Методологические принципы научного исследования.
Основополагающим принципом любого научного исследования является методологический принцип объективности. Он выражается во всестороннем учете порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов.
Другим методологическим принципом является близкий к рассмотренному выше принцип сущностного анализа. Соблюдение этого принципа связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него – к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов.
Для психолого-педагогических и психологических исследований важно соблюдение генетического принципа, сущностью которого является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным), например выяснение генетических и социальных предпосылок возникновения индивидуальных психологических особенностей человека в онтогенезе.
С генетическим подходом связан также принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития. Исторический анализ возможен только с позиций определенной научной концепции, на основе представлений о структуре и функциях тех или иных элементов и отношений, а теоретический анализ несостоятелен без изучения генезиса (происхождения, становления) объекта.
Одним из общих научных принципов является и принцип концептуального единства исследования, ибо если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из существующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок, он неизбежно соскальзывает на позиции эклектики. Принцип концептуальности внутренне противоречив, он представляет единство определенного, принятого как верное, и неопределенного, изменчивого. Это и отличает его от предвзятости. Принятые исходные положения проверяются, развиваются, корректируются в ходе поиска, а в случае необходимости и отбрасываются (происходит смена или модернизация концепции).
Многообразие сторон, элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования иразвития социально-педагогического процесса определяет необходимость его системного изучения.
Системный подходоснован на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характером взаимодействия между элементами. На первый план поэтому выдвигается задача познания характера имеханизма этих связей и отношений, в частности отношений человека и общества, людей внутри определенного сообщества.
Деятельностный подходв психологических и психолого-педагогических исследованиях также является конкретно-научным методологическим принципом. Сущность деятельностного подхода заключается в том, что исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определенных жизненно важных задач.
7. Основные требования к организации научного исследования.
Поэтапная логика научного исследования 1-й этап - выбор темы, обоснование актуальности проблемы; 3-й этап - определение объекта и предмета исследования; 2-й этап - постановка цели, гипотез и конкретных задач исследования; 4-й этап - выбор методов (методики) проведения исследования; 5-й этап - описание процесса и содержания исследования; 6-й этап - обсуждение результатов исследования; 7-й этап - формулировка выводов с оценкой полученных результатов.
Этапы организации процесса научного исследования
1. Обоснованное определение научной проблемы, объекта и предмета исследования.
2. Научно значимая формулировка темы исследования.
3. Разработка общей структуры и плана (общего и отдельных частей) исследования. («постановочный этап», совместно с руководителем)
4. Предварительная группировка фактического материала.
5. Составление общего проспекта исследования с учетом его структуры и плана (процедурно-методологической схемы). («постановочный этап», самостоятельно)
6. Разработка библиографии и историографии проблемы исследования.
7. Источниковедческий анализ (классификация и анализ источников).
8. Определение категориально-понятийного аппарата. («этап сбора первичной научной информации», самостоятельно)
9. Поэтапный анализ процесса или явления и обобщение научных фактов. («основной этап», самостоятельно),
10. Формулировка частных и общих выводов в соответствии с логикой и структурой исследования.
11. Подготовка общего заключения по результатам, предварительная композиция текста научного исследования. («заключительный этап», самостоятельно)
12. Согласование, обсуждение, окончательная композиция текста научного исследования. («заключительный этап», совместно с руководителем)
КРИТЕРИИ ВЫБОРА ТЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ соответствие специальности; актуальность, новизна и перспективность; конкретность («узость в хорошем смысле»); наличие теоретической и практической базы; возможность выполнения в данном учреждении …