Классификация учащихся и возможных стратегий обучения
ТИП УЧАЩЕГОСЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | ПРЕДПОЧТЕНИЯ | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ |
Активисты | Порывисты; импульсивны; восприимчивы; гибки | Многообразие; возбуждение; участие; активность | Групповые процессы научения, основанные на активности |
Рефлексивные мыслители | Осторожны; внимательны; вдумчивы; рассудительны | Факты; время на размышление и рефлексию; возможность подумать | Уединенные занятия, домашние задания на чтение; саморегулируемое научение |
Теоретики | Логичны и рациональны; дисциплинированы; пытливы; объективны | Рациональность; связность; подробное объяснение; модели и теории | Компьютеризированное обучение; концептуальные модели; научные подходы |
Прагматики | Практичны и приземлены | Готовность пробовать; новые идеи и методы; практические решения и применения | Направляемый опыт практический опыт; персональное наставничество |
Исследования показывают, что большинство учеников успевают лучше, когда им разрешают использовать достоинства своих стилей научения.
Они учатся лучше, когда их стиль научения наиболее близок стилю их учителей. Интересно, что наиболее распространенным стилем учителей является рефлексивный (осторожны, вдумчивы, рассудительны). Поэтому неудивительно, что самые успешные ученики — это часто те, кто наиболее рефлексивен. Но основной урок, который можно вынести из этого, в том, что хорошее преподавание предполагает применение разнообразных педагогических подходов.
К сожалению, современные перечни стилей научения и инструменты, используемые для их оценки, неупорядочены, пространны и включают в себя большой спектрпривычек, личностных характеристик и способностей.
Исследования пока не определили, является какая-либо из классификаций более полезной, чем остальные.
Они не показали со всей ясностью, какие конкретные подходык обучению с какими стилями лучше всего сочетаются и при каких условиях это может иметь место.
Научение на основе сотрудничества (научение в сотрудничестве) - педагогический подход, в котором ученики работают вместе в небольших группах, где каждый член группы может участвовать в выполнении четко обозначенной коллективной задачи.
Почему важно научиться сотрудничать?
1. Если мы не научимся сотрудничать, мы и наша планета обречены.
2. Это краеугольный камень современной демократии. Нациями нельзя руководить, если лидеры не будут кооперироваться;
3. Сотрудничество крайне важно для политического и экономического выживания.
4. На непосредственном уровне обучение сотрудничеству в школах может сделать многое для снижения зависимости учеников от учителей, а также для уменьшения разногласий и предубеждений среди учеников.
5. Поможет снизить академическую неуспеваемость и чувство отчуждения, изоляции, бессмысленности и социального беспокойства.
Общие характеристики подлинно кооперативных приемов научения:
1) взаимодействие лицом к лицу (ученики находятся в группах из четырех-шести человек);
2) позитивная взаимозависимость (ученики работают вместе, чтобы выполнить общую задачу);
3)индивидуальная подотчетность (ученики должны прзже продемонстрировать, что каждый усвоил материал и понимает его)
4) навыки межличностного общения и работы в малых группах (учеников учат, как нужно работать вместе и оценивать функционирование своей группы). Эти характери
Факторы, обеспечивающие эффективность сотруднического научения: 1) стимул сотрудничать; 2) индивидуальная подотчетность.
Формы группового научения.
Разграничение достижений команд учеников (STAD)
Индивидуальные группы представляют собой гетерогенные команды из четырех-шести учеников, которые соревнуются друг с другом. В идеальном случае каждая команда включает в себя детей с высокими и низкими способностями, представителей разных этнических групп и обоих полов. Педагогический прием, как правило, предполагает пять шагов:
1. Изложение. Новый материал обычно излагают классу, используя традиционные методы, такие как лекции, обсуждения и видеоматериал.
2. Групповая работа. Группам дают материал для изучения и листы с заданиями для заполнения. Они могут работать над ними индивидуально, парами или более крупными группами. Учеников побуждают помогать друг другу и удостоверяться, что каждый понял и знает материал; акцент делается на результат работы команды.
3. Контрольная работа. В конце периода изучения, который, как правило, длится одну неделю, ученики пишут контрольные работы, основанные на недельном материале, — индивидуально и не помогая друг другу.
4. Оценки индивидуального прогресса. Затем подсчитываются командные баллы. И хотя признание получают команды с наивысшим общим баллом, побеждают те команды, чьи члены добились наибольшего прогресса. Тем самым слабые ученики могут внести в общий балл команды такой же вклад, что и более способные ученики.
5. Признание команды. Команды награждаются. Результаты команды можно использовать как фактор для определения индивидуальных учебных отметок.
Итоги обсуждения гуманистического образования
Гуманистическое образование отражает интерес к индивидуальности и я-концепциям учеников и к наиболее здоровому и счастливому развитию человеческого потенциала, и здесь его упрекнуть не в чем; гуманистическими должны быть все учителя, а это значит, следует создавать классы, в большей степени:
• центрированные на ученике;
• основанные на опыте;
• рефлексивные;
• искренние;
• социальные;
• кооперативные;
• демократичные;
• когнитивные;
• онтогенетичные (учитывают развитие);
• стимулирующие.
Эти исследования также советуют, чтобы в школах было меньше
• директивного обучения целых классов;
• пассивности со стороны учеников (слушания, получения информации);
• вознаграждения тишины в классе;
• бессмысленных письменных заданий;
• чтения учебников;
• механического запоминания;
• акцента на соревнование и выставление оценок;
• опоры на стандаритизированные тесты.
Однако, гуманистически ориентированное образование слишком часто апеллирует к неопределенным качествам спекулятивных выводов.
Одна из причин критики различных гуманистических, центрированных на ученике подходов к обучению, отмечает, заключается в том, что преподаватели часто грешат некорректными допущениями в отношении гуманистического образования. Главными среди них являются следующие положения:
• ученикам должна быть незамедлительно дарована полная автономия.
• оптимальные педагогические планы всегда подстроены под конкретных индивидуумов (а не под классы).
• центрированное на ученике обучение требует специального материала.
• гуманистически ориентированное образование должно быть очень снисходительным.
• традиционное обучение должно быть отменено, уступив место гуманистическим подходам.
Тема 3: Психологическая характеристика основных тенденций современного образования
Содержание традиционного обучения