Газопровод «Северный поток-2»

Сближение России и ЕС

В случае поражения на Украине США ударят по Европе. Обзор от PolitRussia

Даже не смотря на колоссальное напряжение в двухсторонних отношениях, для ЕС есть очень мощный стимул не только для экономического, но и для политического разворота в сторону России.

В первую очередь, среди некоторых политиков ЕС постепенно появляется осознание того, что в случае необходимости, США во имя своих геополитических и экономических интересов, готовы пожертвовать и Европой (как это уже было сделано в Первой и Второй мировых войнах).

Причины сближения России и ЕС:

· Экономическая незаменимость. Для Евросоюза Россия, ввиду географической близости, а также ещё по ряду причин является незаменимым экономическим партнёром. Страны Востока конечно могут в некоторой степени заменить Россию, но полностью экономическое сотрудничество ЕС и Востока не заменит экономическое сотрудничество России и ЕС.

· Расхождение в геополитических интересах ЕС и США. Заокеанскую державу не сильно волнует благополучие объединённой Европы, а потому политическое сближение с Россией имеет большой смысл как для ЕС, так и для России, которая также может сыграть главную роль в разрешении миграционного кризиса Европы (который США используют для давления на ЕС).

Отношения между Россией и Европейским союзом регулируются Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанным 24 июня 1994 года на острове Корфу (вступило в силу 1 декабря 1997 года). Соглашение определяет основные цели, направления и механизмы сотрудничества. Документ содержит программу экономического сотрудничества, охватывающую все сферы экономики, и предусматривает постоянный политический диалог партнеров.

Центральное место в системе отношений Россия – ЕС занимают встречи на высшем уровне. 21-22 июня 1993 года на сессии ЕС в Копенгагене было выдвинуто предложение о проведении регулярных встреч председателей Европейского совета и Европейской комиссии с президентом России (в формате "один плюс два"). Первая встреча по такой формуле состоялась в Москве 11 ноября 1993 года. Эта встреча положила начало регулярному политическому диалогу ЕС и России.

Между Россией и ЕС также ведется диалог в формате председатель правительства России – председатель Комиссии Европейского союза (КЕС). Осуществляется сотрудничество в рамках механизмов, образованных в соответствии с СПС: Совет сотрудничества на уровне министров иностранных дел, Комитет сотрудничества на уровне старших должностных лиц, в рамках которого действуют девять отраслевых подкомитетов, а также Комитет парламентского сотрудничества. На регулярной основе встречаются министры иностранных дел России и стран ЕС.

Ключевым вектором взаимодействия России и ЕС на нынешнем этапе сотрудничества является работа по реализации "дорожных карт" по формированию четырех общих пространств:

экономического;

свободы, безопасности и правосудия;

внешней безопасности;

научных исследований и образования, включая культурные аспекты, которые были утверждены в ходе саммита Россия – ЕС 10 мая 2005 г. в Москве.

Основным форматом сотрудничества являются также отраслевые диалоги, предполагающие создание рабочих групп по интересующим стороны темам.

Основным рабочим органом сотрудничества Россия – ЕС является Постоянный совет партнерства (ПСП),заменивший в 2003 году Совет сотрудничества. ПСП собирается как в формате министров иностранных дел, так и отраслевых министров, планируется проведение встреч в других форматах.

Регулярно проводятся встречи Комитета парламентского сотрудничества (КПС).

Ведется постоянный обмен мнениями в контексте формирующейся в рамках ЕС Европейской политики в области безопасности и обороны (ЕП – БО), в том числе напрямую с Генеральным секретарем Совета ЕС/Высоким представителем по общей внешней политике и политике в области безопасности ЕС.

Важным элементом отношений Россия – ЕС является учет взаимных интересов сторон при расширении Европейского союза. Подтверждением тому являются подписанные 27 апреля 2004 года и 23 апреля 2007 года в Люксембурге Совместные заявления о расширении ЕС и отношениях Россия – ЕС, а также соответствующие Протоколы к СПС, распространяющие права и обязанности Соглашения на новых членов Евросоюза. Совместные заявления, в частности, фиксируют ряд обязательств стран-членов ЕС, в том числе касающихся проблемы русскоязычных меньшинств Латвии и Эстонии, а также калининградского грузового транзита.

1 июня 2007 года вступили в силу Соглашения между Россией и ЕС об упрощении визового режима и о реадмиссии, которые были подписаны в Сочи 25 мая 2006 года в ходе 17‑го саммита Россия – ЕС.

24 ноября 2006 года «на полях» саммита Россия – ЕС лидеры России, ЕС, Норвегии и Исландии утвердили Рамочный документ и Политическую декларацию по политике «Северного измерения», которые вступили в силу 1 января 2007 года.

28 октября 2008 года в Санкт-Петербурге состоялась первая министерская встреча обновленного «Северного измерения» (СИ), в ходе которой было рассмотрено состояние дел в «Северном измерении», в действующих в его рамках Природоохранном партнерстве и Партнерстве в области здравоохранения и социального благополучия. Министры приняли решение о запуске нового Партнерства СИ в области транспорта и логистики (ПСИТЛ). Помимо этого, на встрече обсуждались пути активизации сотрудничества в области культуры, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.

Динамично развиваются торгово-экономические отношения. За январь-ноябрь 2008 года товарооборот между Россией и ЕС составил 357,5 млрд долларов (за 2007 год – 284 млрд долларов). На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и более 80% накопленного иностранного капитала в экономике России. Россия занимает 3 место (после США и Китая) в списке стран-экспортеров в ЕС (объем экспорта за январь-ноябрь 2008 года – 251 млрд долларов) и 4 место ‑ среди покупателей продукции Евросоюза (импорт из ЕС в Россию за январь-ноябрь 2008 года – 107 млрд долларов). Россия возглавляет список стран-поставщиков в ЕС природного газа и находится на второй позиции по поставкам нефти и нефтепродуктов.

1 декабря 2007 года истек первоначальный десятилетний срок действия СПС. Еще в 2005 году Россия впервые подняла вопрос о "факторе 2007 года". На саммите Россия – ЕС в Сочи в мае 2006 года была достигнута политическая договоренность о начале работы над новым базовым соглашением между Российской Федерацией и Евросоюзом. На неформальном саммите ЕС – Россия в Лахти (Финляндия) в октябре 2006 года президент РФ Владимир Путин предложил заменить СПС на Договор о стратегическом партнерстве. Переговоры по заключению нового соглашения должны были начаться в ноябре 2006 года на очередном саммите ЕС – Россия, однако Польша наложила вето на мандат Европейской комиссии на ведение переговоров, требуя от России снять эмбарго на поставки польского мяса.

Соглашение было автоматически продлено еще на год, в соответствии со статьей 106 СПС, которая позволяет это сделать. Предполагается, что соглашение будет оставаться в силе до тех пор, пока не будет заменено новым документом.

После того, как Москва и Варшава урегулировали проблемы с экспортом в Россию польской сельхозпродукции в декабре 2007 года, правительство Польши объявило о готовности снять вето.

До последнего времени начало переговорного процесса сдерживалось Литвой. Вильнюс потребовал от Евросоюза учесть, в частности, вопросы о возобновлении поставок по нефтепроводу "Дружба", об оплате ущерба депортированным из стран Прибалтики, об урегулировании "замороженных" конфликтов в Молдавии и Грузии.

26 мая 2008 года Совет министров иностранных дел ЕС без обсуждения утвердил мандат на переговоры о новом базовом соглашении ЕС – Россия. 27 июня 2008 года на саммите РФ – ЕС в Ханты-Мансийске Россия и Евросоюз официально объявили о начале переговоров по новому соглашению. Первый раунд этих переговоров состоялся 4 июля 2008 года в Брюсселе.

Несмотря на геополитическое противостояние, есть огромный потенциал к развитию экономического сотрудничества.

Торговая отрасль

Несмотря на огромные политические разногласия, ЕС был и остаётся одним из ведущим торговых партнёров России. На страны Евросоюза приходится примерно половина всего российского экспорта и импорта. Так, в период с 2004 по 2014 годы товарооборот вырос в два раза и достиг 285,5 млрд евро. Объем экспорта товаров из России в ЕС в период с 2004 по 2014 годы увеличился также в два раза — с 84,92 до 182,03 млрд евро.

Экономические отношения

Обеспечивая основу для политического сотрудничества между ЕС и Россией, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве также способствует развитию экономических отношений. ЕС является основным торговым и инвестиционным партнером России; в то время Россия, как четвертый партнер для ЕС, является также крупнейшим экспортером таких важных энергоресурсов для ЕС, как нефть, газ, уран и уголь. Эта экономическая взаимозависимость предложения, спроса, инвестиций и знаний привела к совместным обязательствам по поддержанию хороших экономических отношений с особым акцентом на сотрудничестве в энергетической сфере, обеспечивая энергетическую безопасность и экономический рост обеим сторонам.

Торговля между ЕС и Россией показывала высокий темп роста до середины 2008 года, когда эта тенденция была прервана из-за экономического кризиса и односторонних мер, принятых Россией, что оказало негативное влияние на торговые отношения ЕС-России. С 2010 года объем взаимной торговли возобновил свой рост, достигнув рекордного уровня в 2012 году.

В 2012 году Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), что дало ей значительные возможности для дальнейшего развития торговых отношений с Европейским Союзом и другими иностранными партнерами. Тем не менее, остается ряд проблем в части выполнения Россией своих обязательств в рамках ВТО, что оказывает влияние на дальнейший рост торговли.

Торговые отношения

Европейский Союз является основным торговым и инвестиционным партнером России, в то время как Россия для ЕС является третьим по величине торговым партнером. В 2014 году экспорт услуг из ЕС в Россию составил 103,3 миллиарда евро, а их импорт - 181.3 миллиарда евро. Таким образом, в 2014 году дефицит торговли услугами ЕС с Россией составил 78 миллиардов евро.

Европейский Союз, является крупнейшим иностранным инвестором в России. Общий объем прямых иностранных инвестиций ЕС в экономику России на конец 2013 года составил 154.8 миллиарда евро.

В результате незаконного присоединения Крыма к России в марте 2014 года и ее роли в конфликте в Восточной Украине Европейский Союз ввел ограничительные меры, включая целенаправленные экономические меры. В свою очередь, Россия ввела ограничения на ввоз сельскохозяйственной и продовольственной продукции из стран ЕС.

Энергетика

Как ведется диалог

Энергетический диалог со стороны ЕС возглавляет Член Европейской Комиссии по вопросам энергетики; с российской стороны диалог возглавляет Министр энергетики Российской Федерации.

В рамках диалога было сформировано четыре тематических группы экспертов, осуществляющих деятельность по приведённым ниже ключевым направлениям, представляющим взаимный интерес:

  • Группа по энергетическим рынкам и стратегиям,
  • Группа по электроэнергетике,
  • Группа по энергоэффективности и инновациям,
  • Группа по атомной энергетике.

Проекты

В настоящее время в Калининградской области реализуется 2 проекта в области энергосбережения, финансируемых в рамках гранта ЕС.

  • Энергоэффективность и возобновляемые источники энергии в Калининградской области(Грант ЕС: 362759.71 евро). Общей целью проекта является содействие калининградским и скандинавским партнерам для более эффективного решения проблем, связанных с изменением климата, путем энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Проект сосредоточен на повышении управленческих способностей в части использования энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, проведении пилотных мероприятий, демонстрирующих НГО и органам местной власти реальные преимущества решения энергетических проблем, улучшении энергоменеджмента;
  • Внедрение успешного опыта энергосбережения в жилищах и общественных зданиях в Балтийских регионах Российской Федерации(Грант ЕС: 478000 евро). Целью проекта является повышение стандартов энергоэффективности всех заинтересованных участников, создание условий для внедрения в России европейских инновационных методов повышения энергоэффективности, развитие сотрудничества между европейскими и российскими институтами, занимающимися вопросами строительства и эксплуатации жилых и общественных зданий, повышение эффективности управления в сфере повышения энергоэффективности в жилых и общественных зданиях.

Ведущая роль сотрудничества

Защита окружающей среды обладает высокой значимостью как для Европейского Союза, так и для России. Учитывая наличие общих границ по земле и воде, целесообразным представляется совместное решение экологических задач.

Россия гордится своими обширными территориями, нетронутыми деятельностью человека, и располагает более чем 20% мировых водных и лесных ресурсов. Однако, одновременно с уникальными природными ресурсами, в России также существует ряд экологических проблем, некоторые из которых являются наследием советского времени, а некоторые - следствием экономического роста последних лет.

Основы сотрудничества

Начало сотрудничеству в области защиты окружающей среды между Европейским Союзом и Россией было положено в 1995 г. На протяжении нескольких лет ЕС оказывает поддержку ряду проектов, направленных на улучшение экологических стандартов в России.

С 2001 г. ЕС реализует программу двустороннего сотрудничества по вопросам экологии. Основными пунктами программы стали защита окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В рамках одобренной обеими сторонами "дорожной карты" ЕС и Россия работают по направлениям принятия политик об экологически чистом производстве, сокращения использования природных ресурсов, координирования водной политики и снижения загрязнения систем внутренних водоемов.

Инструментом сотрудничества является Диалог ЕС-Россия о защите окружающей среды, в рамках которого были созданы Рабочие группы по следующим областям:

  • изменение климата;
  • экологически чистое производство;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • оценка воздействия на окружающую среду и гармонизация экологических политик;
  • вопросы экологии вод (пресных и морских).

Проекты

В настоящее время стороны реализуют два проекта по защите окружающей среды и борьбе с изменением климата:

  • Проект "Выполнение Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю"(BASE)(грант ЕС: 2 500 000,00 евро). Основная цель проекта — поддержка мероприятий по защите морской среды от загрязнения опасными веществами и пищевыми отходами и сохранению биоразнообразия. Задача состоит в стимулировании деятельности по сохранению биоразнообразия и разработке необходимой системы управления. Мероприятия, проводимые в рамках проекта, будут направлены на совершенствование методов экологического мониторинга и представления результатов на международных форумах. Проект реализуется на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей. Также запланировано проведение специальных мероприятий в Пскове, Новгороде и Карелии;
  • Проект "Кампания по повышению осведомленности в области энергоэффективности как способа борьбы с изменением климата" (грант ЕС: 484 545,00 евро). Основной целью проекта является повышение осведомленности и оказание поддержки российским экологическим НКО, представляющим неправительственный сектор в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, с тем, чтобы позволить им более эффективно участвовать в решении вопросов, связанных с энергоэффективностью как способом борьбы с изменением климата. Проект нацелен на разработку общей концепции, определение главных составляющих структуры и подготовку основных материалов для Кампании по повышению осведомленности в области энергоэфективности как способа борьбы с изменением климата в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также на расширение организационных и технических возможностей и улучшение подготовки НКО, играющих ведущую роль в проведении региональной Кампании по повышению осведомленности. Задачей проекта также является укрепление сотрудничества между местными и европейскими экологическими НКО посредством расширения связей, совместной работы и развития партнерских отношений.

Образование

Сотрудничество в области образования между Россией и ЕС руководствуется принципами Болонского процесса, который направлен на улучшение качества, прозрачности, сопоставимости и конкурентоспособности образовательных систем.

Это общеевропейское пространство для получения высшего образования позволяет людям из участвующих в этом процессе стран свободно перемещаться между разными высшими учебными заведениями, местами работы, отраслями экономики и странами, что делает процесс обучения более приспособленным к меняющимся требованиям рынка труда.

У россиян и российских университетов есть шансы воспользоваться сотрудничеством ЕС и России в области образования. Кроме учёбы в Европе, есть возможность изучать вопросы, связанные с ЕС, в самой России:

  • Европейский учебный институт в МГИМО

Европейский учебный институт в МГИМО, как правило, предлагает магистерскую программу в области европейской интеграции.

  • Европейские школы

Представительство Европейского Союза в России организует европейские школы, во время которых 30-40 студентов с различных факультетов встречаются с экспертами, официальными представителями и академиками из ЕС и России. В рамках встреч проводится глубокое исследование различных аспектов отношений ЕС и России, причем основное внимание уделяется поискам студентами новых областей потенциальных исследований, развитию связей с будущими специалистами ЕС и конкретным примерам сотрудничества между ЕС и Россией.

Официальный сайт: www.eu-studyweeks.ru

  • Информационные центры ЕС

Европейская Комиссия организовала Информационные центры ЕС в университетах стран-членов ЕС и университетах ряда третьих стран с целью оказания содействия научным исследованиям и преподаванию в области европейской интеграции. Их целью является предоставление научным кругам и широкой общественности общей информации о проводимой ЕС политике. Центры получают доступ к базам данных, документам и публикациям по ЕС, которыми располагает Европейская Комиссия в Брюсселе.

Список информационных центров ЕС в России.

  • Ярмарки образования

Ярмарки образования проводятся Представительством ЕС в России, на которых можно узнать об образовательных возможностях в странах ЕС.

Права человека

Что такое проекты ЕИДПЧ?

Проекты ЕИДПЧ реализуются российскими и европейскими неправительственными некоммерческими организациями. Европейская Комиссия выделяет от 100 до 300 тысяч евро на каждый проект, отобранный в результате национального конкурса заявок, и до 2 млн евро на проект, победивший в региональном / глобальном конкурсе. Как правило, организация должна финансировать не менее 5 % стоимости проекта из своих собственных средств или из средств гранта другого донора. Продолжительность проектов составляет от 12 до 36 месяцев.

Наука и технологии

Рамочные программы ЕС

Одной из наиболее развитых форм научно-технологического сотрудничества является участие российских ученых в Рамочных программах ЕС по исследованиям и технологическому развитию, где Россия традиционно является одним из наиболее активных и успешных партнеров по международному сотрудничеству. В свою очередь европейские ученые активно участвуют в российских научно-технологических программах, таких как федеральные целевые программы по исследованиям и разработкам и российская программа по выделению "мегагрантов" для привлечения ведущих ученых в российские университеты и научные организации.

В 2007 году был внедрен новый механизм сотрудничества в форме скоординированных конкурсов на проведение исследований на условиях совместного финансирования со стороны ЕС и России. К настоящему моменту с Россией было проведено девять скоординированных конкурсов в следующих областях: здравоохранение; продовольствие, сельское хозяйство и биотехнологии; нанотехнологии и новые материалы; ИКТ; энергетика; аэронавтика и энергия термоядерного синтеза.

Начиная с 2014 года, основным инструментом сотрудничества в области исследований и инноваций на уровне Европейского Союза является Рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям "Горизонт 2020". "Горизонт 2020" представляет собой крупнейшую научно-исследовательскую и инновационную программу ЕС с бюджетом в почти 80 миллиардов евро, рассчитанным на семь лет (с 2014 по 2020 годы). "Горизонт 2020" нацелен на развитие инноваций через совместную деятельность исследователей, новаторов и промышленности, как в Европейском Союзе, так и за его пределами. Программа открыта для участия всех заинтересованных лиц и организаций из любой страны мира, включая Россию.

  • Информационные материалы по программе "Горизонт 2020", включая практическое руководство для исследователей из России
  • Видео: Горизонт 2020 – общий обзор
  • Видео: Горизонт 2020 – как подать заявку?
  • Видео: Горизонт 2020 – интервью с Кристиной Руссо, директором по международному сотрудничеству Генерального директората по исследованиям и инновациям Европейской Комиссии

Научная мобильность

Существует ряд программ, нацеленных на развитие научной и академической мобильности между ЕС и Россией. На уровне ЕС это, прежде всего, программа Марии Склодовской-Кюри (в составе Рамочной программы ЕС) и программа "Эразмус+"*. Данные программы являются важным инструментом интеграции России в Европейское научно-исследовательское пространство и Европейскую зону высшего образования.

* Начиная с 2014 года, существовавшие ранее программы ТЕМПУС и "Эразмус-Мундус" стали составной частью программы "Эразмус+".

Год – Год науки Россия-ЕС

25 ноября 2014 года научной конференцией в Брюсселе был завершён Год науки Россия-ЕС, торжественное открытие которого состоялось в Москве 25 ноября 2013 года. Основной целью Года науки было показать многогранность кооперации между Европой и Россией в области науки, технологии, высшего образования и инноваций, отметить достигнутые результаты и обозначить будущие возможности для развития сотрудничества на взаимовыгодной основе.

В течение Года науки было проведено более 170 совместных мероприятий на территории Европы и России. Основное внимание было сфокусировано на разнообразии взаимодействия в исследованиях, инновации и высшем образовании между ЕС, его отдельными странами и Российской Федерацией. Эти мероприятия позволили индивидуальным исследователям, предприятиям, лабораториям, исследовательским институтам и высшим учебным заведениям презентовать свои научные достижения и представить идеи будущих проектов перед широкой общественностью. Важным результатом Года науки стало установление новых контактов и заключение новых долгосрочных соглашений между российскими и европейскими университетами и научными организациями, закладывающих устойчивую основу для будущего сотрудничества.

  • Брошюра "Год науки Россия-ЕС 2014"
  • Год науки Россия-ЕС 2014: 12 месяцев превосходного сотрудничества в науке, высшем образовании и инновациях

Сближение России и ЕС

В случае поражения на Украине США ударят по Европе. Обзор от PolitRussia

Даже не смотря на колоссальное напряжение в двухсторонних отношениях, для ЕС есть очень мощный стимул не только для экономического, но и для политического разворота в сторону России.

В первую очередь, среди некоторых политиков ЕС постепенно появляется осознание того, что в случае необходимости, США во имя своих геополитических и экономических интересов, готовы пожертвовать и Европой (как это уже было сделано в Первой и Второй мировых войнах).

Причины сближения России и ЕС:

· Экономическая незаменимость. Для Евросоюза Россия, ввиду географической близости, а также ещё по ряду причин является незаменимым экономическим партнёром. Страны Востока конечно могут в некоторой степени заменить Россию, но полностью экономическое сотрудничество ЕС и Востока не заменит экономическое сотрудничество России и ЕС.

· Расхождение в геополитических интересах ЕС и США. Заокеанскую державу не сильно волнует благополучие объединённой Европы, а потому политическое сближение с Россией имеет большой смысл как для ЕС, так и для России, которая также может сыграть главную роль в разрешении миграционного кризиса Европы (который США используют для давления на ЕС).

Отношения между Россией и Европейским союзом регулируются Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанным 24 июня 1994 года на острове Корфу (вступило в силу 1 декабря 1997 года). Соглашение определяет основные цели, направления и механизмы сотрудничества. Документ содержит программу экономического сотрудничества, охватывающую все сферы экономики, и предусматривает постоянный политический диалог партнеров.

Центральное место в системе отношений Россия – ЕС занимают встречи на высшем уровне. 21-22 июня 1993 года на сессии ЕС в Копенгагене было выдвинуто предложение о проведении регулярных встреч председателей Европейского совета и Европейской комиссии с президентом России (в формате "один плюс два"). Первая встреча по такой формуле состоялась в Москве 11 ноября 1993 года. Эта встреча положила начало регулярному политическому диалогу ЕС и России.

Между Россией и ЕС также ведется диалог в формате председатель правительства России – председатель Комиссии Европейского союза (КЕС). Осуществляется сотрудничество в рамках механизмов, образованных в соответствии с СПС: Совет сотрудничества на уровне министров иностранных дел, Комитет сотрудничества на уровне старших должностных лиц, в рамках которого действуют девять отраслевых подкомитетов, а также Комитет парламентского сотрудничества. На регулярной основе встречаются министры иностранных дел России и стран ЕС.

Ключевым вектором взаимодействия России и ЕС на нынешнем этапе сотрудничества является работа по реализации "дорожных карт" по формированию четырех общих пространств:

экономического;

свободы, безопасности и правосудия;

внешней безопасности;

научных исследований и образования, включая культурные аспекты, которые были утверждены в ходе саммита Россия – ЕС 10 мая 2005 г. в Москве.

Основным форматом сотрудничества являются также отраслевые диалоги, предполагающие создание рабочих групп по интересующим стороны темам.

Основным рабочим органом сотрудничества Россия – ЕС является Постоянный совет партнерства (ПСП),заменивший в 2003 году Совет сотрудничества. ПСП собирается как в формате министров иностранных дел, так и отраслевых министров, планируется проведение встреч в других форматах.

Регулярно проводятся встречи Комитета парламентского сотрудничества (КПС).

Ведется постоянный обмен мнениями в контексте формирующейся в рамках ЕС Европейской политики в области безопасности и обороны (ЕП – БО), в том числе напрямую с Генеральным секретарем Совета ЕС/Высоким представителем по общей внешней политике и политике в области безопасности ЕС.

Важным элементом отношений Россия – ЕС является учет взаимных интересов сторон при расширении Европейского союза. Подтверждением тому являются подписанные 27 апреля 2004 года и 23 апреля 2007 года в Люксембурге Совместные заявления о расширении ЕС и отношениях Россия – ЕС, а также соответствующие Протоколы к СПС, распространяющие права и обязанности Соглашения на новых членов Евросоюза. Совместные заявления, в частности, фиксируют ряд обязательств стран-членов ЕС, в том числе касающихся проблемы русскоязычных меньшинств Латвии и Эстонии, а также калининградского грузового транзита.

1 июня 2007 года вступили в силу Соглашения между Россией и ЕС об упрощении визового режима и о реадмиссии, которые были подписаны в Сочи 25 мая 2006 года в ходе 17‑го саммита Россия – ЕС.

24 ноября 2006 года «на полях» саммита Россия – ЕС лидеры России, ЕС, Норвегии и Исландии утвердили Рамочный документ и Политическую декларацию по политике «Северного измерения», которые вступили в силу 1 января 2007 года.

28 октября 2008 года в Санкт-Петербурге состоялась первая министерская встреча обновленного «Северного измерения» (СИ), в ходе которой было рассмотрено состояние дел в «Северном измерении», в действующих в его рамках Природоохранном партнерстве и Партнерстве в области здравоохранения и социального благополучия. Министры приняли решение о запуске нового Партнерства СИ в области транспорта и логистики (ПСИТЛ). Помимо этого, на встрече обсуждались пути активизации сотрудничества в области культуры, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.

Динамично развиваются торгово-экономические отношения. За январь-ноябрь 2008 года товарооборот между Россией и ЕС составил 357,5 млрд долларов (за 2007 год – 284 млрд долларов). На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и более 80% накопленного иностранного капитала в экономике России. Россия занимает 3 место (после США и Китая) в списке стран-экспортеров в ЕС (объем экспорта за январь-ноябрь 2008 года – 251 млрд долларов) и 4 место ‑ среди покупателей продукции Евросоюза (импорт из ЕС в Россию за январь-ноябрь 2008 года – 107 млрд долларов). Россия возглавляет список стран-поставщиков в ЕС природного газа и находится на второй позиции по поставкам нефти и нефтепродуктов.

1 декабря 2007 года истек первоначальный десятилетний срок действия СПС. Еще в 2005 году Россия впервые подняла вопрос о "факторе 2007 года". На саммите Россия – ЕС в Сочи в мае 2006 года была достигнута политическая договоренность о начале работы над новым базовым соглашением между Российской Федерацией и Евросоюзом. На неформальном саммите ЕС – Россия в Лахти (Финляндия) в октябре 2006 года президент РФ Владимир Путин предложил заменить СПС на Договор о стратегическом партнерстве. Переговоры по заключению нового соглашения должны были начаться в ноябре 2006 года на очередном саммите ЕС – Россия, однако Польша наложила вето на мандат Европейской комиссии на ведение переговоров, требуя от России снять эмбарго на поставки польского мяса.

Соглашение было автоматически продлено еще на год, в соответствии со статьей 106 СПС, которая позволяет это сделать. Предполагается, что соглашение будет оставаться в силе до тех пор, пока не будет заменено новым документом.

После того, как Москва и Варшава урегулировали проблемы с экспортом в Россию польской сельхозпродукции в декабре 2007 года, правительство Польши объявило о готовности снять вето.

До последнего времени начало переговорного процесса сдерживалось Литвой. Вильнюс потребовал от Евросоюза учесть, в частности, вопросы о возобновлении поставок по нефтепроводу "Дружба", об оплате ущерба депортированным из стран Прибалтики, об урегулировании "замороженных" конфликтов в Молдавии и Грузии.

26 мая 2008 года Совет министров иностранных дел ЕС без обсуждения утвердил мандат на переговоры о новом базовом соглашении ЕС – Россия. 27 июня 2008 года на саммите РФ – ЕС в Ханты-Мансийске Россия и Евросоюз официально объявили о начале переговоров по новому соглашению. Первый раунд этих переговоров состоялся 4 июля 2008 года в Брюсселе.

Несмотря на геополитическое противостояние, есть огромный потенциал к развитию экономического сотрудничества.

Торговая отрасль

Несмотря на огромные политические разногласия, ЕС был и остаётся одним из ведущим торговых партнёров России. На страны Евросоюза приходится примерно половина всего российского экспорта и импорта. Так, в период с 2004 по 2014 годы товарооборот вырос в два раза и достиг 285,5 млрд евро. Объем экспорта товаров из России в ЕС в период с 2004 по 2014 годы увеличился также в два раза — с 84,92 до 182,03 млрд евро.

Газопровод «Северный поток-2»

4 сентября 2015 года во Владивостоке был подписан договор о строительстве газопровода «Северный поток-2», протяжённость которого составляет 1224 км, и который пройдёт по дну Балтийского моря и выходит к немецкому городу Грайфсвальд. Первым получателем российского газа должна стать Германия, а уже за ней газопровод планируется расширять дальше по Европе. Для России тут есть свои плюсы, поскольку увеличивается её экономическое (и соответственно, геополитическое) влияние в Европе (что в свою очередь, ослабит американские позиции в Старом свете).

Так-же плюсом является и то, что если через Украину США смогли сорвать поставки газа, то провести газопровод через Германию у России в настоящие время больше шансов.

Экономические отношения

Обеспечивая основу для политического сотрудничества между ЕС и Россией, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве также способствует развитию экономических отношений. ЕС является основным торговым и инвестиционным партнером России; в то время Россия, как четвертый партнер для ЕС, является также крупнейшим экспортером таких важных энергоресурсов для ЕС, как нефть, газ, уран и уголь. Эта экономическая взаимозависимость предложения, спроса, инвестиций и знаний привела к совместным обязательствам по поддержанию хороших экономических отношений с особым акцентом на сотрудничестве в энергетической сфере, обеспечивая энергетическую безопасность и экономический рост обеим сторонам.

Торговля между ЕС и Россией показывала высокий темп роста до середины 2008 года, когда эта тенденция была прервана из-за экономического кризиса и односторонних мер, принятых Россией, что оказало негативное влияние на торговые отношения ЕС-России. С 2010 года объем взаимной торговли возобновил свой рост, достигнув рекордного уровня в 2012 году.

В 2012 году Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), что дало ей значительные возможности для дальнейшего развития торговых отношений с Европейским Союзом и другими иностранными партнерами. Тем не менее, остается ряд проблем в части выполнения Россией своих обязательств в рамках ВТО, что оказывает влияние на дальнейший рост торговли.

Торговые отношения

Европейский Союз является основным торговым и инвестиционным партнером России, в то время как Россия для ЕС является третьим по величине торговым партнером. В 2014 году экспорт услуг из ЕС в Россию составил 103,3 миллиарда евро, а их импорт - 181.3 миллиарда евро. Таким образом, в 2014 году дефицит торговли услугами ЕС с Россией составил 78 миллиардов евро.

Европейский Союз, является крупнейшим иностранным инвестором в России. Общий объем прямых иностранных инвестиций ЕС в экономику России на конец 2013 года составил 154.8 миллиарда евро.

В результате незаконного присоединения Крыма к России в марте 2014 года и ее роли в конфликте в Восточной Украине Европейский Союз ввел ограничительные меры, включая целенаправленные экономические меры. В свою очередь, Россия ввела ограничения на ввоз сельскохозяйственной и продовольственной продукции из стра<

Наши рекомендации