Организация контроля в управлении
Понятие контроля можно интерпретировать как в узком смысле - как один из этапов процесса управления (или как одна из его функций такой подход, как говорилось выше, распространен на начальных стадиях развития науки об управлении), так и в более широком смысле как систему (входящую в систему управления организацией), состоящую из ряда элементов. Управленческий контроль организации в наиболее узком смысле это осуществление ее субъектами, наделенными соответствующими полномочиями (т.е. субъектами контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:
- определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);
- сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности;
- оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации;
- выявление причин данных отклонений.
В широком смысле управленческий контроль в современных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры контроля, среда контроля, система учета.
В целях обеспечения эффективности процедур необходимо следующее:
- на основе детально разработанных должностных инструкций формальное определение и документальное закрепление порядка деятельности (действий и взаимоотношений) определенного круга работников организации по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа в процессе реализации конкретных финансовых и хозяйственных операций организации;
- определение круга первичных документов или других носителей информации, где отражаются данные, свидетельствующие об исполнении соответствующими работниками своих функций и о реализации этапов соответствующих финансовых или хозяйственных операций; определение порядка движения документов или иных носителей информации от момента их возникновения до архивирования;
- определение "точек контроля" для оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых или хозяйственных операций и оценки состояния или наличия ресурсов организации; установление контролируемых параметров объектов контроля; установление "критических" точек контроля, где риск возникновения ошибок и искажений особенно велик;
- выбор типов и методов проведения контроля.
Сложившаяся в институте система контроля, учета и оценки качества знаний, умений и навыков специалистов соответствует перечню и содержанию требований ГОС.
В институте и его структурных подразделениях оценка качества подготовки специалистов осуществляется на основе сложившейся системы контроля качества, включающей в себя следующие формы:
- контроль знаний абитуриентов на вступительных испытаниях и анализ их результатов;
- текущий контроль знаний;
- контроль знаний в ходе промежуточной аттестации;
- проверка остаточных знаний студентов в форме контрольных заданий, разработанных в вузе, а также в форме Федерального Интернет-экзамена:
- итоговый контроль знаний на государственных экзаменах и защите выпускных квалификационных работ;
- оценка качества подготовки специалистов в рамках востребованности выпускников и их профессионального продвижения.
Основной формой проверки качества знаний студентов является текущий контроль знаний – проверка знаний, умений и навыков в процессе изучения дисциплины.
Текущий контроль знаний проводится в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса в следующих формах: коллоквиум, реферат, тестирование, контрольная работа, решение задач и др. Оценка знаний студентов в процессе текущего контроля проводится, как правило, в течение контрольных недель в семестре.
Немаловажное значение в системе контроля знаний имеет промежуточная аттестация студентов в период лабораторно-экзаменационных сессий. В ходе подготовки к промежуточной аттестации ежегодно составляются экзаменационные билеты и экзаменационные материалы, которые соответствуют ГОС высшего профессионального образования в части требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
Экзаменационные сессии состоят из зачетов и экзаменов (в зависимости от учебного плана), цель которых оценить работу студента за курс (семестр) по усвоению им учебного материала, определить прочность полученных знаний, умение их синтезировать и применять к решению практических задач.
Материалы, по которым проводятся зачеты и экзамены, уровень требований к освоению студентами дисциплин ГОС и к оценке знаний студентов рассматриваются на заседаниях кафедр в целях их совершенствования и унификации. Кафедры совершенствуют методические указания по соответствующим дисциплинам, организуют дополнительные консультации; разрабатывают и применяют на практике новые методы и технологии проведения аттестации в ходе экзаменационных сессий; пополняют и модернизируют банк тестовых заданий.
Диверсифицируются формы промежуточной аттестации. В институте условием допуска к сессии по всем формам обучения является оценка работы студента на семинарских, практических занятиях. Студенты, пропустившие семинарские занятия или не подготовившиеся к ним должным образом, обязаны отработать тему занятия в дни консультаций преподавателей, предоставив конспект по соответствующей теме или, подготовив реферат или ответить устно. Оценка работы на семинарах позволяет осуществлять мониторинг качества усвоения студентом изучаемого курса, в том числе его самостоятельной работы.
Другой формой промежуточной аттестации и мониторинга успеваемости студента являются курсовые и контрольные работы по темам изучаемого курса, лабораторные работы (если они предусмотрены учебным планом). Количество курсовых работ и контрольных работ устанавливается с учетом формы обучения. Итоги экзаменационных сессий обсуждаются на заседаниях Ученого совета, ректората, Совета по качеству, кафедр, на совещаниях в деканатах.
Таким образом, контроль является неотъемлемым и необходимым этапом процесса управления организацией. Цель контроля - информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений на всех уровнях.