Нормативно-правовые и методические основания программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196).
3. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» (инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 г. № 48), с дополнением (инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 3).
4. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 20013 г. № 1082).
5. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения (письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № 27/901-6).
6. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16).
Теоретико-методологической основой Программы коррекционной работы является взаимосвязь трех подходов:
- нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
- комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
- междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
•Достоверности: профессиональный анализ специалистами образовательного учреждения медицинских показателей учащихся (школьный врач); психологической (школьный психолог, дефектолог) и педагогической (учитель, завуч) диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания.
• Гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми.
• Педагогической целесообразности: создание программы «Индивидуальная траектория развития учеников»; интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог и др.).
Программа коррекционной деятельности образовательного учреждения позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий. Программа позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.
Содержательные и организационные подходы в реализации Коррекционной программы:
Реализация основных принципов образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
· индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося — ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
· социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
· психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
· психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
· индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
· портфолио учащегося — ребенка с ОВЗ;
· компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
· повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
· рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
· тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
· адаптивная образовательная среда — доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
· адаптивная образовательная среда — оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
· адаптивная образовательная среда — коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
· сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
· ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
В целом сопровождение ребенка или группы детей с ограниченными возможностями адаптации в образовательном процессе может быть определена как «…система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия» (по М.Р. Битяновой).
Понятие «сопровождение» теснейшим образом сочетается как с понятием сохранениепозитивного здоровья, так и с вытекающим отсюда пониманием сопровождения как текущей (динамической) оценки адаптированности ребенка в образовательной среде, с одной стороны, и поддержанием оптимальной его адаптации в этой среде.
Как уже отмечалось, понимание задач сопровождения должно исходитьиз общей гуманистической цели образования, которое формулируется как:«максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности ребенка, содействие полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создание условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможной и эффективнойамплификации (обогащения) им образовательных воздействий».
Основные направления психолого–педагогического сопровождения:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей сограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
—коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действийу обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
В соответствии с этими направлениями процесса сопровождения определяются конкретные формы и содержание работы специалистов сопровождения: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута). Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.