Классификация учащихся и возможных стратегий обучения

ТИП УЧАЩЕГОСЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
  Активисты Порывисты; импульсивны; восприимчивы; гибки Многообразие; возбуждение; участие; активность Групповые процессы научения, основанные на активности
  Рефлексивные мыслители Осторожны; внимательны; вдумчивы; рассудительны Факты; время на размышление и рефлексию; возможность подумать Уединенные занятия, домашние задания на чтение; саморегулируемое научение
  Теоретики Логичны и рациональны; дисциплинированы; пытливы; объективны Рациональность; связность; подробное объяснение; модели и теории Компьютеризированное обучение; концептуальные модели; научные подходы
  Прагматики Практичны и приземлены Готовность пробовать; новые идеи и методы; практические решения и применения Направляемый опыт практический опыт; персональное наставничество

Исследования показывают, что большинство учеников успе­вают лучше, когда им разрешают использовать до­стоинства своих стилей научения.

Они учатся лучше, когда их стиль научения наиболее близок стилю их учителей. Интересно, что наибо­лее распространенным стилем учителей является рефлексивный (осторожны, вдумчивы, рассудитель­ны). Поэтому неудиви­тельно, что самые успешные ученики — это часто те, кто наиболее рефлексивен. Но основной урок, кото­рый можно вынести из этого, в том, что хорошее пре­подавание предполагает применение разнообразных педагогических подходов.

К сожалению, современные перечни сти­лей научения и инструменты, используемые для их оценки, неупорядочены, пространны и включают в себя большой спектрпривычек, личностных харак­теристик и способностей.

Исследования пока не определили, является ка­кая-либо из классификаций более полезной, чем остальные.

Они не показали со всей ясностью, какие конкретные подходык обучению с какими сти­лями лучше всего сочетаются и при каких условиях это может иметь место.

Научение на основе сотрудничества (научение в сотрудничестве) - педагогический подход, в котором ученики работают вместе в небольших группах, где каждый член группы может участвовать в выполнении четко обозначенной коллективной задачи.

Почему важно научиться сотрудничать?

1. Если мы не научимся сотрудничать, мы и наша планета обречены.

2. Это краеугольный камень современной демократии. Нациями нельзя руководить, если лидеры не будут кооперироваться;

3. Сотрудничество крайне важно для политического и экономического выживания.

4. На непосредственном уровне обучение сотрудничеству в школах может сделать многое для снижения зависимости учеников от учителей, а также для уменьшения разногласий и предубеждений среди учеников.

5. Поможет снизить академическую неуспеваемость и чувство отчуждения, изоляции, бессмысленности и социального беспокойства.

Общие характеристики подлинно кооперативных при­емов научения:

1) взаимодействие лицом к лицу (ученики находятся в группах из четырех-шести че­ловек);

2) позитивная взаимозависимость (ученики работают вместе, чтобы выполнить общую задачу);

3)индивидуальная подотчетность (ученики долж­ны прзже продемонстрировать, что каждый усвоил материал и понимает его)

4) навыки межличнос­тного общения и работы в малых группах (учени­ков учат, как нужно работать вместе и оценивать функционирование своей группы). Эти характери­

Факторы, обеспечивающие эффективность сотруднического научения: 1) стимул сотруд­ничать; 2) индивидуальная подотчетность.

Формы группового научения.

Разграничение достижений команд учеников (STAD)

Индивидуальные группы представля­ют собой гетерогенные команды из четырех-шести учеников, которые соревнуются друг с дру­гом. В идеальном случае каждая команда включает в себя детей с высокими и низкими способностями, пред­ставителей разных этнических групп и обоих полов. Педагогический прием, как правило, предполагает пять шагов:

1. Изложение. Новый материал обычно излагают классу, используя традиционные методы, такие как лекции, обсуждения и видеоматериал.

2. Групповая работа. Группам дают материал для изучения и листы с заданиями для заполнения. Они могут работать над ними индивидуально, парами или более крупными группами. Учеников побуждают по­могать друг другу и удостоверяться, что каждый по­нял и знает материал; акцент делается на результат работы команды.

3. Контрольная работа. В конце периода изучения, который, как правило, длится одну неделю, ученики пишут контрольные работы, основанные на недель­ном материале, — индивидуально и не помогая друг другу.

4. Оценки индивидуального прогресса. Затем под­считываются командные баллы. И хотя признание получают команды с наивысшим общим баллом, по­беждают те команды, чьи члены добились наиболь­шего прогресса. Тем самым слабые ученики могут внести в общий балл команды такой же вклад, что и более способные ученики.

5. Признание команды. Команды награждаются. Результаты команды можно использовать как фактор для определения индивидуальных учебных отметок.

Итоги обсуждения гуманистического образования

Гуманистическое образование отражает интерес к индивидуальности и я-концепциям учеников и к наи­более здоровому и счастливому развитию человечес­кого потенциала, и здесь его упрекнуть не в чем; гу­манистическими должны быть все учителя, а это значит, следует создавать классы, в большей степени:

• центрированные на ученике;

• основанные на опыте;

• рефлексивные;

• искренние;

• социальные;

• кооперативные;

• демократичные;

• когнитивные;

• онтогенетичные (учитывают развитие);

• стимулирующие.

Эти исследования также советуют, чтобы в школах было меньше

• директивного обучения целых классов;

• пассивности со стороны учеников (слушания, получения информации);

• вознаграждения тишины в классе;

• бессмысленных письменных заданий;

• чтения учебников;

• механического запоминания;

• акцента на соревнование и выставление оценок;

• опоры на стандаритизированные тесты.

Однако, гуманистически ори­ентированное образование слишком часто апеллиру­ет к неопределенным качествам спекулятивных вы­водов.

Одна из причин критики различных гуманисти­ческих, центрированных на ученике подходов к обу­чению, отмечает, заклю­чается в том, что преподаватели часто грешат некорректны­ми допущениями в отношении гуманистического об­разования. Главными среди них являются следую­щие положения:

• ученикам должна быть незамедлительно дарова­на полная автономия.

• оптимальные педагогические планы всегда под­строены под конкретных индивидуумов (а не под классы).

• центрированное на ученике обучение требует специального материала.

• гуманистически ориентированное образование должно быть очень снисходительным.

• традиционное обучение должно быть отменено, уступив место гуманистическим подходам.

Тема 3: Психологическая характеристика основных тенденций современного образования

Содержание традиционного обучения

Наши рекомендации