Существительные с уменьшительно-ласкательным значением
1. Упражнение в образовании и практическом употреблении
существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
2. Знакомство с ласкательными именами людей.
3. Договаривание предложений.
Оборудование: Две куклы (большая и маленькая).
Текст русской народной песенки «Петушок». Предметные картинки:
а)игрушки большие и маленькие;
б)серия «Большой—маленький» из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...»
План занятия
I. Рассматривание маленькой куколки и придумывание ей ласковых имен каждым ребенком.
II. Игра «Катя и Катенька» — договаривание предложений.
1. Рассматривание частей тела кукол, сравнение, проговаривание.
Это большая кукла Катя. — А это маленькая куколка (Катенъка).
У Кати большая голова. -А у Катеньки маленькая (головка).
У Кати большие руки. -А у Катеньки маленькие (ручки).
У Кати большие ноги. -А у Катеньки маленькие (ножки).
У Кати большое тело. -А у Катеньки маленькое (тельце).
-У Кати длинные красивые волосы. — А у Катеньки длинные красивые(волосики).
2. Рассматривание одежды кукол
У Кати нарядное платье — А у Катеньки нарядное (платьице)
с короткими (длинными) рукавами, — с короткими (длинными) (рукавчиками),
с кружевным воротником, — с кружевным (воротничком),
с нарядными оборками — с нарядными (оборочками)
и узким поясом. — и узеньким (пояском).
III. Игра «Подарим игрушки Кате и Катеньке»:
а) с картинками, на которых изображены игрушки, отличающиеся только размером;
б) с придуманными детьми словами.
IV. Игра «Назовем ласково»:
Катя — Катенька Ваня — мама —
Оля — Петя — папа —
Люся — Саша — хлеб —
Валя — Саня — масло —
Маша — Миша — молоко —
Таня — Костя — трава —
Наташа — Коля — дерево —
Юля — Толя — дом —
Соня — Вова — лист —
V. Физкультминутка.
VI. Выделение слов с уменьшительно-ласкательным значением из русской народной песенки «Петушок»:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.
VII. Игра «Большой—маленький» по серии картинок с данным названием.
VIII. Итог. Называние друг друга ласковыми именами.
Закрепление вне занятия.
1. Инсценирование сказки «Теремок».
2. Чтение с элементами драматизации сказки «Петушок и бобовое зернышко».
3. Игра «Назови ласково» (членов семьи, близких людей).
4. Игра «Большой—маленький».
5. Аппликация «Игрушки для Кати и Катеньки».
Занятие 8
Тема. Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ
Цель: 1. Практическое усвоение рода существительных.
Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ.
2.Упражнения в употреблении притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ.
3.Совершенствование мыслительных операций обобщение, классификация,
исключение.
Оборудование: Сундучок с одеждой детей (по 1 предмету, принадлежащему
каждому ребенку), 2 «лишними»предметами (шапка, тапка). Предметные картинки: одежда, обувь, головные уборы
из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...».
План занятия
I. Называние головных уборов, обуви, одежды (сложная, 3-ступенчатая инструкция).
II. Игра «Чудесный сундучок».
1. Инструкция:
а) вынимаете из сундучка только предметы, относящиеся к одежде;
б) называете их словами мой или моя, если это ваши вещи;
в) а если это не ваши вещи, то со словами не мой или не моя;
г) тогда хозяин вещей должен их назвать со словами мой или моя.
2. Игровые действия детей — по очереди выходят к столу, достают из сундучка и по инструкции проговаривают предметы.
3. Лишними остаются шапка и тапка. Дети объясняют, почему они лишние.
4. Дети быстро уносят вещи в свои шкафчики.
III. Закрепление рода существительного тапка (туфля) — прямой и обратный счет в сочетании с местоимением моя — 1-->-5 — моя тапка (туфля).
IV. Игра «4-ый лишний» — исключение «лишнего» с использованием притяжательных местоимений мой, моя и проговариванием объяснения:
рубашка, плащ, костюм, шляпа — варежки, майка, валенки, свитер — халат, юбка, носки, панама —
Образец: «Моя рубашка, мой плащ, мой костюм, моя шляпа. Шляпа лишняя. Это головной убор».
V. Подбор оставшихся картинок к местоимениям моя, мой:
рубашка, плащ, костюм варежки, майка, свитер халат, юбка, носки Дети уносят картинки на столы.
VI. Игра «Телефон» — припоминание и проговаривание с местоимениями мой, моя одежды из «Чудесного сундучка».
VII. Игра «Бегите ко мне» с картинками:
а) на правое панно выставляются картинки к слову мой;
б) на левое панно выставляются картинки к слову моя.
VIII. Итог.
Закрепление вне занятия
1. Игра «Промтоварный магазин».
2. Игра «Эхо» — подбор предметов к местоимениям мой, моя.
3. Игра «Назови части предмета» (одежда, обувь).
4. Игра «Телефон» (детская одежда, зимняя, летняя одежда).
5. Декоративное рисование «Украсим платье (варежки, сарафан)».
Анятие 9
Тема. Глаголы прошедшего времени единственного числа
Цель: 1. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов.
2. Согласование глаголов прошедшего времени единственного числа
с существительными в роде.
3. Развитие диалогической речи.
4. Подготовка к выделению слова из предложения и схематическому
обозначению слов в предложении.
Оборудование: Парные сюжетные картинки на настоящее и прошедшее время
глаголов (совершенный и несовершенный вид) из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...».
Сюжетные картинки из занятий 2, 3.
Предметные картинки: Гном, мальчик Ваня и девочка Таня, хлеб, конфеты, пряники, бублик.
Полоски для схематического обозначения слов.
План занятия
I. Называние действий, кроме топать, хлопать, прыгать.
II. Игра «Сейчас или раньше» — упражнение в различении глаголов настоящего и прошедшего времени (вид глагола не принимается во внимание):
1. Парные картинки из пособия Т.Б. Филичевой в конвертах на столах у детей (у каждого пара).
2. Сначала отбираются и выставляются на левое панно картинки, к которым подходит слово сейчас с обязательным проговариванием картинок со словом сейчас.
3. Затем проговариваются и выставляются на правое панно картинки, к которым подходит слово раньше (вчера).
4. Упражнение в постановке вопросов к картинкам на левом и правом панно. Сопоставление вопросов.
III. Игра с картинками на правом панно «Скажем про Таню и Ваню» — упражнение в различении и употребление в речи глаголов мужского и женского рода единственного числа прошедшего времени.
Дети делятся на 2 команды: Танину и Ванину.
Танина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Таню:
Таня подметала пол.
Что делала Таня?
Ванина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Ваню:
Ваня делал тачку.
Что делал Ваня? И т.д.
IV. Игра «Эхо» — преобразование единственного числа настоящего времени глаголов в прошедшее по сюжетным картинкам по образцу.
Мальчик умывается. — Вчера мальчик умывался. Девочка умывается. — Вчера девочка умывалась. (см. сюжетные картинки из занятий 2, 3)
V. Игра «Исправим ошибки Гнома» — упражнение в запоминании и исправлении пяти действий (глаголов прошедшего времени единственного числа):
1. Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай и пошла в школу.
2. Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире.
VI. Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по 2 опорным предметным картинкам и элементам схемы.
Опорные картинки:
Таня____конфеты хлеб
Итог.
Закрепление вне занятия
1. Игра «Сейчас или вчера».
2. Игра «Эхо» — преобразование наст.вр. глагола в прошедшее.
3. Игра «Запомни, повтори».
летал — плавал — ехал — стоял стояла — летала — плавала — ехала
4. Нарисовать обеими руками одновременно геометрические фигуры.
Занятие 10
Тема. Винительный падеж единственного числа существительных
Цель: 1. Практическое различение винительного падежа единственного числа одушевленных и неодушевленных существительных.
2. Составление простых распространенных предложений
с прямым дополнением по сюжетным картинкам.
3. Знакомство с понятием предложение.
4. Схематическое обозначение предложения.
Оборудование: сюжетные картинки: «Крестьянский двор», «Ваня лепит зайчика», «Таня пьет сок» из пособия Т.Б. Филичевой «Дидакт. материал...»
Предметные картинки: Ваня, Таня, зайка, стакан сока.
Полоски для составления схемы предложения
50 см — предложение (1),
15 см — слово (3)
Предметы: ваза, стакан, чашка, блюдце.
План занятия
I. Придумывание вопросов по знакомым картинкам со словом вчера.
II. Рассматривание сюжетной картины «Крестьянский двор»:
1) Отыскивание и называние живых и неживых предметов на картине.
2) Постановка вопросов: Что ты видишь? Кого ты видишь?
Сопоставление вопросов и определение, какой из них относится к живым, а какой к неживым предметам.
3) Полные ответы на эти вопросы.
III. Составление простых распространенных предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам с помощью вопросов и иллюстративно-графической схемы
1) Картинка «Ваня лепит зайку»
Кто это?
Сколько это слов?
Что делает Ваня?
Сколько это слов?
Кого лепит Ваня?
Чтение с пропуском первого, второго, третьего слова по очереди.
Вывод: Эти три слова не могут друг без друга, они связаны, «дружат» друг с другом и вместе называются предложением.
2) Аналогично составляется предложение и схема по второй картинке «Таня пьет сок».
IV. Игра «Живое предложение» с предметами (ваза, чашка, стакан, блюдце) и полосками-схемами для пропущенных и придуманных детьми глаголов (действий).
Таня покупает вазу
(Ваня, (вытирает, (блюдце,
Катя моет стакан
и др.) и т.д.) и др.)
Логопед предлагает разные варианты предложений из данных слов.
V. Игра «Путаница» — преобразование деформированной фразы, закрепление понимания винительного падежа существительных.
Образец: Ваза покупает Таню. — Таня покупает вазу.
Чашка моет Катю. — Зайка лепит Ваню. — Чашка роняет Петю. — Заяц ловит лису. — Рыба ловит рыбака. —
Рыба ловит старика. Пряжа прядет старуху. Рыбка позвала старика. Старик бранил старуху. Бабочка рисует девочку.
VI. Игра «Потерялись слова» — договаривание предложений с существительными в винительном падеже единственного числа.
Старик ловил неводом... . Старуха пряла свою... . Раз он в море закинул... . Воротись, дурачина, ты к рыбке, поклонись ей, выпроси уж... . Стал он кликать... .
Как называется сказка, отрывки из которой вы услышали? Кто написал эту замечательную сказку?
VII. Итог.
Закрепление вне занятия
1. Игра «Живое предложение».
2. Игра «Путаница» (с предметами и полосками).
3. Составление иллюстративно-графических схем предложений по сюжетным картинкам.
4. Нарисуй обеими руками одновременно рыбу.
Тема. Занятие 11