Информационная карта программы

I. Введение.

Летние каникулы - самая лучшая и незабыва­емая пора для развития творческих способ­ностей и совершенствования возможностей ребёнка, вовлечения детей в новые социальные свя­зи, удовлетворения индивидуальных интересов и по­требностей.

Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ре­бёнка открывает наш детский оздоровительный лагерь.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагере?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор дела­ет он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение.

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

В нашей летней школе главное – не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остаётся не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха детей. Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности даёт возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Наша школа имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.

II этап: Организационный (первый день работы группы развития)

1. Встреча детей;

2. Начало реализации программы группы развития ;

3. Линейка, открытие лагерной смены;

4. Знакомство с правилами внутреннего распорядка группы развития.

III этап: Основной (19 дней)

1. Реализация основной идеи группы развития;

2. Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;

3. Работа кружков, спортивных секций;

4. Выездные мероприятия с посещением театров, музеев;

5. Проведение мероприятий с ЦСПСиД «Гармония»

IV этап: Заключительный (последний день работы группы развития)

1. Линейка, закрытие лагерной смены;

2. Вручение грамот и благодарностей.

V. Содержание программы.

Содержание программы реализуется через следующие направления, представленные на схеме:

Направления программы

Спортивно-оздоровительное Досуговое

Творческое

I. Творческое.

Рисование в группе развития даёт большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы. В своих рисунках они воплощают собственное ведение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсах рисунков дети учатся передавать свои эмоции через рисунок. В рамках данной направленности реализуются следующие программы дополнительного образования: (кружок «Волшебная кисточка»)

III. Творческое.

Лепка в группе развития даёт большие возможности в развитии художественных способностей детей. При лепке, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы. В своих работах они воплощают собственное ведение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсах поделок дети учатся передавать свои эмоции через поделки . В рамках данной направленности реализуются следующие программы дополнительного образования:

(кружок «Очумелые ручки», «Бумагопластика», «Пластилиновая фантазия», «Я и компьютер»)

IV. Досуговое.

Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребёнка в период пребывания его в лагере. Это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребёнка, формирования его характера.

При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. Для этого предусмотрены следующие формы организации деятельности оздоровительного лагеря по реализации программы:

1. Массовые: праздники, конкурсы, экскурсии, спортивные соревнования.

2. Групповые: спортивно-оздоровительные процедуры, отрядные дела, беседы.

3. Индивидуальные: беседы, выполнение творческих работ.

VI. Режим дня и план работы летней школы с дневным пребыванием

Режим дня

08.30-09.00 Прием детей
09.00-09.15 Утренняя зарядка.
09.15-09.30 Линейка
09.30-10.00 Завтрак.
10.00-13.00 Работа по плану отрядов, работа кружков и секций, экскурсии, прогулки.
13.00-13.30 Обед.
13.30-14.00 Подготовка ко сну.
14.00-16.00 Дневной сон
16.00-16.30 Полдник
16.30-17.30 Подвижные игры, занятия в группах
17.30-18.00 Подведение итогов
18.00 Уход детей домой, анализ дня

План мероприятий

Дата Мероприятия Ответственный
29.05.2017 Открытие Группы дневного пребывания и развития. Беседа о правилах ТБ Конкурс рисунков на тему: «Должны смеяться дети и в мирном мире жить». Оформление отрядных уголков, выбор командиров отрядов. Кружки дополнительного образования: «Я и компьютер», «Пластилиновые фантазии» ОФП «Музыка Настроения» Руководитель группы развития, воспитатели     Педагог допобразования    
30.05.2017 Посещение музея имени И.Н. Кожедуба д.37 Кружки дополнительного образования: «Я и компьютер», «Пластилиновые фантазии» «Очумелые ручки» Подвижные игры Педагог-организатор Воспитатели Педагог допобразования
31.05.2017 Кружки дополнительного образования: «Развивающий английский», «Бумагопластика» Подвижные игры «Очумелые ручки» Педагог допобразования, воспитатели
01.06.2017 Спортивный праздник, посвященный Дню защиты детей. Проводимый совместно с Центром «Гармония» Кружки дополнительного образования: «Я и компьютер» «Музыка настроения» Физрук, воспитатели     Педагог допобразования
02.06.2017 Спортивная программа «Веселые старты» Кружки дополнительного образования: «Развивающий английский», «Бумагопластика» Физруки, воспитатели   Педагог допобразования    
05.06.2017 Викторина по сказкам А.С. Пушкина, конкурс стихотворений и рисунков Кружки дополнительного образования: «Очумелые ручки» «Бумагопластика», Подвижные игры «Пластилиновые фантазии»   В.А. Хлюстова   Педагог допобразования
06.06.2017 Турнир по шашкам. Конкурс рисунков на асфальте на тему: «Лагерь – это дружба». Квест игра «Лабиринт» Кружки дополнительного образования: «Я и компьютер» Подвижные игры «Пластилиновые фантазии» Физрук   Воспитатели В.А. Хлюстова Педагог допобразования
07.06.2017 «В лабиринте вежливости»(интеллектуально-развивающая игра). Чтение и обсуждение рассказов Виктора Драгунского Кружки дополнительного образования: «Музыка настроения» «Я и компьютер» «Развивающий английский», Подвижные игры В.А. Хлюстова     Воспитатели   Педагог допобразования
08.06.2017 У нас в гостях «Навигатор здоровья». Легоконструирование на тему: «Город будущего». Кружки дополнительного образования: «Я и компьютер» Подвижные игры Физрук   Воспитатели Педагог допобразования
09.06.2017 Викторина по сказкам и конкурс рисунков Г.Х.Андерсена. Библиотечный час. «Кто быстрее» Веселые старты Кружки дополнительного образования: «Развивающий английский», «Очумелые ручки» воспитатели     Физрук Педагог допобразования
13.06.2017 Посещение музея Краснодарского края д.37 Кружки дополнительного образования: «Развивающий английский», «Музыка настроения» ОФП «Я и компьютер» Физрук Воспитатели Педагог допобразования
14.06.2017 Познавательная игра «Ключи от Форта Баярд» Кружки дополнительного образования: «Развивающий английский», «Музыка настроения» «Я и компьютер» «Бумагопластика» Подвижные игры В.А. Хлюстова воспитатели Педагог допобразования
15.06.2017 Конкурс оригами «Сделай сам». Кружки дополнительного образования «Бумагопластика» Подвижные игры «Очумелые ручки» «Музыка настроения» Воспитатели, Педагог допобразования
16.06.2017 Музыкальный конкурс «Угадай мелодию!» Кружки дополнительного образования «Бумагопластика» Подвижные игры «Развивающий английский» Музыкальный руководитель,воспитатели Педагог допобразования  
19.06.2017 Шахматный турнир Кружки дополнительного образования «Бумагопластика» «Очумелые ручки» ОФП Воспитатели,физрук Педагог допобразования  
20.06.2017 Спортивная эстафета Интеллектуально-развивающая игра «В мире интересного» Кружки дополнительного образования «Бумагопластика» «Музыка настроения» ОФП Подвижные игры Физрук,воспитатели Воспитатели   Педагог допобразования  
21.06.2017 Конкурс газет среди отрядов «Как мы провели время в летней смене группы развития» Кружки дополнительного образования «Музыка настроения» Подвижные игры «Очумелые ручки» ОФП воспитатели Руководитель группы развития Педагог допобразования
22.06.2017 Спортивная эстафета Увлекательное путешествие в мир сказок. Кружки дополнительного образования «Очумелые ручки» «Волшебная кисточка» «Бумагопластика» ОФП Физрук воспитатели Педагог допобразования
23.06.2017 Конкурс газет среди отрядов «Как мы провели время в летней смене группы развития» Торжественное закрытие летней школы «Вот оно какое, наше лето!». Вручение грамот и благодарностей. Руководитель группы развития ,воспитатели, физруки  

VIII. Ожидаемые результаты.

Группа дневного пребывания и развития – форма организации деятельности школы дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира.

Организация деятельности группы дневного пребывания и развития предусматривает следующие результаты:

1. Укрепление здоровья и физической выносливости детей, а также формирование навыков здорового образа жизни в результате вовлечения детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность, длительное пребывание на свежем воздухе.

2. Раскрытие и развитие творческого потенциала детей в результате занятости их в кружковой деятельности, участия в конкурсах рисунков и чтецов.

3. Личностное развитие каждого ребёнка, воспитание культуры общения, расширение кругозора в результате формы организации деятельности детей в лагере и методов воспитания.

4. Создание благоприятного микроклимата в группе дневного пребывания и развития в результате овладения умениями и навыками сотрудничества и взаимодействия.

   

IX. Учебно-методическое обеспечение программы.

1. Воронкова Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде: Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 304с.

2. Григоренко Ю.Н. Кипарис-3: Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – М.: Педобщество России, 2008. – 160с.

3. Оздоровление и занятость детей в период каникул. Нормативные документы образовательного учреждения, 2007. - № 12. - с. 16-69.

4. Панченко С. Как подготовить ребят к активной жизни в летнем лагере. Народное образование, 2009. - № 3. - с. 217-223.

5. Панченко С. Планирование лагерной смены. Народное образование, 2008. - № 3. - с. 212-220.

6. Петрусинский В.В. Игры для активного общения. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 157с.

7. Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов. Практическое пособие. Авт.-сост. В.Д.Галицкий, И.А.Кувшинкова. – М.: АРКТИ, 2008. – 112с.

8. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176с.

9. Сысоева М.Е. Дневник воспитателя детского лагеря. – М.: Центр гуманитарной литературы, 2002. – 80с.

10. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 2004. – 240с.

11. Юзефавичус Т.А. Кипарис-9: Советы бывалого вожатого: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – М.: Педобщество России, 2005. – 160с.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Название программы Программа Группы дневного пребывания и развития для учащихся 1-4 классов на базе ГБОУ Школа № 2092
Наименование организации Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы ГБОУ Школа №2092 имени И.Н. Кожедуба
Адрес организации 127224 г. Москва, ул. Марьинский парк, д.37
Телефон организации (495)658-49-95
Ф.И.О. руководителя организации Директор ГБОУ Школа №2092 Кутузова Лариса Сергеевна
Авторы программы Чайка Тамара Сергеевна социальный педагог
Нормативно-правовое обеспечение 1. Конституция РФ; 2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»; 3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; 4. Закон РФ от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»; 5. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»; 6. Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.01 г.); 7. Конвенция ООН о правах ребёнка;  
Концепция программы В основе концепции Группы дневного пребывания и развития для учащихся 1-4 классов в период летних каникул эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребёнка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования личности, развития творческого потенциала и формирования здорового организма. Концепция основана на следующих идеях: ü Идея развития личности в процессе деятельности ü (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский); ü Идея первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин); ü Идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала учащихся (А.Щетинская); ü Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский); ü Идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н. Талызина, В. Ясвин)
Цель программы Организация благоприятных условий для полноценного летнего отдыха, досуга детей, развития их личностного потенциала, оздоровления, укрепления нравственного и физического здоровья, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности в летний период.
Задачи программы Развивающие: развивать и укреплять: ü связь школы и семьи; ü художественно-эстетические навыки в ходе практической деятельности; ü творческое мышление через реализацию конкурсно-игровых программ; коммуникативность детского коллектива. Воспитательные: создать благоприятные условия для: ü разностороннего развития личности каждого ребёнка и летнего отдыха детей; ü формирования навыков здорового образа жизни, укреплению здоровья; ü воспитания культуры общения; ü самореализации детей посредством приобщения к краеведческой культуре. Оздоровительные: ü создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости; ü вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность; ü обеспечить длительное пребывание на воздухе.  
Механизм реализации программы I этап: Подготовительный (апрель-май): ü участие в городских совещаниях, посвящённых подготовке к проведению летней оздоровительной кампании; ü знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году; ü проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону; ü издание приказа по школе о проведении летней кампании; ü разработка программы деятельности группы дневного пребывания и развития для учащихся 1-4 классов на период с 29 мая по 23 июня 2017г; ü отбор кадров для работы в группе развития; ü составление необходимой документации для деятельности группы развития; ü организация помещений группы развития согласно нормам и требованиям СанПин; ü обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми; ü формирование списка детей, посещающих летнюю школу, на основании заявлений родителей. ü Заключение договора между оборазовательным учреждением и родителями (законными представителями). ü II этап: Организационный (первый день работы группы развития): ü встреча детей; ü начало реализации программы Группы дневного пребывания и развития; ü линейка, открытие группы развития ; ü знакомство с правилами внутреннего распорядка летней школы. III этап: Основной (19 дней): ü реализация основной концепции группы развития; ü вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел; ü работа кружков, спортивных секций; ü выездные мероприятия с посещением театров, музеев; ü проведение мероприятий с ЦСПСиД «Гармония» IV этап: Заключительный (последний день работы летней школы): ü линейка, закрытие группы развития; ü вручение грамот и благодарностей.
Методическое обеспечение программы В основе реализации программы лежит деятельностный подход. Основным методом организации деятельности являются: ü наличие необходимой документации программы группы развития, плана работы отрядов, плана-сетки; ü должностные инструкции всех участников процесса; ü отслеживание результатов и подведения итогов ü подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Основные направления I. Творческое:рисование в группе развития даёт большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы. В своих рисунках они воплощают собственное ведение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсах рисунков дети учатся передавать свои эмоции через рисунок II. Спортивно-оздоровительное:спортивные соревнования, весёлые эстафеты, дни здоровья с посещением бассейна, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма, подвижные игры на свежем воздухе, беседы с врачом развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. III. Досуговое:массовые - праздники, конкурсы, экскурсии, спортивные соревнования; групповые - спортивно-оздоровительные процедуры, отрядные дела, беседы; индивидуальные: беседы, выполнение творческих работ.
Ожидаемые результаты Организация деятельности группы развития предусматривает следующие результаты: ü укрепление здоровья и физической выносливости детей, а также формирование навыков здорового образа жизни в результате вовлечения детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность, длительное пребывание на свежем воздухе; ü раскрытие и развитие творческого потенциала детей в результате занятости их в кружковой деятельности, участия в конкурсах рисунков и чтецов; ü личностное развитие каждого ребёнка, воспитание культуры общения, расширение кругозора в результате формы организации деятельности детей в летней школе и методов воспитания; ü создание благоприятного микроклимата в летней школе результате овладения умениями и навыками сотрудничества и взаимодействия.
Сроки реализации программы Краткосрочная программа. I смена с 29.05. по 23.06.2017 года (19 дней)
Категория участников программы Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Возраст участников программы: 7-14 лет.
Кадровое обеспечение программы 1. Руководитель летней школы; 2. Воспитатели – 8 человек; 3. Инструктор по физической культуре -3 человека; 4. Педагоги дополнительного образования – 8 человек; 5. Медицинский работник.
Материально-технические условия реализации программы 1. Игровые комнаты с необходимым набором оборудования; 2. Комнаты отдыха; 3. Открытая спортивная площадка; 4. Спортивный зал; 5. Актовый зал с мультимедийным оборудованием; 6. Библиотека; 7. Школьный музей боевой славы; 8. Столовая; 9. Медицинский кабинет.

I. Введение.

Летние каникулы - самая лучшая и незабыва­емая пора для развития творческих способ­ностей и совершенствования возможностей ребёнка, вовлечения детей в новые социальные свя­зи, удовлетворения индивидуальных интересов и по­требностей.

Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ре­бёнка открывает наш детский оздоровительный лагерь.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагере?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор дела­ет он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение.

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

В нашей летней школе главное – не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остаётся не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха детей. Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности даёт возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Наша школа имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.

Наши рекомендации