Страх как основная причина неврозов
Детские страхи возникают по разным причинам. Различают возрастные страхи и страхи, возникшие в неблагоприятных жизненных и воспитательных ситуациях.
Страхи у детей – эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. Страхи имеют характер инстинктивной оборонительной реакции. В других случаях страхи социально опосредованы, обусловлены жизненным опытом и имеют не безусловный, а условный характер. Это страхи перед какими-либо событиями, наказанием и осуждением, перед животными и сказочными чудовищами. Подобные страхи также выполняют защитные функции, являясь своего рода средством самоконтроля и саморегуляции. Они могут выражаться в неясном волнении, опасениях и тревоге, т.е. быть диффузными, неопределенными.
Страхи могут быть свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, а также встречаться при некоторых заболеваниях, в частности неврозах. При прочих равных условиях страхи чаще встречаются у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, имеющих тревожно-мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно их опекающих и предохраняющих от любых, часто воображаемых опасностей. Во всех возрастах страхи более свойственны девочкам, чем мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию внешней угрозы.
В большинстве случаев детские страхи вполне объяснимы, сила раздражителя примерно равна силе проявления эмоции. Возрастные особенности: 6-9 месяцев - страх перед незнакомыми людьми; на 2-ом году жизни каждый второй ребенок испытывает страх перед болью; на 3-ем году жизни появляется страх перед наказанием; после 3 лет - страх перед животными, перед темнотой; в возрасте 3-5 лет каждый второй из детей испытывает страх перед одиночеством, сказочными персонажами, страх воров и приведений, боли, крови, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства; около 6-7 лет страх смерти как завершение этапа детской наивности и др.
В младшем школьном возрасте количество страхов уменьшается, но появляются новые – страх опоздания в школу, смерти родителей, пожара, войны, нападения и собственной смерти. Для подросткового возраста характерны страх смерти родителей, нападения, войны. Относительно небольшое число страхов в этом возрасте сопровождается более частым проявлением тревожности – беспокойства в связи с ожиданием каких-либо событий и возрастными изменениями.
Все перечисленные страхи носят временный, возрастной характер. С ними нужно не бороться, а принимать во внимание как некоторый этап, своеобразие психического развития.
На невротическую природу страхов указывают их несоответствие возрасту, аффективная заостренность, навязчивость, фиксация на них. Невротические страхи преодолеваются лучше всего при изменении родителями своих неадекватных установок. Большего контроля за своим поведением, нормализации отношений в семье, увеличения у детей возможности для эмоционального самовыражения и проявления активности.
К наиболее типичным причинам появления страхов специалисты относят следующие факторы:
- неблагоприятная обстановка в семье (алкоголизм родителя, скандалы, развод и другие);
- индуцирование страха от матери;
- запугивание животными, милиционерами и другие;
- излишняя строгость родителей;
- психологическое заражение от сверстников;
- эмоциональные потрясения.
Виды неврозов
Выделяют три основные формы невроза астенический, истерический и невроз навязчивых состояний (все эти расстройства проявляются и в зрелом возрасте).
Астенический невроз (неврастения) возникает в результате острой психической травмы либо хронической травмирующей ситуации (например, переутомление от многочисленных занятий). Чаще всего встречается в старшем школьном возрасте у учащихся, пренебрегающих требованиями психогигиены и чрезмерно загружающих себя умственной работой. У детей младшего возраста астенические реакции могут появиться на фоне общей соматической слабости, например, после перенесенных инфекций. Астенический невроз, сопровождаясь физическим истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, слезливостью. Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и высокой утомляемости.
Истерический невроз обычно появляется при психической травме шокового характера. Его симптомы чрезвычайно разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания параличи, различные припадки, расстройства координации движений, сенсорные нарушения (истерическая глухота, слепота и т. д.). Характерной чертой таких расстройств является их небольшая глубина и демонстративность Они обычно приурочены к ситуации реального или кажущегося ущемления личности ребенка, его достоинства. Истерический невроз встречается главным образом у девочек, может появиться уже в раннем возрасте. После 16—20 лет встречается реже — наступает эмоционально-волевая зрелость, нарастает способность отстоять свое достоинство с помощью иных, более социализированных форм поведения.
Следующую группу неврозов представляет невроз навязчивых состояний, как правило, появляется под влиянием хронической травматизации психики, особенно при длительном конфликте морально допустимого и желаемого. Противоречие между чувством и долгом, эмоциональными и рациональными страхами вызывает центральный страх изменения, страх «не быть собой», и проявляется в виде навязчивостей. Чаще возникает у детей с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе. Его симптомы — навязчивые мысли, страхи, движения и компульсии, от которых ребенок страдает и стремится избавиться. Действия могут быть различными: дотрагивание до предметов, постукивание. Многократное одевание и раздевание и т.д.
В младшем школьном возрасте возможно появление навязчивых мыслей, представлений, действий и т.п. Ребенок стремится избавиться от них, «переработать», осознать их причины. Навязчивые мысли и действия мешают нормальному развитию ребенка, сужают круг его интересов. Все силы ребенка уходят на борьбу с навязчивостями. Одна из форм таких расстройств — детские страхи
Психическая травма в детском возрасте может вызвать невротическое недержание мочи (энурез) и кала (энкопрез), невротическое заикание и другие так называемые системные неврозы. Наиболее распространенные системные неврозы — невротически тики, которые возникают, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте и наряду с другими симптомами проявляются нарушением гармоничного функционирования мышц лица (невротическое моргание, шмыгание носом, подергивание крыльев носа и т. п.), усиливаются при напоминании о них, о вызвавшей их психической травме, а также при волнении и тревоге.
Возможно возникновение мутизма – временная невозможности говорить при сохранности речевого аппарата. Наиболее частой причиной возникновения мутизма являются психические травмы, играющие роль сверхсильного раздражителя для ослабленных клеток коры головного мозга. Тотальный мутизм диагностируют в том случае, если человек остается неспособным к речевому контакту при любых обстоятельствах. Парциальный мутизм у взрослых и детей — это состояние, в котором человек не может вести разговор с определенными людьми или в конкретной ситуации, которая является для него травмирующей. При этом в другой обстановке или с другими людьми он способен разговаривать. Элективный мутизм — состояние, в котором молчание у больного возникает эпизодически. К примеру, элективный мутизм у детей может появляться в школе, при общении с определенным кругом сверстников.
Если у человека наблюдается истерический мутизм, то больной не может произносить слов даже шепотом, хотя его язык и губы могут проделывать движения, необходимые для воспроизведения речи. И устную, и письменную речь человек с мутизмом понимает. Для того, чтобы контактировать с людьми, такие больные используют мимику и жесты. Как правило, люди, страдающие истерическим мутизмом, не выглядят подавленными и расстроенными таким состоянием.
Разновидностью мутизма является также сурдомутизм – невозможность слышать при сохранном слуховом аппарате. Это не глухонемота в привычном понимании слова, так как произошедшие изменения чаще всего не длительны и ребенок либо самостоятельно, либо с помощью врачей (психологов, неврологов, логопедов, оториноларингологов) постепенно снова начинает слышать и говорить. При сурдомутизме нет органических поражений ни слухового аппарата, ни коры головного мозга, а механизм развития заболевания такой же, как при истерии
В зависимости от продолжительности расстройства выделяют кратковременную невротическую реакцию (длится от нескольких минут до нескольких суток), невротическое состояние (от нескольких недель до нескольких месяцев) и невротическое развитие личности, которое тянется годами, постепенно деформируя личность.