Гуманистические подходы к обучению
Гуманистическая психология – отрасль психологии, объектом изучения которой являются формирование «Я» и уникальность человека. Гуманистический взгляд на жизнь человека принимает людей такими, какие они есть, уважает их чувства и устремления и полагает, что каждый человек имеет право на самоопределение.
Гуманистический взгляд подчеркивает 2 момента: уникальность ученика и отношение педагога к ученикам.
Подобный взгляд на учеников ведет к школам, центрированным на ребенке.
Гуманистическое движение в образовании представлено множеством альтернативных подходов к обучению: «свободная школа», «открытый класс» и «образование, центрированное на обществе».
Гуманистические подходы к образованию делают акцент на здоровом социальном и личностном развитии и придают меньшее значение подходам, которые ориентированы на результат и в которых доминируют тесты.
Они решительно выступают за предоставление учащимся возможностей переживать опыт успеха, а не неудачи, ориентированы на обучение путем открытий (конструктивизм), а не на рецепторное научение.
Рациональной основой этих подходов является искренняя забота о благополучии детей и твердая вера в то, что гуманистические подходы больше способствуют их благополучию и убеждение, что современные методы работы в школе во многом оставляют желать лучшего.
Интересы и цели гуманистически ориентированного образования и традиционных школ в основе совместимы. Все школы озабочены текущим и будущим благополучием учеников: знают права человека, отдают дань таким человеческим и гуманным ценностям, как открытость, честность, бескорыстие альтруизм.
Но акценты гуманистических подходов несовместимы с давлением, испытываемым учениками в переполненных классах, строгой регламентацией, анонимностью бюрократических систем образования, острым соперничеством за академический успех.
Общие акценты гуманистических подходов к образованию
АКЦЕНТ | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ |
Чувства | Школа придает намного больше значения чувствам и мышлению и меньше - получению информации |
Я-концепция | Одна из наиболее важных целей образования - развитие у детей позитивных я-концепций |
Коммуникация | Учителя уделяют особое внимание развитию человеческих отношений и откровенной межличностной коммуникации |
Личные ценности | Школа признает важность личных ценностей и старается облегчить формирование позитивных ценностей |
Общие акценты гуманистического образования
1. Большее внимание к мышлению и чувствам, чем к приобретению знаний.
2. Развитие представлений о «я» и индивидуальной идентичности.
Например, Бортон предлагает трехфазовую модель обучения, которая предполагает идентифицировать интересы учеников, чтобы к каждому из них было приблизитьсяиндивидуально, подтолкнуть или мотивировать их как человеческих существ и при этом учитьв систематической манере, совместимой с традиционной
На формирование «приглашающего» и «отваживающего» поведения (лежит в основе я-концепций) ориентирована концепция Перки и Новака.
Ребенка часто «отваживают», когда учитель проявляет явное безразличие и не может увидеть в учениках личностей. «Отваживающее поведение формируется, когда ученикам сообщают, что они безответственны, лишены способностей, никчемны и что они не могут участвовать в хоть сколько-нибудь значимой деятельности
Учитель «приглашает»учеников, показывая им, что они достойные, способные и самостоятельные, и ожидая от них поведения и достижений, которые согласуютсяс их достоинством и самостоятельностью, т.е. испытывая и демонстрируя высоко позитивные чувства к ученикам.
3. Третий акцент гуманистических подходов делается на коммуникации.
Его иллюстрирует программа Гордона Тренинг эффективности учителей. Автор основывается на идее, что учителей необходимо учить принципам и навыкам «эффективных человеческих отношений, откровенной межличностной коммуникации и конструктивному разрешению конфликтов»
4. Последний акцент - признание и формирование личных ценностей. Учеников побуждают познавать и выражать себя, стремиться ощутить самоидентичность и раскрыть свой потенциал