МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 12»
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 12»
Левобережного района города Воронежа
Принято на заседании Утверждаю:
___________________ Заведующая МБДОУ «ЦРР – д/с № 12»
«___» _______ 2015 год Фильчакова Е.И. _________
«___» _______________ 2015 год
Рабочая программа
МБДОУ ЦРР « Детский сад № 12»
На основе ФГОС ДО
старшая группа
воспитатель:
Витебская Е.Н.
Быкова В.П.
Воронеж
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 12» (далее Программа) разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС).
Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной Программы являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.),
• Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
• Типовое положение о дошкольном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №666),
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ от 17.06.2003 г.);
• СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 12» г. Воронежа разработана в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры , развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, а также на формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Содержание образовательного процесса в старшей группе выстроено в соответствии с Программой «Истоки» под редакцией Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук;
Н.Е. Васюкова, Н.М. Родина «Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5-6 лет»;
А.Г. Арушанова, Р.А.Иванова, Е.С. Рычагова «Коммуникация. Развивающее общение с детьми 5-6 лет»;
А.Н. Давидчук «Познавательное развитие дошкольников в игре»;
Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»;
Т.И. Алиева, Н.Е. Васюкова «Художественная литература для детей 5-7 лет»;
С.Н.Николаева «Юный эколог»;
Н.Н.Авдеева, О.А.Князева, Р.В.Стеркина «Безопасность»;
О.А.Князева, М.Д.Махынева «Приобщение детей к истокам народной культуры»;
Л.Г.Горькова «Растим интеллектуалов».
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики). Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей и основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Цели и задачи деятельности по реализации основной общеобразовательной программы.
Цель программы: Разностороннее, полноценное развитие личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Подготовка к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, коррекции речевого развития ребенка. Формирование основ базовой культуры личности .Обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.
Задачи:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Планируемые результаты освоения Образовательной программы ДОУ для детей от 5 до 6 лет.
К шестилетнему возрасту при успешном освоении Образовательной программы ДОУ может быть достигнут следующий уровень детского развития по образовательным областям. Знаком «Звездочка» * отмечены планируемые результаты Образовательной программы ДОУ в части, формируемой участниками образовательного процесса.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Ø Культурные способы поведения.
· Соблюдает правила элементарной вежливости.
· Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.
· Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
· Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников.
· Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице.
· В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взросло пользуется «вежливыми» словами.
· Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет.
Ø Навыки самообслуживания и действия с бытовыми предметами.
· Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры.
· Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу
· Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
· Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком).
· Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой.
· Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой, полощет рот после еды).
· Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме.
Ø Игровая деятельность.
Ø Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли.
Ø Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
Ø Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.).
Ø Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.
Ø Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры.
Ø Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.
Ø Объясняет правила игры сверстникам.
Ø Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.
Ø В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам, оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.
Ø В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
Ø В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.
Ø Безопасное поведение.
· Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
· Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорт; элементарные правила дорожного движения.
· Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение.
· Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».
· Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
· Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Ø Трудовая деятельность.
· Выполняет индивидуальные и коллективные поручения.
· Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью.
· Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол.
· Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.
· Выполняет поручения по уходу за растениями в уголке природы.
· Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.
· Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо.
· Способен сосредоточенно действовать в течение 20-30 минут. Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений. Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками.
Образовательная область «Познавательное развитие».
· Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд.
· Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому.
· Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет.
· Знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна.
· Знает некоторые государственные праздники.
· Знает военные профессии. Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
· Знаком со многими профессиями.
· Положительно высказывается о представителях разных этносов, толерантно относится к детям других национальностей, в общении с ними первичными для дошкольника являются личностные особенности, а не этническая принадлежность.
· Ребенок имеет представления:
*об истории своей семьи, ее родословной;
*об истории образования родного города;
*о природно-климатических зонах, о животном и растительном мире;
Ø Конструктивная деятельность.
· Способен конструировать по собственному замыслу.
· Умеет анализировать образец постройки.
· Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.
· Создает постройки по рисунку.
· Умеет работать коллективно.
· При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
· Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
· Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.
· Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
· Формирование элементарных математических представлений.
· Считает (отсчитывает) в пределах 10.
· Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
· Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
· Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
· Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
· Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
· Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).
· Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
· Называет текущий день недели.
· Определяет части суток.
· Формирование целостной картины мира.
· Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту
· Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
· Называет времена года, отмечает их особенности.
· Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
· Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.
· Бережно относится к природе.
· Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения.
· Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Образовательная область «Речевое развитие».
· Имеет достаточный богатый словарный запас.
· Может участвовать в беседе.
· Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.
· Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
· Определяет место звука в слове.
· Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.
· Речь становится главным средством общения. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
· Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым.
· Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы.
· Знает 2—3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2—3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения.
· Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
· Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).
· Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
· Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх - драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
· Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики.
· Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
· Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
· Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей.
· Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведением, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа.
· Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения.
· Проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста.
· Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.
· После просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки.
· Имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре. Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки).
· Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).
· Знает особенности изобразительных материалов.
* Пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
*- ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу;
*- ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу;
*- с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины;
Рисование.
· Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
· Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
· Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
· Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, лет.
Лепка.
· Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
· Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
Создает изображения по мотивам народных игрушек.
Аппликация.
· Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник).
· Вырезает круг из квадрата, овал — из прямоугольника, умеет плавно срезать и закруглять углы.
· Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей.
· Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.
· Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.
Ø Музыкальная деятельность.
· Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
· Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
· Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
· Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
· Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении).
· Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям.
· Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе.
Образовательная область «Физическое развитие»
· Владеет соответствующими возрасту основными движениями.
· Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
· Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.
· Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах.
· Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
· Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.
· Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку
· Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м).
· Владеет школой мяча.
· Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.
· Умеет перестраиваться в колонну по трое; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
* Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
*Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.
*Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.
*Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.
* Имеет представление о вредных и полезных продуктах.
С семьями воспитанников.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены поддержка родителей в воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность.
При планировании работы с семьями воспитанников группы учитывается социальный статус родителей, уровень материального состояния, образование, социальное положение.
Уч. год
Вторая часть, формируемая участниками образовательного
Процесса.
В старшей группе № 4 вторая часть реализуется в ходе специально организованной деятельности на занятиях. А также в свободной детской деятельности: игра, праздники, досуги.
«Я познаю мир.» (Познание окружающего мира).
Цель программы: знакомить детей с предметами, людьми и отношениями в окружающем мире, учить их бережно, осторожно, любознательно и пытливо относиться к тому, что находиться вокруг; сделать процесс познания прошлого и настоящего Родины развивающим и интересным для ребенка; формировать у него чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в своем городе и своей стране.
Этапы | Деятельность педагога и детей |
I Целеполагание | Цель: углублять знания детей о Родине, о природе своей страны и родного края. |
II Разработка проекта | Мотивирование детей и родителей: Что мы знаем о крае, в котором живем? Оформление выставки « это наша Родина» |
III Практическая часть | Беседы с детьми. Рассматривание иллюстраций с изображениями просторов страны, растительным и животным миром. Познакомить детей с Красной книгой. Дидактические игры. Ручное творчество «С чего начинается Родина». Создание альбома «Мой край родной» |
IV итог | Творческие рассказы детей о родном городе. |
Литература:
1. Алямовская В.Г. «Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду» (журнал «Управление ДОУ» , 2002, № 3,4).
2. Белая К.Ю. «Образовательная программа ДОУ с учетом федеральных государственных требований», ж.«Справочник старшего воспитателя», №9/2010г.
3. Горькова Л.Г. «Растим интеллектуалов», В. 2005.
4. «Детский сад. Управление», № 18 сентябрь 2002.
5. Закон РФ «Об образовании».
6. Инструктивно – методическое письмо Минобразования России РФ № 65/23-16 от 14.03.2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
7. Истоки: Базисная программа развития ребенка – дошкольника. М.,2001.
8. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, М., 2011г.
9. Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области 2006 – 2011 г., разработана Главным управлением образования совместно с ВОИП-КиПРО.
10. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования», М. 1991.
11. Новоселова С.Л. «Развивающая предметная среда» М. 2001.
12. Парамонова Л.А. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. М. 2004.
13. Петровский В.А. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» М. 1993.
14. Программа «Успех», М. 2009г.
15. Приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 г.
16. Поташник М.М., Моисеев А.М. «Управление современной школой», М. 1997.
17. Сан. Пин. 2.4.1.2660-10.
18. Урмина И., Данилина Т. «Инновационная деятельность в ДОУ», М. 2009.
19. Федина Н. «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех»», ж. «Дошкольное воспитание», № 1/2011г.
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 12»