Классификация учебных действий включает виды и свойства.
Виды учебных действий.
По содержанию: специальные уд – обеспечивают усвоение знаний в их конкретном (предметном) содержании. Их состав, последовательность выполнения определяется логикой конкретной задачи, знанием способов ее решения.
Общелогические уд – обеспечивают формирование общего подхода к анализу учебного материала, способы ориентации в нем независимо от конкретного содержания (преобразование, сравнение, классификация).
По месту: предмет усвоения (научиться запоминать); средство усвоения (выучить наизусть).
По функциям: ориентировочные, исполнительные, контрольные, корректировочные.
По характеру познавательной деятельности: перцептивные, мнемические, умственные (аналитические, сравнительные, обобщающие).
По уровню овладения: внешние, внутренние.
По функциональным особенностям: планирующие, исполнительные, контролирующие, оценочные.
По отношению к проблеме: ставящие проблему, открывающие выход из нее.
По процессу актуализации знаний: репродуктивные, продуктивные, контролирующие, оценочные.
Соотношение всех видов действий в учебниках примерно равно, а в учебном процессе они представлены неодинаково
Свойства учебных действий.
Первичные. Вторичные.
-форма (материальные, внешнеречевые, умственные); - прочность;
-мера обобщенности (S границы действия); - разумность;
-мера самостоятельности - осознанность;
(разделение между педагогом и обучаемыми);
-мера свернутости (количество операций);
- мера освоенности (легкость, скорость выполнения, автоматизированность).
Контрольно – оценочный компонент УД
Действия контроля – сопоставление воспроизводимого действия с образцом.
Виды контроля:
Предварительный – предваряет новый материал. В незнакомой аудитории.
Текущий – пошаговый, пооперационный.
Итоговый – направлен на проверку уровня освоенности материала.
Требования к контролю: объективность (нормы, ТСО), надежность (подтверждает оценку), валидность (адекватность).
Оценка– отражает степень усвоения материала и изменений в субъекте.
Отметка – цифра, числовой показатель успешности деятельности ребенка.
Она таит в себе противоречия, т.к.:
- не учитывает усилий и способностей обучаемого;
- не учитывает динамики освоения предмета обучаемым;
- скрывает смысл оценки.
Таким образом, отметка характеризует личность, а не деятельность. Поэтому важно оценивать знания обучаемого и формировать у него это умение.
Этапы формирования действий оценки у обучаемых:
1. Выделить критерии оценки.
2. По критериям оценивает педагог.
3. Вся группа оценивает по критериям одного студента.
4. Взаимооценка.
5. Оценка самого себя.
6. Введение отметки (Ш.А.Амонашвили)
Виды оценки: ретроспективная, прогностическая; внешняя, внутренняя; положительная, отрицательная, неопределенная; индивидуальная (с самим собой), групповая (с группой).
Тема №5: Теория поэтапного формирования
Умственных действий и понятий П.Я.Гальперина
Содержание теории П.Я.Гальперина
2. Возможности и ограничения использования теории «планомерного формирования умственных действий и понятий в высшей школе
1.Любое действие начинается с ориентировки, зная которую, можно действие проконтролировать и скорректировать. А в УД ориентировку пропускают, поэтому школьники делают ошибки.
Свойства ориентировки: степень самостоятельности (самостоятельная / готовая); полнота (полная / неполная); область действия (общая / частная). Сочетаясь между собой, свойства дают 8 типов ООД.
ООД– наиболее важный компонент учебного действия, его управляющая часть.
Ее функции:
- обеспечивает правильность выполнения;
- позволяет из нескольких действий выбрать одно, наиболее рациональное;
- позволяет объяснить сделанный выбор. (Отвечает на вопрос почему?)
В соответствии с типами ООД П.Я.Гальперин выделил 3 типа обучения.
1 тип – ООД самостоятельная, неполная, частная. (ТО)
Достоинство – самостоятельность.
Недостатки: медленный темп усвоения действий, усвоение действия с ошибками, которые потом надо исправлять; исчезает мотивация учения, не формируется самоконтроль, педагог делит обучаемых на способных и неспособных.
2 тип – ООД готовая, полная, частная. (Алгоритмизированное обучение)
П.Я.Гальперин выделил 6 этапов усвоения ООД при 2 типе обучения.
1. Мотивационный
2. Уяснение ООД.
3. Действия в материальной форме.
4. Действия с использованием внешней (громкой) речи.
5. Этап проговаривания шепотом, «про себя».
6. Этап умственных действий.
Переход с одного этапа на следующий этап возможен только при полном усвоении предыдущего. Контроль на 3,4 этапах текущий; на 5,6 этапах итоговый.
Достоинства: быстрое и изначально правильное усвоение действия, высокая мотивация обучения, формируется навык самоконтроля, обучаемых не делят на способных и не способных.
Недостатки: маленькая сфера переноса способа действия, дает педагог, значит не вырабатывается способность к самостоятельному созданию алгоритма действия, требуется высокий уровень педагогической рефлексии.
3 тип - ООД самостоятельная, полная, общая. (РО)
Достоинства: усваиваются наиболее общие способы выполнения действия; широкий спектр переноса способа выполнения; развиваются познавательные процессы (произвольное внимание, память), а также теоретическое мышление.
Недостатки: высокий уровень педагогической рефлексии, проблема профессиональной подготовки.
2. Возможности и ограничения использования теории «планомерного формирования умственных действий и понятий в высшей школе
Основные закономерности обучения, описанные в теории планомерного формирования умственных действий, понятий и навыков сохраняют свое значение на всех уровнях обучения, включая и обучение в высшей школе.
Особенности использования метода планомерного формирования при работе со студентами или лицами с высшим образованием заключаются в следующем.
1. Некоторые из этапов формирования умственных понятий (в частности, материальный, а иногда и громкоречевой, могут быть пропущены или работа на них может быт существенно редуцирована.
Но если речь идет о формировании принципиально новых действий или навыков, пропуск этапов может негативно сказаться на таких параметрах действия, как его обобщенность, освоенность и особенно прочность.
2. На первом этапе, при формировании мотивации первостепенное значение приобретает актуализация профессиональных интересов студентов, включение формулируемой задачи, в контекст будущей профессиональной деятельности