитание, работа с семьей, расширение культурно-исторического кругозора, овладение методами социально-педагогического проектирования.
Структура российской идентичности: знаниевая, ценностная, общечеловеческая. Мировоззрения – как результат идентичности. Идентично-этническая, гражданская, общечеловеческая, социокультурная.
Современная структура российской идентичности в ФГОС (историческая память, гражданское самоопределение, проектное сознание).
Роль педагога в формировании российской государственной идентичности.
12. Содержательные аспекты модернизации отечественного образования.
Цель модернизации – формирование инновационных механизмов развития образования и управления инновационными процессами. Проблемы, вызвавшие модернизацию: малоэффективное содержание всех ступеней образования, неэффективное управление образованием, устаревшая система социально-экономического обеспечения и подготовки педагогических кадров.
Задачи модернизации:
- создать эффективную систему образования;
- сформировать эффективную систему управления образованием;
- развивать устойчивые механизмы развития и обновления (инновационные процессы).
Направлениями обновления содержания образования (принятие стандартов, обновление содержания с ориентацией на потребности личности, стадии развития профильного образования, введение общественно-государственной оценки знаний, ЕГЭ).
Усиление социальной направленности в модернизации образовании (борьба с беспризорностью, ассоциативным поведением детей, социальным сиротством, оказание адресной помощи малообеспеченным семьям, детям-инвалидам, сиротам, оставшимся без попечения родителей, расширение доступности дошкольного образования, обеспечение равного доступа к качественному образованию, поддержка сельских и поселковых школ).
Институциональная перестройка профессионального образования (поддержка ведущих вузов и научных школ, создание многоуровневого многопрофильного профессионального образования, развитие системы образования и непрерывного образования).
Создание системы прогнозирования в профессиональных науках. Повышение статуса и государственной поддержки работников образования: (введение надбавок, интенсивная переподготовка).
Модернизация научно-методического обеспечения образования (перестройка педагогической науки, поддержка инноваций). Обновление нормативно-правовой базы. Закон «Об образовании» (2012г.).
13. Социологический и социально-психологический подходы в исследовании проблем образования.
Понятие подхода в педагогической науке. Социологический подход – это исследование и определение места и роли образования в обществе. Специфика социального подхода (взаимосвязь образования с эстетическими, политическими, социальными и культурными структурами общества). Образование как социальный институт, социальная система, социальный процесс. Образование как образ жизни людей: влияние жизни, труда, ценностных ориентаций. Выявление удовлетворенности образованием различных групп людей, развитие системы непрерывного образования. Личностно-групповой подход. Социальный подход в исследовании системы допрофессионального, профессионального и внепрофессионального образования.
Социально-психологический подход – исследования общественных групп людей, объединенных совместной деятельностью. Специфика социально-психологического подхода – влияние группы на сознание людей, понятие группы в психологическом плане, отношения людей через поведение и воздействие на личность конкретной социальной группой, исследование группы, ее психологические характеристики, группа как субъект социальной деятельности: интересы, потребности, нормы, ценности, мнения, цели. Идентификация личности с группой. Группа – посредник между личностью и обществом. Межличностные отношения в группе – как отражение общественных отношений, стилей общения, социального статуса членов группы.
Методы социального и социально-психологического исследования в образовании.
14. Развитие теории научно-исследовательской деятельности преподавателя педагогического вуза в контексте непрерывного педагогического образования.
Актуальность исследовательского аспекта педагогической деятельности. Классификация педагогов по участию в исследовательском процессе по В. Остводу (выдающиеся исследователи в педагогике, педагоги, но не исследователи, выдающиеся исследователи и выдающиеся педагоги, исследователи, но не педагоги). Соотношение научной и педагогической деятельности. Зависимость качества преподавания от исследовательской деятельности. Инновационная педагогическая деятельность как проявление научного уровня педагога. Образовательная деятельность как объект исследования педагога в системах обучения, воспитания, развития. Научное обоснование педагогического опыта. Гностические способности педагога, критическое мышление, исследовательские компетенции как основа исследовательской деятельности педагога вуза. Продукты научно-исследовательской деятельности: статьи, доклады, учебные пособия, монографии и др.
Развитие научного потенциала педагога вуза (развитие абстрактного мышления, научной интуиции, умение оперировать научным аппаратом педагогики, многомерность мышления, умение проводить экспериментальное моделирование) в системе непрерывного образования –стажирование, участие в конференциях, обмен опытом, вебинары, курсы повышения квалификации и др.
Исследовательская деятельность педагога как индивидуальная форма творчества. Ведущие способы организации: рефлексия, концентрация на проблеме, саморегуляция. Научные школы и научные направления в системе развития научно-исследовательского потенциала педагогов вуза: научная новизна, глубина, аргументированность и доказательность теоретических и эмпирических данных, фундаментальность, практическая востребованность результатов исследований, культура исследовательской работы, внедрение результатов исследования в учебный процесс.
15.Проблемы гуманизации и гуманитаризации современного вузовского образования: интеграции личностных и предметных измерений.
Гуманизация – это цель формирования личности, гуманитаризация – это средства достижения этого. Понятие гуманизации – система мировоззрения, где признается ценность человека как личности.
Гуманитаризация – способы формирования целостного духовного мира, восприятие человека как гостя культуры, индивидуальность.
Задачи процессов гуманизации и гуманитаризации: обеспечить индивидуальный подход, создать условия студенту самостоятельно выбирать траекторию своего движения.
Основные технологии: диалоги, межпредметность, моделирование профессиональных ситуаций. Педагогика сотрудничества, поддержки, сопровождения – гуманизации.
Гуманитаризация – профессиональная направленность учебного процесса.
Результат гуманизации и гуманитаризации – в формировании нового специалиста, способного к выбору принципов деятельности и целостных ориентаций.
Принципы гуманитаризации обучения: диагностический подход, обеспечения условий динамичного развития личности, коррекция в развитии, оперативность изменения содержания исходя из реальных фактов личности развития, опора на собственную активность личности, сочетание воспитания и самовоспитания, помощь в развитии ценностных ориентаций, самостоятельности, инициативы, самодеятельности. Роль педагога в процессах гуманизации и гуманитаризации.
16. Междисциплинарная интеграция в условиях компетентностного подхода в обучении.
Компетентностный подход в образовании в России в современных условиях востребован по ряду причин: утрачено единство образовательных систем; сформирован рынок труда и рынок образовательных услуг; наблюдается вариативность и альтернативность различных образовательных программ; возросла конкуренция образовательной системы; изменились функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования оно перешло к общей правовой регуляции возникающих в образовании отношений; проявилась интеграция российского образования и экономики в международную систему разделения труда; возникла проблема учебника, в том числе. Однако главная причина востребованности компетентностного подхода состоит в глобализации, которая коснулась не только экономики, политики, но и образования. Поэтому в рамках Болонского процесса и интеграции российской высшей школы в европейское образовательное пространство все больше внимание уделяется компетентностному подходу, развитию и саморазвитию ключевых компетенций студентов в контексте обучения их будущей профессиональной деятельности. Компетентностный подход - это по своей сути практико-ориентированный подход к процессам инноваций в образовании. Его повсеместное внедрение в России связано с подготовкой к переходу на новые стандарты, переходу на модернизацию высшего профессионального образования и т.д.
Одно из направлений качественного обновления профессионального образования – подготовка специалистов, способных осознанно использовать потенциал фундаментальных дисциплин для системного решения профессиональных задач. Достижение этого возможно на основе междисциплинарной интеграции – новой дидактической концепции целостного образовательного процесса вуза. Интеграция содержания образования – это процесс и результат построения целостных учебных дисциплин, созданных путём синтеза научных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей развития науки и обусловленных дидактическим отображением природных связей и отношений, то есть межпредметными связями.
Междисциплинарная интеграция призвана обеспечить единый подход преподавателей различных учебных дисциплин вуза к решению общих образовательных задач на основе мировоззренческого обобщения знаний. Поэтому преподаватель высшей школы должен обладать не только глубокими теоретическими знаниями «своей» дисциплины, но и владеть современными методами консультирования по разрешению различных смежных профессиональных проблем.
Интегративный подход к организации учебно-воспитательного процесса в современном понимании связан с единым планированием и осуществлением в каждом из основных направлений учебной и внеучебной деятельности студентов целого веера образовательных и воспитательных задач. Необходим также поиск эффективных форм интеграции содержания учебных предметов, гуманитарного и естественно-научного образования.
В современной трактовке применительно к высшей школе междисциплинарная интеграция – это: объединение знаний и практических действий на всех этапах подготовки специалиста, синтез всех форм занятий относительно каждой конкретной цели образования в вузе; взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь содержания различных учебных дисциплин с целью направленного формирования у студентов всесторонней, комплексной, диалектически взаимосвязанной целостной системы научных представлений о тех или иных явлениях, сторонах и свойствах материального мира или общественной жизни, составляющих предмет данной учебной дисциплины; составление единого блока, объединенного целями, методами и средствами, исходя из общих профессионально значимых функций, формирующих у студентов качественно новую целостную систему интегративных знаний и умений; построение целостной системы структур учебных дисциплин, которая обеспечивала бы эффективное использование связей между их содержанием; дидактически целесообразное сочетание обучения общеобразовательным и профилирующим дисциплинам, с применением компьютерных коммуникационных технологий, которые выступают как мощное средство в решении задач познавательной и профессиональной деятельности; определенная система в деятельности преподавателя, направленная на решение ряда задач, а именно: повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерности за счет их многогранной интерпретации; в изменении эмоционального отношения к изучаемым проблемам и явлениям.
Содержательно-технологические основы МДИ могут определяться только при условии сочетания содержания интегрируемых учебных дисциплин. В.Г. Ивановым определены требования к реализации процесса МДИ в профессиональной школе: выявление технологии интеграции на основе современных теорий обучения и содержания общего и профессионального образования; уточнение технологий с учетом анализа педагогической литературы и исследований в этой области; изучение возможностей различных технологий с опорой на возрастные особенности студентов и специфику учебного заведения; окончательное определение технологических основ МДИ по результатам предварительного исследования.
Основы интеграции учебных дисциплин закладываются, прежде всего, в содержание самих учебных дисциплин. Так, в основе модели междисциплинарного сетевого учебно-методического комплекса, разработанного Е.Г. Вишняковой, лежит принцип модульности, позволяющий обеспечить открытость, интегрированность, адаптированность, возможность «профилизации» в соответствии с индивидуальными особенностями студентов, преподавателей и других участников образовательного процесса. Интеграция сетевого междисциплинарного учебно-методического комплекса обеспечивается определением междисциплинарных целей и задач обучения; проведением горизонтальной и вертикальной интеграции дисциплин; выявлением междисциплинарных связей внутри отдельных блоков и между основными блоками дисциплин; выделением курсов, формирующих основные фундаментальные понятия; их структурированием, составлением сети дисциплин и семантических понятий; определением последовательности обучения на разных уровнях подготовки.
Согласно определению интеграция (в системе или систем) - это восстановление и (или) повышение качественного уровня взаимосвязей между элементами системы, а также процесс создания из нескольких разнородных систем единой системы с целью исключения (до технически необходимого минимума) функциональной и структурной избыточности и повышения общей эффективности функционирования.
Педагогическую интеграцию рассматривают как высшую форму единства целей, принципов, содержания образования и как создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи учебных дисциплин.
Можно выявить основные способы решения проблемы межпредметных связей в содержании обучения:
1) согласованное во времени изучение отдельных учебных дисциплин, при котором каждая из них опирается на предшествующую понятийную базу и готовит обучаемых к успешному усвоению понятий последующей дисциплины;
Система профессионального образования построена таким образом, что спец дисциплины базируются на фундаменте общепрофессиональных дисциплин, которые в свою очередь являются последующей ступенью для школьной программы.
2) необходимость обеспечения преемственности и непрерывности в развитии понятий;
понятия, являющиеся общими для ряда дисциплин, должны от дисциплины к дисциплине непрерывно развиваться, наполняться новым содержанием, обогащаться новыми связями; Должно быть предусмотрено единство в интерпретации общенаучных понятий, исключение дублирования одних и тех же понятий при изучении различных предметов
3) Согласованность и преемственность учебных программ.
Специфика интегративных процессов здесь заключается в том, что в содержании профессионального образования все больше объединяют целые разделы и темы тогда как раньше они не выходили за пределы одной дисциплины . Данная интеграция позволяет расширить кругозор студентов. Исключить дублирование при изучении тем.Такой вид интеграции может быть предусмотрен на любой специальности.
4) Координация межпредметных знаний.
Координация межпредметных знаний упрощает практические расчеты и указывает необходимость изучения дисциплин общепрофессионального цикла , их взаимосвязь и учит использовать полученные знания при решении задач дисциплин специального цикла.
5) Интеграция и комплексирование материала вокруг общих объектов познания.
Данная интеграция способствует преобразованию процесса обучения и позволяет каждому студенту увидеть себя как человека способного и компетентного.
Принцип междисциплинарной интеграции должен выступать как основной механизм оптимизации структуры модели знаний и системы дисциплин, преобразующий всю систему подготовки в теоретическое, технологическое и методическое средство построения моделей профессиональной деятельности.
Прежде чем приступить к практической реализации идеи интеграции учебных дисциплин, необходимо тщательно структурировать весь курс, составив сеть дисциплин и понятий исходя из модели подготовки специалиста и необходимости формирования конкретных профессионально важных умений.
Междисциплинарная интеграция образовательного процесса ВУЗа успешно сочетает несколько моделей обучения. Пассивную - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); активную - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); интерактивную - взаимодействие.
Наиболее эффективной формой междисциплинарной интеграцииявляется лекция. Это живое знание, обладающее ценностями, смыслами, а не просто информация. Лектор – это и ученый, и оратор, и воспитатель. Можно выделить:
· лекции с заранее заданной логикой и содержанием;лекции вариативного построения (импровизация);
· лекции с запланированными ошибками; бинарные лекции.
Функции современной лекции:
· информационная;· мотивационная (интерес к науке, убеждение в теоретической и практической значимости изучаемого предмета, развитие познавательных потребностей студентов);· организационно-ориентационная (ориентация в источниках, литературе, рекомендации по организации самостоятельной работы);· профессионально-воспитывающая;
·методологическая (образцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, прогноза);· оценочная и развивающая (формирование умений, чувств, отношений, оценок).
Реализация указанных функций позволяет осуществлять разностороннее воспитание студентов, вот почему интегрирующей функцией является воспитывающая функция.
Наиболее приемлемым путем формирования интегрального типа познания при существующей предметно-блоковой системе образования могут стать интегрированные курсы. Методы их разработки и построения различны и зависят от целеполагания, степени включенности интегрируемых дисциплин в общее проблемное поле, характера междисциплинарных связей (прямые, опосредованные) и, наконец, от авторской индивидуальности разработчиков.
К методам интерактивного обучения можно отнести все формы и методы активного социального обучения и методы критического мышления:работа малыми группами;лекции с проблемным изложением;конференции;мозговой штурм;броуновское движение;творческая мастерская;дискуссионные формы обучения;мозаика (ажурная пила);аквариум;карта памяти;займи позицию;метод кластеров;метод проектов;поисковый метод;учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа и т.д.
(«Мозговой штурм» – хорошо известный, широко используемый метод решения проблем. Он стимулирует участников использовать свое воображение и творчество. Он помогает найти большое число решений к любой заданной проблеме. Что я должен делать в этой ситуации? Как мы должны преодолеть препятствие? Мозговой штурм помогает в выборе ценностей и выяснении альтернатив.
Разбивка на кластеры – это метод, который развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятии (явления, события), помогает обучаемым свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Слово «кластер» обозначает пучок, связку. Разбивка на кластеры вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме. Групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.
Медиаобразование (от лат «media») - направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации, это овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных средств. Таким образом, главной особенностью данной технологии является то, что процесс обучения происходит в совместной деятельности.