Гуманистические подходы к обучению

Гуманистическая психология – отрасль психологии, объектом изучения которой являются формирование «Я» и уникальность человека. Гуманистический взгляд на жизнь человека принимает людей такими, какие они есть, уважает их чувства и устремления и полагает, что каждый человек имеет право на самоопределе­ние.

Гуманистический взгляд подчеркивает 2 момента: уникальность ученика и отношение педагога к ученикам.

Подобный взгляд на учеников ведет к школам, центрированным на ребен­ке.

Гуманистическое движение в образовании представлено множеством альтернативных подходов к обучению: «свободная школа», «открытый класс» и «образование, центрированное на обществе».

Гуманистические подходы к образованию делают акцент на здоровом социальном и личностном развитии и придают меньшее значение подходам, ко­торые ориентированы на результат и в которых до­минируют тесты.

Они решительно выступают за пре­доставление учащимся возможностей переживать опыт успеха, а не неудачи, ориентированы на обучение путем открытий (конструктивизм), а не на рецепторное научение.

Рациональной основой этих подходов является искренняя забота о благополучии детей и твердая вера в то, что гуманистические подходы больше способствуют их благополучию и убеждение, что современные методы работы в школе во многом оставляют желать лучшего.

Интересы и цели гуманистически ориентированного образования и традиционных школ в основе совместимы. Все школы озабочены текущим и будущим благополучием учеников: знают права человека, отдают дань таким человеческим и гуманным ценностям, как открытость, честность, бескорыстие альтруизм.

Но акценты гуманистических подходов несовместимы с давлением, испытываемым учениками в переполненных классах, строгой регламентацией, анонимностью бюрократических систем образования, острым соперничеством за академический успех.

Общие акценты гуманистических подходов к образованию

АКЦЕНТ   ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
  Чувства Школа придает намного больше значения чувствам и мышлению и меньше - получению информации
  Я-концепция Одна из наиболее важных целей образования - развитие у детей позитивных я-концепций
  Коммуникация Учителя уделяют особое внимание развитию человеческих отношений и откровенной межличностной коммуникации
  Личные ценности Школа признает важность личных ценностей и старается облегчить формирование позитивных ценностей


Общие акценты гуманистического образования

1. Большее внимание к мышлению и чувствам, чем к приобретению знаний.

2. Развитие представлений о «я» и индивидуальной идентичности.

Например, Бортон предлагает трехфазовую модель обучения, которая предполагает идентифицировать интересы учеников, чтобы к каждому из них было приблизитьсяиндивидуально, подтолкнуть или мотивировать их как человеческих существ и при этом учитьв систематической манере, совместимой с традиционной

На формирование «приглашающего» и «отваживающего» поведения (лежит в основе я-концепций) ориентирована концепция Перки и Новака.

Ребенка часто «отваживают», когда учи­тель проявляет явное безразличие и не может уви­деть в учениках личностей. «Отваживающее поведение формируется, когда ученикам сообщают, что они безответственны, лишены способностей, никчемны и что они не могут участвовать в хоть сколько-нибудь значимой деятельно­сти

Учитель «приглашает»учеников, показывая им, что они достойные, способные и самостоя­тельные, и ожидая от них поведения и достижений, которые согласуютсяс их достоинством и самостоя­тельностью, т.е. испытывая и демонст­рируя высоко позитивные чувства к ученикам.

3. Третий акцент гуманистических подходов делается на коммуникации.

Его иллюстрирует про­грамма Гордона Тренинг эффективно­сти учителей. Автор основывается на идее, что учителей необходимо учить принципам и навыкам «эффектив­ных человеческих отношений, откровенной межлич­ностной коммуникации и конструктивному разреше­нию конфликтов»

4. Последний акцент - признание и формирова­ние личных ценностей. Учеников побуждают позна­вать и выражать себя, стремиться ощутить самоиден­тичность и раскрыть свой потенциал

Наши рекомендации