Формы учета деятельности специалистов ПМПк
1.Журнал записи детей на ПМПк.
2.Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.
N п/п | Дата, время | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения (число, мес., год) | Пол | Инициатор обращения | Повод обращения | График консультирования специалистами |
3.Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника
N п/п | Дата, время | Ф.И.О. ребенка | Возраст | Пол | Проблема | Заключение специалиста или коллегиальное заключение ПМПк | Рекомендации | Специалист или состав ПМПк |
Основные блоки
1. "Вкладыши": |
- педагогическая характеристика; |
- выписка из истории развития; |
при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка. |
2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам): |
- заключения специалистов ПМПк; |
- коллегиальное заключение ПМПк; |
- дневник динамического наблюдения с фиксацией: |
· времени и условий возникновения проблемы; |
· мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности; |
· сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк |
5. График плановых заседаний ПМПк.
Приложение 2. Содержание коррекционной работы
№ | Виды деятельности |
Диагностическая работа | |
1. | Предварительный анализ заключений специалистов различного профиля в отношении будущих первоклассников. |
2. | Направление обучающихся в центр диагностики и консультирования. |
3. | Изучение условий семейного воспитания ребенка. |
4. | Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей, социального педагога. |
5. | Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся. |
6. | Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. |
7. | Системный контроль специалистов школы за уровнем и динамикой развития ребенка в урочной и внеурочной деятельности на основе дневников наблюдения. |
Коррекционно-развивающая работа | |
1. | Составление индивидуальных программ развития обучающихся, в том числе направленных на формирование универсальных учебных действий. |
2. | Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий. |
3. | Реализация модели «Школа полного дня», обеспечивающей детям с ограниченными возможностями здоровья успешную интеграцию в образовательное пространство школы. |
4. | Создание классного уголка психологической разгрузки. |
5. | Взаимодействие с социальными партнерами (спортивно-оздоровительные центры, библиотеки, учреждения дополнительного образования детей, театры, музеи, выставочный зал и др.) с целью обеспечения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающем их социуме. |
6. | Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. |
7. | Проведение совместных коррекционно-развивающих мероприятий со школами микрорайона. |
Консультативная работа | |
1. | Организация родительского всеобуча. |
2. | Проведение тематических консультаций специалистов городской психолого-медико-педагогической комиссии, учреждений здравоохранения, других социальных партнеров школы для педагогических работников и родительской общественности. |
3. | Индивидуальные консультации специалистов разного уровня семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. |
4. | Участие в консультативных мероприятиях муниципального и регионального уровня, проводимых социальными партнерами школы. |
5. | Организация научно-методического сопровождения реализации программы коррекционной работы школы. |
Информационно-просветительская работа | |
1. | Оформление информационного стенда в школе, посвященного сохранению и укреплению психического здоровья школьников |
2. | Разработка памяток-рекомендаций для родителей. |
3. | Создание страницы в сети Интернет, посвященной вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья |
4. | Организация лектория для педагогов и родителей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
5. | Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий на школьном и муниципальном уровнях |
6. | Проведение совместно с социальными партнерами акций в поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья |
7. | Освещение вопросов поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на родительские собраниях, конференциях |
8. | Создание банка нормативно-правовых документов и методических материалов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Экспертная работа | |
1. | Анализ и согласование планов работы педагогических работников образовательного учреждения и социальных партнеров в аспекте поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. |
2. | Общественно-профессиональная экспертиза рабочих программ учебных предметов в аспекте поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. |
3. | Обобщение опыта работы педагогов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. |
4. | Отбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. |
Профилактическая работа | |
1. | Проведение психологических тренингов для участников образовательного процесса. |
2. | Содействие в организации социальными партнерами образовательного учреждения профилактических обследований детей с ограниченными возможностями здоровья. |
3. | Проведение мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья обучающихся. |
Приложение 3. Психологическое сопровождение
Направления работы | Задачи | Содержание и формы работы | Ожидаемые результаты |
Диагностическое | 1.Выявление детей с ОВЗ 2.Определение трудностей школьников (УУД). 3.Определение путей и форм оказание помощи детям с ОВЗ испытывающим трудности в формирование УУД. | - изучение индивидуальных медицинских карт; - диагностика, анкетирование, тестирование; - беседа с родителями и классным руководителем | Составление характеристики образовательной ситуации. Оформление психологических карт на детей сОВЗ. Составление рекомендаций для учителей и родителей. |
Коррекционно- развивающее | 1. Развитие универсальных учебных действий (познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных). 2.Разработка индивидуальных коррекционных программ по выявленным трудностям. | Коррекционные занятия с детьми с ОВЗ: - групповые - индивидуальные Развивающие занятия | Повышение уровня социально-психологической адаптации в образовательном учреждении. Оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в формировании УУД. Оказание психологической поддержкиобучающимсяс ОВЗ. |
Профилактическое | 1. Повышение психологической культуры (родителей, педагогов). 2. Снятие психологических Перегрузок. 3.Предупреждение трудностей и нарушений в поведении. | Консультации для родителей. Консультации для педагогов. Психолого-педагогический консилиум. | Составление рекомендацийпо построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся с ОВЗ. Создание положительного эмоционального фона для обучения детей с ОВЗ. |
Приложение 4. Логопедическое сопровождение
Направления | Задачи | Содержание и формы работы | Ожидаемые результаты |
Диагностическое | Выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития. | 1.Диагностика общего и речевого развития обучающихся. 2.Исследование результатов обученности логопатов. 3.Изучение состояния навыков письменной речи детей –логопатов. | Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми логопатами. Составление рекомендаций для родителей и учителей. |
Коррекционно-развивающее | Коррекция общего и речевого развития обучающихся- логопатов, направленная на формирование УУД, необходимых для их самостоятельной учебной деятельности. | Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма и т.д. | Реализация коррекционно-развивающей программы по преодолению речевых нарушений у детей с ОВЗ. |
Профилактическое | Обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающихся. | Направление детей на обследование и лечение к детскому неврологу, психиатру, офтальмологу, сурдологу и другим медицинским специалистам по результатам диагностики | Контроль выполнения назначений медиков, беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития |
Приложение 5. Педагогическое сопровождение
Направления | Задачи | Содержание и формы работы | Ожидаемые результаты |
Диагностическое | 1.Подготовка диагностического инструментария для проведения коррекционной работы. 2.Организация педагогического сопровождения детей, чье развитие осложнено действием неблагоприятных факторов. 3.Установление объема знаний, умений и навыков, выявление трудностей, определение условий, в которых они будут преодолеваться. 4.Проведение комплексной диагностики уровня сформированности УУД | Изучение индивидуальных карт медико – психологической диагностики. Анкетирование Беседы. Тестирование. Наблюдение. | Создание аналитической справки об уровне сформированностиУУД. Создание «Индивидуальной карты» ребенка с ОВЗ. |
Коррекционное | 1.Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности. 2.Овладение навыками адаптации учащихся к социуму. 3.Развитие творческого потенциала учащихся. 4.Создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению у детей с ОВЗ; 5.Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; 6.Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание уменияобщаться, развитие коммуникативных навыков. | Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Все виды коррекционных работ должны быть направлены на развитие универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных. Содержание и формы коррекционной работы учителя: - наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно); - поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; - составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ с использованием методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей, возникающих в процессе обучения ребёнка. - составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; - контроль успеваемости и поведения учащихся в классе; - формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно; - ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.); - организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие. Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий: - формирование УУД на всех этапах учебного процесса; - обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять; - побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей; - установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием; - использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу; - максимальное использование сохранных анализаторов ребенка; - разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу; - использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия. Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ. Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности -проводится педагогами на уроках и во внеурочное время. На уроках математики, русского языка учитель предлагает задания, которые требуют выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки. Важно способствовать осознанию причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Преодолению «неуспешности» отдельных учеников помогают задания для групповой иколлективной работы, когда общий успех работы сглаживает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. Система таких работ позволяет каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей. В конце уроков целесообразно предлагать детям задания для самопроверки.Это позволяет учащимся сделать вывод о достижении цели. Обучение учащихся умению планировать учебные действия: учащиеся составляют план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при работе над учебными проектами. Всё это создаёт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученныхзнаний и освоенных способов действий. Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Формирование и освоение творческих способов и приёмов действий основывается на системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами. | Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей в обучении. Формирование позитивного отношения к учебному процессу и к школе в целом. Усвоение учащимися учебного материала. Овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в рамкахФГОС. |
Профилактическое | Построение педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение программ педагогической коррекции. | Обсуждение возможных вариантов решения проблемы с психологом и медицинским работником школы. Принятие своевременных мер по предупреждению и преодолению запущенности в учебе. -Осуществление дифференцированного подхода в обучении; - использование в ходе урока стимулирующихи организующих видов помощи; - осуществление контроля за текущей успеваемостью и доведение информации до родителей; - привлечение к участию коллективных творческих дел; - вовлечь ребенка в спортивную секцию, библиотеку. | Предупреждение отклонений вразвитии ребенка. |
Приложение 6.
Рекомендации для педагогов для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
1. Поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.
2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.
3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях.
Педагогу не стоит скупиться на похвалы, стоит отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ.
При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке). Детям младшего школьного возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как оценку личности в целом, именно поэтому так важно постоянно подчеркивать, что оценивается только работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень хорошо, что неплохо, а над чем нужно еще поработать.
4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект –либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все). Более целесообразной является позиция "лучше меньше, да лучше», для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса.
5. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения».Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь — от знания причины ошибки к ее устранению.
6. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка Другими словами, учитель постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.
7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т. п. Одним из оптимальных средств для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать — штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать и т. п.
9. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.
Приложение 7.
Программа индивидуальной помощи ученику______________ ,_____класс с трудностями межличностного взаимодействия
1. Общая характеристика трудности
Неумение включаться в совместную деятельность, строить совместную деятельность
Причины трудности: ограниченность общения в семье и со сверстниками в дошкольный период развития.
2. План мероприятий.
Создание на уроках атмосферы взаимного уважения: класс – сообщество, где каждый несет ответственность. Поддержка положительного климата в классе, основанного на доверии, уважении и поддержке. Приоритет положительных эмоций, связанных с достижением успеха, что способствует повышению эффективности любой деятельности.
Работа в паре с _________________, позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Повтори задание по частям своему соседу», «Поправь друга», «Внимательно слушай другого», «Будьте уважительны со всеми», «Попробуйте решить пример ещё раз» и др. Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будемвыполнять работу».
Организация совместной деятельности в ходе ____________________ (работа над групповым проектом, подготовка стенгазеты, пособий) для создания опыта сотрудничества, уважительного отношения друг к другу, к мнению участников учебного диалога.
Накопление опыта успешной совместной деятельности: обсуждение проблем, в ходе которого каждый может высказать свое мнение; совместное исправление ошибок, придумывание заданий и текстов; составление совместного плана решения учебной задачи.
Система тренинговых игровых занятий, формирующих умение сотрудничать. Организация игр, позволяющих учиться учебному диалогу.
Приложение 8.
Программа индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей ученика______________ , _____класс
1. Общая характеристика трудности
Частичное (неполное) выполнение задания, частичное использование правила, алгоритма.
Причины трудности: несформированность действий контроля и самоконтроля
2. План мероприятий.
2.1. Специально организованная игровая деятельность во внеучебное время (на перемене, в группе продленного дня, во время внеурочных занятий). Игры с правилами. Обсуждение правил игры, условий выигрыша. Анализ и самоанализ хода и результатов участия в игре. Предупреждение и устранение в конкретной игровой ситуации проблем, связанных с
несоблюдением правил игры. Обсуждение результатов игры ученика (выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).
2.2. Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.
2.3. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Совместное (учитель-ученик) обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.
2.4. Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе детей со сходными (аналогичными) трудностями. При распределении поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата, формулирование выводов по результатам работы.
2.5. Коррекционно-развивающие занятия по ____________(указать предмет) _____ в неделю (в случае, если одной из причин является проблемы в усвоении предметных алгоритмов (например, алгоритмов арифметических действий, алгоритма синтаксического разбора предложения). Занятия со специалистами ________________________(логопед, психолог и др.).
2.6. Индивидуальная работа в ГПД: игры с правилами, выполнение роли ведущего в игре.
2.7. Индивидуальные консультации для родителей: режим дня, планирование выполнения домашних дел и поручений.