Тема 6. Основные формы преподавания права
Понятие формы организации обучения. Многообразие классификаций (типологий) форм организации обучения: типология историко-педагогического происхождения, эмпирическая типология, теоретическая типология.
Сущностные признаки учебных занятий: общий фронт, учебный маршрут, временные кооперации обучающихся.
Индивидуальные учебные занятия. Признаками индивидуальных учебных занятий.
Групповые учебные занятия. Основные признаки групповых учебных занятий.
Коллективные учебные занятия. Сущностные признаки коллективных учебных занятий.
Организационная структура учебных занятий.
Основные формы организации правового обучения в образовательных учреждениях: лекции, практические занятия, семинары, учебные конференции, консультации, коллоквиумы, профессиональные тренинги, учебно-производственная практика, самостоятельная работа студентов, юридические клиники, зачеты, экзамены.
Понятие лекция. Эффективность учебной лекции. Особенности целеполагания на лекции. Виды лекций: вводная лекция, обзорная лекция, установочная лекция, текущая лекция, заключительная лекция. Виды лекций в зависимости от способа проведения: информационная лекция, проблемная лекция, лекция-визуализация (видеолекция, мультимедиа-лекция), бинарная лекция (лекция-диалог), лекция-провокация, лекция-конференция, лекция-консультация.
Методика организации, подготовки и проведения (чтения) лекций. Этапы работы над лекцией: отбор материала для лекций, составление плана лекций, списков основной и дополнительной литературы; определение объема и содержания лекции, изучение основополагающих источников; выбор последовательности и логики изложения, написание конспекта; подбор иллюстративного материала; выработка манеры чтения лекции; оформление.
Методика чтения лекции. Методы привлечения внимания слушателей. Приемы повышения познавательной активности студентов на лекции. Организация текущего контроля на лекции
Методы организации, подготовки и проведения практических, семинарских занятий при преподавании юриспруденции. Этапы подготовка преподавателя к проведению практического занятия: проработка темы занятия с привлечением новейших нормативных материалов, судебной практики, специальной литературы; решение всех заданных задач, чтобы избежать неожиданностей и быть готовым ответить на любые вопросы, относящиеся к содержанию каждой задачи; составление плана проведения практического занятия; обдумывание и определение задания для самостоятельной работы студентов.
Структура практических занятий: оргмомент; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; основная часть; подведение итогов.
Типы семинаров в зависимости от основной целевой установки: семинар для углубленного изучения определенного учебного курса; семинар для основательной проработки наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или одной темы; спецсеминар.
Виды семинаров от способа проведения: семинар-беседа, семинар-дискуссия, смешанная форма семинара
Познавательный семинар. Семинар — диспут. Итоговый семинар.
Дидактические задачи СРС: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий; самостоятельное овладение новым учебным материалом; развитие профессиональных умений, а также умений и навыков самостоятельного умственного труда; развитие самостоятельности мышления, интереса к юридической литературе, практической юридической деятельности, правотворческому процессу.
Понятие самостоятельной работы студентов. Основные формы самостоятельной работы студентов: домашняя учебная работа; подготовка рефератов по отдельным темам; учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов, участие в работе научных студенческих кружков и научных студенческих конференций; подготовка курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций; организация и проведение деловых игр во внеаудиторное время. Содержание самостоятельной учебной работы студентов. Методы повышения качества самостоятельной работы студентов.
Тема 7 Оценка знаний студентов
Понятие и формы контроля качества правового обучения.
Кредитно-модульная (балльно-рейтинговая) система организации образовательного процесса. Понятия кредит, модуль в учебном процессе. Оценка результатов образования, выраженных в компетенциях. Структура компетенции как результата освоения программы.
Виды контроля успеваемости: текущий контроль успеваемости; промежуточная аттестация; итоговая аттестация.
Методические приемы обеспечения эффективности текущего и итогового контроля правовых знаний, умений и навыков. Оценки знаний обучающихся
Педагогический контроль имеет три взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Виды педагогического контроля: текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.