Периодизация психического развития Л.С. Выготского.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Факультет управления и психологии
Кафедра социальной и клинической психологии
Направление: 030300 – Психология
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Возрастная психология»
Периодизация развития
Выполнил:
cтудент 1 курса группы ЗУП-18-15
заочной формы обучения
Головин Д.П.
Проверила:
канд. психол. наук, доцент
Григорьева Н.В.
Чебоксары 2016
Содержание:
1. Введение;
2. Периодизация психического развития.
1. Периодизация психического развития Л.С. Выготского;
2. Периодизация Д.Б. Эльконина;
3. Социально-психологическая концепция развития личности А.В. Петровского;
4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития.
3. Заключение;
4. Список литературы.
Введение.
Периодизация психического развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор, не имеющих однозначного решения проблем в психологии развития и психологической науке в целом.
Потребность в нахождении закономерностей развития человека существовала с древних времен. Для примера приведу периодизации жизненного цикла человека, известные с древности до наших дней.
Так, древнекитайская классификация выглядит следующим образом:
· Молодость - до 20 лет
· Возраст вступления в брак - до 30
· Возраст выполнения общественных обязанностей - до 40
· Познание собственных заблуждений - до 50
· Последний период творческой жизни - до 60
· Желанный возраст - до 70
· Старость - от 70
Классификацию возрастов жизни, по Пифагору, УI в. до н.э. можно представить в таком виде:
· Период становления – 0-20 лет (весна)
· Молодой человек – 20-40 лет (лето)
· Человек в расцвете сил – 40-60 лет (осень)
· Старый и угасающий человек - 60-80 лет (зима)
Приведенные примеры классификаций жизненного цикла человека указывают на существенные разногласия в возрастном делении. Причиной этих разногласий являются различные основания и критерии, которые были положены в основу классификации жизненного цикла человека.
Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет лучше понять закономерности его развития и специфику возрастных этапов. Упорядочение имеющихся фактов и закономерностей психических явлений и процессов предполагает открытие всеобщих законов психики, ее становления фило- и онтогенезе.
Решить проблему периодизации, т.е. сформулировать принцип, по которому можно было бы выделить периоды в развитии человека пытались многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее уважаемыми психологами, занимающимися этой проблемой в нашей стране считаются Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский. Именно о периодизациях развития этих выдающихся психологов я хочу рассказать в своем реферате.
Стабильные периоды
Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.
Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
Динамика развития
ü К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития .
ü Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований .
ü Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.
ü Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Факультет управления и психологии
Кафедра социальной и клинической психологии
Направление: 030300 – Психология
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Возрастная психология»
Периодизация развития
Выполнил:
cтудент 1 курса группы ЗУП-18-15
заочной формы обучения
Головин Д.П.
Проверила:
канд. психол. наук, доцент
Григорьева Н.В.
Чебоксары 2016
Содержание:
1. Введение;
2. Периодизация психического развития.
1. Периодизация психического развития Л.С. Выготского;
2. Периодизация Д.Б. Эльконина;
3. Социально-психологическая концепция развития личности А.В. Петровского;
4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития.
3. Заключение;
4. Список литературы.
Введение.
Периодизация психического развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор, не имеющих однозначного решения проблем в психологии развития и психологической науке в целом.
Потребность в нахождении закономерностей развития человека существовала с древних времен. Для примера приведу периодизации жизненного цикла человека, известные с древности до наших дней.
Так, древнекитайская классификация выглядит следующим образом:
· Молодость - до 20 лет
· Возраст вступления в брак - до 30
· Возраст выполнения общественных обязанностей - до 40
· Познание собственных заблуждений - до 50
· Последний период творческой жизни - до 60
· Желанный возраст - до 70
· Старость - от 70
Классификацию возрастов жизни, по Пифагору, УI в. до н.э. можно представить в таком виде:
· Период становления – 0-20 лет (весна)
· Молодой человек – 20-40 лет (лето)
· Человек в расцвете сил – 40-60 лет (осень)
· Старый и угасающий человек - 60-80 лет (зима)
Приведенные примеры классификаций жизненного цикла человека указывают на существенные разногласия в возрастном делении. Причиной этих разногласий являются различные основания и критерии, которые были положены в основу классификации жизненного цикла человека.
Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет лучше понять закономерности его развития и специфику возрастных этапов. Упорядочение имеющихся фактов и закономерностей психических явлений и процессов предполагает открытие всеобщих законов психики, ее становления фило- и онтогенезе.
Решить проблему периодизации, т.е. сформулировать принцип, по которому можно было бы выделить периоды в развитии человека пытались многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее уважаемыми психологами, занимающимися этой проблемой в нашей стране считаются Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский. Именно о периодизациях развития этих выдающихся психологов я хочу рассказать в своем реферате.
Периодизация психического развития Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский называл проблему возрастной периодизации развития «центральной для всей детской психологии» и «ключом ко всем вопросам практики».
Проанализировав существовавшие на тот момент схемы периодизации, он разделил их на 3 группы:
v «К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.» [1; 244]
Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия.
К этой группе принадлежит, например, попытка периодизации детства в соответствии со ступенями воспитания и образования ребенка.
Периодизация Рене Заззо:
- 0-3 года - раннее детство;
- 3-5 лет - дошкольный возраст;
- 6-12 лет - начальное школьное образование;
- 12-16 лет - обучение в средней школе;
- 17 и старше - высшее или университетское образование.
v «Ко второй группе следует отнести те наиболее многочисленные попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды.» [1; 244]
Для второй группы характерно построение на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.
Примером могут служить следующие периодизации:
· П.П.Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов.
- от 8 мес. до 2,5 года - беззубое детство;
- 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов;
- 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости).
· В.Штерн
- Раннее детство (до 6 лет) – ребенок проявляет лишь игровую деятельность;
- Период сознательного учения с разделением игры и труда(с 6 до 14 лет);
- Период юношеского созревания (14-18 лет) с развитием самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни.
· З. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, -
поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
- Оральная стадия (0 - 1год);(эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я".
- Анальная стадия (1 - 3 года); (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть.
- Фаллическая стадия (3 - 5 лет); (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я".
- Латентная стадия (5 - 12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
- Генитальная стадия (12 - 18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
v «Третья группа попыток периодизации детского развития связана со стремлением перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития». [1; 246]
Примером является периодизация Гезелла, который пытался построить периодизацию, исходя из внутреннего ритма и темпа развития. Детство делится на отдельные ритмические периоды, или волны, развития, объединенные внутри себя постоянством темпа на всем протяжении данного периода и отграниченные от других периодов явной сменой этого темпа. [1; 247]
- от рождения ло 1 года – максимальные темпы развития;
- от 1года до 3-х лет – средние темпы развития;
- от 3 до 18 лет – низкий темп развития.
Периодизация, выстроенная самим Л.С. Выготским, включает следующие периоды:
— кризис новорожденности;
— младенчество (2 месяца — 1 год);
— кризис одного года;
— раннее детство (1—3 года);
— кризис трех лет;
— дошкольный возраст (3—7 лет);
— кризис семи лет;
— школьный возраст (8—12 лет);
— кризис 13 лет;
— пубертатный возраст (14—1 7 лет);
— кризис 17 лет. (Выгодский; 256)
Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития — это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не в абсолютных показателях, а в ее отношении к ребенку, в связи с переживаниями самого ребенка. Понятие «социальная ситуация развития» фиксирует неповторимое своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего мира ребенка, т.е. окружающей действительности и мотивационно-потребностной сферы.
Кроме того, психологический возраст характеризуется новообразованиями. Возрастные новообразования — это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития. Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребенка, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Выготский различал центральные и побочные новообразования, изменения в структуре сознания и личности. Таким образом, структура психологического возраста включает: 1) социальную ситуацию развития, определяющую 2) «образ жизни ребенка, или его социальное бытие», в процессе которого развиваются 3) новообразования в сфере сознания и личности. [7; 145]
Новая структура сознания неизбежно означает, по мнению Выготского, и новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней. Возникшие в данный период новообразования изменяют социальную ситуацию развития; ребенок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам, с помощью взрослых, меняет свои отношения с ними. Иными словами, накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построении новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде. Так происходит смена психологических возрастов. Говоря словами Выготского, в этом состоит динамика развития возраста.
Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические.
Критические периоды.
Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:
ü Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
ü Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
ü Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями .
Стабильные периоды
Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.
Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
Динамика развития
ü К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития .
ü Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований .
ü Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.
ü Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.