Информационная карта программы
I. Введение.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребёнка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребёнка открывает наш детский оздоровительный лагерь.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагере?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
В нашей летней школе главное – не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остаётся не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха детей. Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности даёт возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Наша школа имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
II этап: Организационный (первый день работы группы развития)
1. Встреча детей;
2. Начало реализации программы группы развития ;
3. Линейка, открытие лагерной смены;
4. Знакомство с правилами внутреннего распорядка группы развития.
III этап: Основной (19 дней)
1. Реализация основной идеи группы развития;
2. Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
3. Работа кружков, спортивных секций;
4. Выездные мероприятия с посещением театров, музеев;
5. Проведение мероприятий с ЦСПСиД «Гармония»
IV этап: Заключительный (последний день работы группы развития)
1. Линейка, закрытие лагерной смены;
2. Вручение грамот и благодарностей.
V. Содержание программы.
Содержание программы реализуется через следующие направления, представленные на схеме:
Направления программы
Спортивно-оздоровительное Досуговое
Творческое
I. Творческое.
Рисование в группе развития даёт большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы. В своих рисунках они воплощают собственное ведение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсах рисунков дети учатся передавать свои эмоции через рисунок. В рамках данной направленности реализуются следующие программы дополнительного образования: (кружок «Волшебная кисточка»)
III. Творческое.
Лепка в группе развития даёт большие возможности в развитии художественных способностей детей. При лепке, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы. В своих работах они воплощают собственное ведение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсах поделок дети учатся передавать свои эмоции через поделки . В рамках данной направленности реализуются следующие программы дополнительного образования:
(кружок «Очумелые ручки», «Бумагопластика», «Пластилиновая фантазия», «Я и компьютер»)
IV. Досуговое.
Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребёнка в период пребывания его в лагере. Это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребёнка, формирования его характера.
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. Для этого предусмотрены следующие формы организации деятельности оздоровительного лагеря по реализации программы:
1. Массовые: праздники, конкурсы, экскурсии, спортивные соревнования.
2. Групповые: спортивно-оздоровительные процедуры, отрядные дела, беседы.
3. Индивидуальные: беседы, выполнение творческих работ.
VI. Режим дня и план работы летней школы с дневным пребыванием
Режим дня
08.30-09.00 | Прием детей |
09.00-09.15 | Утренняя зарядка. |
09.15-09.30 | Линейка |
09.30-10.00 | Завтрак. |
10.00-13.00 | Работа по плану отрядов, работа кружков и секций, экскурсии, прогулки. |
13.00-13.30 | Обед. |
13.30-14.00 | Подготовка ко сну. |
14.00-16.00 | Дневной сон |
16.00-16.30 | Полдник |
16.30-17.30 | Подвижные игры, занятия в группах |
17.30-18.00 | Подведение итогов |
18.00 | Уход детей домой, анализ дня |
План мероприятий
Дата | Мероприятия | Ответственный |
29.05.2017 | Открытие Группы дневного пребывания и развития. Беседа о правилах ТБ Конкурс рисунков на тему: «Должны смеяться дети и в мирном мире жить». Оформление отрядных уголков, выбор командиров отрядов. Кружки дополнительного образования: «Я и компьютер», «Пластилиновые фантазии» ОФП «Музыка Настроения» | Руководитель группы развития, воспитатели Педагог допобразования |
30.05.2017 | Посещение музея имени И.Н. Кожедуба д.37 Кружки дополнительного образования: «Я и компьютер», «Пластилиновые фантазии» «Очумелые ручки» Подвижные игры | Педагог-организатор Воспитатели Педагог допобразования |
31.05.2017 | Кружки дополнительного образования: «Развивающий английский», «Бумагопластика» Подвижные игры «Очумелые ручки» | Педагог допобразования, воспитатели |
01.06.2017 | Спортивный праздник, посвященный Дню защиты детей. Проводимый совместно с Центром «Гармония» Кружки дополнительного образования: «Я и компьютер» «Музыка настроения» | Физрук, воспитатели Педагог допобразования |
02.06.2017 | Спортивная программа «Веселые старты» Кружки дополнительного образования: «Развивающий английский», «Бумагопластика» | Физруки, воспитатели Педагог допобразования |
05.06.2017 | Викторина по сказкам А.С. Пушкина, конкурс стихотворений и рисунков Кружки дополнительного образования: «Очумелые ручки» «Бумагопластика», Подвижные игры «Пластилиновые фантазии» | В.А. Хлюстова Педагог допобразования |
06.06.2017 | Турнир по шашкам. Конкурс рисунков на асфальте на тему: «Лагерь – это дружба». Квест игра «Лабиринт» Кружки дополнительного образования: «Я и компьютер» Подвижные игры «Пластилиновые фантазии» | Физрук Воспитатели В.А. Хлюстова Педагог допобразования |
07.06.2017 | «В лабиринте вежливости»(интеллектуально-развивающая игра). Чтение и обсуждение рассказов Виктора Драгунского Кружки дополнительного образования: «Музыка настроения» «Я и компьютер» «Развивающий английский», Подвижные игры | В.А. Хлюстова Воспитатели Педагог допобразования |
08.06.2017 | У нас в гостях «Навигатор здоровья». Легоконструирование на тему: «Город будущего». Кружки дополнительного образования: «Я и компьютер» Подвижные игры | Физрук Воспитатели Педагог допобразования |
09.06.2017 | Викторина по сказкам и конкурс рисунков Г.Х.Андерсена. Библиотечный час. «Кто быстрее» Веселые старты Кружки дополнительного образования: «Развивающий английский», «Очумелые ручки» | воспитатели Физрук Педагог допобразования |
13.06.2017 | Посещение музея Краснодарского края д.37 Кружки дополнительного образования: «Развивающий английский», «Музыка настроения» ОФП «Я и компьютер» | Физрук Воспитатели Педагог допобразования |
14.06.2017 | Познавательная игра «Ключи от Форта Баярд» Кружки дополнительного образования: «Развивающий английский», «Музыка настроения» «Я и компьютер» «Бумагопластика» Подвижные игры | В.А. Хлюстова воспитатели Педагог допобразования |
15.06.2017 | Конкурс оригами «Сделай сам». Кружки дополнительного образования «Бумагопластика» Подвижные игры «Очумелые ручки» «Музыка настроения» | Воспитатели, Педагог допобразования |
16.06.2017 | Музыкальный конкурс «Угадай мелодию!» Кружки дополнительного образования «Бумагопластика» Подвижные игры «Развивающий английский» | Музыкальный руководитель,воспитатели Педагог допобразования |
19.06.2017 | Шахматный турнир Кружки дополнительного образования «Бумагопластика» «Очумелые ручки» ОФП | Воспитатели,физрук Педагог допобразования |
20.06.2017 | Спортивная эстафета Интеллектуально-развивающая игра «В мире интересного» Кружки дополнительного образования «Бумагопластика» «Музыка настроения» ОФП Подвижные игры | Физрук,воспитатели Воспитатели Педагог допобразования |
21.06.2017 | Конкурс газет среди отрядов «Как мы провели время в летней смене группы развития» Кружки дополнительного образования «Музыка настроения» Подвижные игры «Очумелые ручки» ОФП | воспитатели Руководитель группы развития Педагог допобразования |
22.06.2017 | Спортивная эстафета Увлекательное путешествие в мир сказок. Кружки дополнительного образования «Очумелые ручки» «Волшебная кисточка» «Бумагопластика» ОФП | Физрук воспитатели Педагог допобразования |
23.06.2017 | Конкурс газет среди отрядов «Как мы провели время в летней смене группы развития» Торжественное закрытие летней школы «Вот оно какое, наше лето!». Вручение грамот и благодарностей. | Руководитель группы развития ,воспитатели, физруки |
VIII. Ожидаемые результаты.
Группа дневного пребывания и развития – форма организации деятельности школы дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира.
Организация деятельности группы дневного пребывания и развития предусматривает следующие результаты:
1. Укрепление здоровья и физической выносливости детей, а также формирование навыков здорового образа жизни в результате вовлечения детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность, длительное пребывание на свежем воздухе.
2. Раскрытие и развитие творческого потенциала детей в результате занятости их в кружковой деятельности, участия в конкурсах рисунков и чтецов.
3. Личностное развитие каждого ребёнка, воспитание культуры общения, расширение кругозора в результате формы организации деятельности детей в лагере и методов воспитания.
4. Создание благоприятного микроклимата в группе дневного пребывания и развития в результате овладения умениями и навыками сотрудничества и взаимодействия.
IX. Учебно-методическое обеспечение программы.
1. Воронкова Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде: Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 304с.
2. Григоренко Ю.Н. Кипарис-3: Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – М.: Педобщество России, 2008. – 160с.
3. Оздоровление и занятость детей в период каникул. Нормативные документы образовательного учреждения, 2007. - № 12. - с. 16-69.
4. Панченко С. Как подготовить ребят к активной жизни в летнем лагере. Народное образование, 2009. - № 3. - с. 217-223.
5. Панченко С. Планирование лагерной смены. Народное образование, 2008. - № 3. - с. 212-220.
6. Петрусинский В.В. Игры для активного общения. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 157с.
7. Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов. Практическое пособие. Авт.-сост. В.Д.Галицкий, И.А.Кувшинкова. – М.: АРКТИ, 2008. – 112с.
8. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176с.
9. Сысоева М.Е. Дневник воспитателя детского лагеря. – М.: Центр гуманитарной литературы, 2002. – 80с.
10. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 2004. – 240с.
11. Юзефавичус Т.А. Кипарис-9: Советы бывалого вожатого: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – М.: Педобщество России, 2005. – 160с.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Название программы | Программа Группы дневного пребывания и развития для учащихся 1-4 классов на базе ГБОУ Школа № 2092 |
Наименование организации | Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы ГБОУ Школа №2092 имени И.Н. Кожедуба |
Адрес организации | 127224 г. Москва, ул. Марьинский парк, д.37 |
Телефон организации | (495)658-49-95 |
Ф.И.О. руководителя организации | Директор ГБОУ Школа №2092 Кутузова Лариса Сергеевна |
Авторы программы | Чайка Тамара Сергеевна социальный педагог |
Нормативно-правовое обеспечение | 1. Конституция РФ; 2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»; 3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; 4. Закон РФ от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»; 5. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»; 6. Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.01 г.); 7. Конвенция ООН о правах ребёнка; |
Концепция программы | В основе концепции Группы дневного пребывания и развития для учащихся 1-4 классов в период летних каникул эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребёнка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования личности, развития творческого потенциала и формирования здорового организма. Концепция основана на следующих идеях: ü Идея развития личности в процессе деятельности ü (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский); ü Идея первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин); ü Идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала учащихся (А.Щетинская); ü Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский); ü Идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н. Талызина, В. Ясвин) |
Цель программы | Организация благоприятных условий для полноценного летнего отдыха, досуга детей, развития их личностного потенциала, оздоровления, укрепления нравственного и физического здоровья, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности в летний период. |
Задачи программы | Развивающие: развивать и укреплять: ü связь школы и семьи; ü художественно-эстетические навыки в ходе практической деятельности; ü творческое мышление через реализацию конкурсно-игровых программ; коммуникативность детского коллектива. Воспитательные: создать благоприятные условия для: ü разностороннего развития личности каждого ребёнка и летнего отдыха детей; ü формирования навыков здорового образа жизни, укреплению здоровья; ü воспитания культуры общения; ü самореализации детей посредством приобщения к краеведческой культуре. Оздоровительные: ü создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости; ü вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность; ü обеспечить длительное пребывание на воздухе. |
Механизм реализации программы | I этап: Подготовительный (апрель-май): ü участие в городских совещаниях, посвящённых подготовке к проведению летней оздоровительной кампании; ü знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году; ü проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону; ü издание приказа по школе о проведении летней кампании; ü разработка программы деятельности группы дневного пребывания и развития для учащихся 1-4 классов на период с 29 мая по 23 июня 2017г; ü отбор кадров для работы в группе развития; ü составление необходимой документации для деятельности группы развития; ü организация помещений группы развития согласно нормам и требованиям СанПин; ü обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми; ü формирование списка детей, посещающих летнюю школу, на основании заявлений родителей. ü Заключение договора между оборазовательным учреждением и родителями (законными представителями). ü II этап: Организационный (первый день работы группы развития): ü встреча детей; ü начало реализации программы Группы дневного пребывания и развития; ü линейка, открытие группы развития ; ü знакомство с правилами внутреннего распорядка летней школы. III этап: Основной (19 дней): ü реализация основной концепции группы развития; ü вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел; ü работа кружков, спортивных секций; ü выездные мероприятия с посещением театров, музеев; ü проведение мероприятий с ЦСПСиД «Гармония» IV этап: Заключительный (последний день работы летней школы): ü линейка, закрытие группы развития; ü вручение грамот и благодарностей. |
Методическое обеспечение программы | В основе реализации программы лежит деятельностный подход. Основным методом организации деятельности являются: ü наличие необходимой документации программы группы развития, плана работы отрядов, плана-сетки; ü должностные инструкции всех участников процесса; ü отслеживание результатов и подведения итогов ü подбор методических разработок в соответствии с планом работы. |
Основные направления | I. Творческое:рисование в группе развития даёт большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы. В своих рисунках они воплощают собственное ведение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсах рисунков дети учатся передавать свои эмоции через рисунок II. Спортивно-оздоровительное:спортивные соревнования, весёлые эстафеты, дни здоровья с посещением бассейна, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма, подвижные игры на свежем воздухе, беседы с врачом развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. III. Досуговое:массовые - праздники, конкурсы, экскурсии, спортивные соревнования; групповые - спортивно-оздоровительные процедуры, отрядные дела, беседы; индивидуальные: беседы, выполнение творческих работ. |
Ожидаемые результаты | Организация деятельности группы развития предусматривает следующие результаты: ü укрепление здоровья и физической выносливости детей, а также формирование навыков здорового образа жизни в результате вовлечения детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность, длительное пребывание на свежем воздухе; ü раскрытие и развитие творческого потенциала детей в результате занятости их в кружковой деятельности, участия в конкурсах рисунков и чтецов; ü личностное развитие каждого ребёнка, воспитание культуры общения, расширение кругозора в результате формы организации деятельности детей в летней школе и методов воспитания; ü создание благоприятного микроклимата в летней школе результате овладения умениями и навыками сотрудничества и взаимодействия. |
Сроки реализации программы | Краткосрочная программа. I смена с 29.05. по 23.06.2017 года (19 дней) |
Категория участников программы | Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Возраст участников программы: 7-14 лет. |
Кадровое обеспечение программы | 1. Руководитель летней школы; 2. Воспитатели – 8 человек; 3. Инструктор по физической культуре -3 человека; 4. Педагоги дополнительного образования – 8 человек; 5. Медицинский работник. |
Материально-технические условия реализации программы | 1. Игровые комнаты с необходимым набором оборудования; 2. Комнаты отдыха; 3. Открытая спортивная площадка; 4. Спортивный зал; 5. Актовый зал с мультимедийным оборудованием; 6. Библиотека; 7. Школьный музей боевой славы; 8. Столовая; 9. Медицинский кабинет. |
I. Введение.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребёнка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребёнка открывает наш детский оздоровительный лагерь.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагере?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
В нашей летней школе главное – не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остаётся не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха детей. Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности даёт возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Наша школа имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.