Первый всероссийский съезд мари
Начавшее пробуждаться в результате воздействия «Марла календаря» национальное самосознание марийского народа было подавлено политикой царского самодержавия. Но оно не могло быть уничтожено, таилось в глубине души передовых представителей народа и ждало благоприятного момента.
После свержения в феврале 1917 года царского самодержавия на волне начавшихся демократических преобразовании пробудился и народ мари. В Казани организовалось Общество мелких народностей Поволжья, а в нём - марийская секция. Названная секция» руководимая В.Васильевым, стала инициатором созыва Всероссийского съезда мари. Он состоялся 15-25 июля 1917 года в городе Бирске, В программу съезда мари были включены наиболее существенные вопросы жизни народа: отношение к Временному правительству, отношение к войне, местное самоуправление, народное образование, издательство, народное творчество, религия и др. Председателем съезда был избран солдат, бывший учитель И.Коведяев-Умшар. Его заместителем избрали П.Глезденёва. А секретариатом съезда руководил В.Васильев.
Участники съезда выразили «полное доверие временному правительству», высказались в духе эсеровской программы по аграрному вопросу, на выборах в Учредительное собрание марийцев призвали голосовать за партию эсеров. Большое перспективное значение имели решения о выдвижении должностных лии из мари в местностях с марийским населением и об обязательном знании языка местного населения должностными лицами других национальностей, о внедрении родного языка в делопроизводство. Особенно глубоко и подробно разработана программа строительства национальной школы с преподаванием на родном языке, возрождения народной культуры, традиционной языческой религии, подготовки кадров национальной интеллигенции. Съезд принял решение об издании в Казани газеты «™жара», о возобновлении выпуска марийского календаря. Для выполнения намеченной программы национально-культурного возрождения марийского народа нужно было развернуть большую массовую организационную работу. Для этого намечалось создать организации «Марий Ушем». Это после съезда было выполнено: в Казани был создан Центральный Союз Мари, который уже при Советской власти, в июне 1918 г., провёл Второй всероссийский съезд мари. Хотя в конце 1918 года деятельность ЦCM была запрошена, программа возрождения и развития образования, культуры народа была взята на вооружение новыми национальными организациями, созданными при партийных и советских органах. В 1920 - первой половине 30-х годов она в основном была выполнена; создана национальная школа, печать, литература но всех жанрах, появились театр, музей, пединститут, сформировался отряд национальной интеллигенции.
Марийское национальное движение получило новый толчок в конце 1980-х, с крушением коммунистической системы. В апреле 1990 гола был проведён съезд объединения «Марий ушем», а в октябре 1992 года состоялся съезд народа мари, который был объявлен Третьим. Новое поколение национально мыслящих общественных деятелей, опираясь на заветы и опыт первого поколения национальных демократов, включилось в работу по возрождению родного народа, его языка, культуры
Первому Всероссийскому съезду мари - 100 лет
В 2017 году исполняется 100 лет со времени проведения Всероссийского съезда мари, состоявшегося 15-25 июля в г. Бирске Уфимской губернии (ныне Республика Башкортостан). Это была важнейшая дата в истории марийского народа, свидетельствовавшая о начале его пробуждения от многовековой спячки, в которую он был ввергнут царским колониальным гнетом.
1917 год был переломным в истории народов нашей страны. Но до недавнего времени, называя этот год, мы в первую очередь имели в виду Октябрьскую революцию, установление Советской власти. В советской исторической литературе, в том числе и в историческом краеведении Марийской республики, времени от Февраля к Октябрю уделялось мало внимания, к тому же события этого периода освещались тенденциозно. Теперь, освободившись от идеологических догм, мы можем объективно рассмотреть всю историю этого переломного года, начиная от свержения царского самодержавия и кончая установлением большевистской диктатуры.
После устранения с политической арены России самодержавного строя в феврале 1917 года, на волне начавшихся демократических процессов пробудились ранее угнетенные национальности. От их имени заговорила национальная интеллигенция, хотя у многих народов, в том числе у мари, она была малочисленной. Она выступила как ведущая социальная сила, как катализатор национального общественного самосознания.
Значительные интеллигентные силы народов Поволжья были тогда сосредоточены в Казани. Они объединились и организовали Общество мелких народностей Поволжья, в котором были выделены национальные секции. Одной из них была черемисская (так она именовалась по тогдашнему официальному названию марийского народа). Ее возглавил студент Казанского университета Валерьян Михайлович Васильев. Он уже имел значительный опыт общественной, просветительской деятельности (издание «Марла календаря», составление учебников, переводы религиозной и научно- популярной литературы и т. д.).
Одно из зданий Бирской инородческой учительской школы, где проходил I Всероссийский Съезд Мари в 1917 г. Фото 2005 г.
Одновременно с этим стали возникать на местах национальные общественные организации - Марий Ушемы (Общества Мари). Первыми они были организованы среди восточных марийцев в Уфимской губернии, затем появились в Царевококшайском и Уржумском уездах.
В мае 1917 года в Казани по инициативе Общества мелких народностей Поволжья состоялся съезд представителей этих народов. Среди 500 его участников находилась и группа марийских делегатов в количестве 70 человек, представлявших Черемисскую секцию Общества и некоторые Марий Ушемы. В основном это были учителя и священники. Заместителем председателя съезда был избран марийский священник - Вятский епархиальный миссионер Павел Петрович Глезденев, проводивший большую просветительскую и организационную работу в Вятской губернии. Докладчиком по вопросу об образовании выступал известный просветитель Леонид Яковлевич Мендияров.
По решению съезда Общества национальные деятели стали готовить съезды своих народов. Такую работу развернула и черемисская секция ОМНТ, озабоченная необходимостью консолидации культурных сил народа. Местом проведения съезда народа мари был намечен город Бирск Уфимской губернии, где работа Марий Ушема проходила особенно результативно. Председатель местного Общества мари, заведующий Бирской учительской школой Василий Михайлович Иванов и В.М. Васильев разработали программу съезда, и в июне она была напечатана и разослана во все места компактного проживания марийцев. Для обсуждения были предложены наиболее существенные вопросы жизни народа в общем контексте российских событий.
В первую очередь были выделены «политико-экономические и социальные вопросы» (отношение к Временному правительству, отношение к войне, форма государственного строя, Учредительное собрание, местное самоуправление, земельный вопрос и др.). Намечались к обсуждению и такие важные вопросы, как народное образование (дошкольное, школьное, внешкольное), религия, издательское дело, народное творчество (включая вопрос о развитии родного языка, о письменной литературе, музее, искусстве).
На съезд приглашались «по 2-4 человека от каждой волости с населением мари, представители кооперативных служащих, общественных учреждений, учителя и учительницы, священники и интеллигенты, представители черемисских военных организаций и лица, близко стоящие к нации мари и содействующие культурно-просветительским задачам их»1.
15 июля с утра участники съезда помолились: православные в местной церкви, «чимари» (язычники) – в саду учительской школы.
Работу съезда открыл председатель Бирского Марий Ушема В.М. Иванов, выразивший «живейшую радость» по «случаю «возможности объединиться для работы в пользу своей нации»2.
Председателем съезда избрали солдата 144 запасного полка бывшего учителя Ивана Николаевича Коведяева (прославившегося потом как публицист Умшар). Товарищами (заместителями) были избраны П.П. Глезденев, В.М. Иванов и солдат Б.Айгузин, секретарями съезда стали В.М. Васильев, прапорщики М.В. Алексеев и П.В. Малышев, учитель П.Эсанбахтин и унтер-офицер С.Шамратов (затем дополнительно избран С.Г. Гаврилов-Эпин).
И.Н. Коведяев и еще несколько делегатов состояли в партии социалистов-революционеров, а среди участников съезда не было ни одного большевика или близкого к большевикам по политической ориентации.
В первый день делегаты утвердили программу съезда, разделив ее на четыре раздела и соответственно образовав комиссии (секции): политико-экономические и социальные вопросы; народное просвещение; издательство и народное творчество; религиозные вопросы. Пять дней из 11 работа шла по секциям, чтобы лучше разобраться в отдельных вопросах и выработать предложения для всеобщего обсуждения. Все дискуссии и принятые резолюции выдержаны в духе решений съезда мелких народностей Поволжья и программных установок партии социалистов-революционеров.
Хотя больше всего собравшиеся говорили о задачах культурно-просветительского характера, о расширении сферы использования родного языка, о национальной школе, руководители съезда понимали: решение этих задач невозможно в отрыве от общественно-политических проблем. Каким должен быть политический строй в России? В ответе на этот вопрос все были единодушны: демократическая республика с широким местным самоуправлением, с Учредительным собранием.
По предложению председателя первой комиссии И.Н. Коведяева принята резолюция: «Всероссийский съезд мари выражает полное доверие Временному правительству и призывает население мари всеми мерами поддерживать его, сплотившись вокруг Советов крестьянских, солдатских и рабочих депутатов, зная, что Правительство, благодаря этой поддержке и самодеятельности всего трудового народа и пользуясь всей полнотой власти; может укрепить завоеванную свободу»3. То, что здесь в одной фразе выражено доверие Временному правительству и в то же время содержится призыв сплотиться вокруг Советов, нисколько не является противоречием, и слова о Советах никак не связаны с большевистским влиянием, как утверждали некоторые историки. Дело в том, что в это время большевики после провала июльского выступления сняли лозунг «Вся власть Советам!», а эсеро-меньшевистские Советы тесно сотрудничали с Временным правительством.
И в вопросе о войне съезд выразил полную солидарность с линией Временного правительства: «Война до победного конца для уничтожения милитаризма и упрочения мира для всего мира»; «Кончить войну для прочного мира через наступление»4.
Правда, при обсуждении этого вопроса единственный раз за всю работу съезда прозвучало слово «классы»: делегат Бикбатыров заявил, что война ведется в интересах имущих классов, поэтому все ее тяготы надо возложить на них. Больше никто ни разу ничего не слышал о классах, классовой борьбе. Весь ход работы съезда пронизан словами о марийском народе вообще, об интересах всего народа. За такой «внеклассовый» подход и ругали съезд историки в советское время.
Марийцы ко времени революции представляли собой однородную крестьянскую народность без глубокого социально-классового расслоения. Для участников съезда большой интерес представлял аграрный вопрос. В принятой резолюции выражались программные требования партии эсеров: «передача всей земли в общенародное достояние, уничтожение частной собственности на землю, передача всех земельных ресурсов в распоряжение земельных комитетов с предоставлением им права определения порядка обработки, обсеменения, уборки полей и т.д. При этом съезд выступил против «явочных и захватных действий» до решения Учредительного собрания5.
Все это свидетельствует о том, что в 1917 году, на демократическом этапе революции, среди марийцев преобладала вера в партию социалистов- революционеров и в Учредительное собрание.
Это четко, наглядно проявилось при обсуждении вопроса о выборах в Учредительное собрание. Сразу была выражена мысль о том, что на выборах необходимо «войти в блок с какой-либо политической партией». Но с какой? «Такой партией для мари является партия социалистов-революционеров». Было решено организовать в Казани особую комиссию по подготовке мари к выборам и добиваться включения в эсеровские списки кандидатов В.М. Васильева из Казанской, Л.Я. Мендиярова по Вятской и И.Н. Коведяева по Уфимской губерниям.
Делегаты съезда большое внимание уделили вопросу о местном самоуправлении. Наследием колониальной политики было полное пренебрежение национальным моментам в формировании местных органов управления. Коренное население в них практически не было представлено даже на волостном уровне. Летом 1917 года при активном участии местных эсеровских организаций в стране развернулось формирование волостных земских управ, при этом эсеры выступали за пропорциональное представительство различных национальностей в этих органах, в смешанных волостях. Марийский съезд поддержал это движение, стремясь покончить с отчуждением марийского населения от участия в управлении делами своей местности. Он высказался за пропорциональное представительство в местных органов власти, а в волостях только с марийским населением - за организацию национальных волостных земских управ, «не останавливаясь при осуществлении этого принципа и перед соединением территории разных волостей». В таких учреждениях должностные лица должны быть из марийцев, а из других национальностей - знающие марийский язык, ибо делопроизводство должно вестись на языке коренного населения. Русский язык объявлялся обязательным в смешанных волостях и в переписке с вышестоящими и с органами самоуправлениями других национальностей 6.
Роль родного языка намечалось повысить и в судопроизводстве: «Суд производится на языке мари с применением обычного права». Но делегаты при этом были реалистами, учитывали слабую терминологическую разработанность родного языка и добавили к этому: «а приговор и постановления суда пишутся на общегосударственном (т.е. русском) языке7.
При большой значимости всех вопросов, обсуждавшихся на съезде, все же особое место заняли проблемы образования, строительство национальной школы. Докладчикам по этому пункту программы съезда намечался Л.Я. Мендияров, доклад которого произвел большое впечатление на съезде мелких народностей Поволжья. Но получилось так, что по недоразумению он был арестован в родном Белебеевском уезде. Съезд народа мари направил туда делегацию, которая добилась его освобождения. Прибывшего в Бирск Мендиярова делегаты встретили с воодушевлением, избрали дополнительно в президиум в качестве заместителя председателя съезда, а доклад неоднократно прерывали «громом аплодисментов» (как записано в протоколе). Доклад, действительно был глубоким по содержанию и эмоциональным по изложению, что отвечало психологическому и интеллектуальному настрою делегатов. «Я призываю вас, – говорил докладчик, – к дружной работе создания новой школы, через которую наше подрастающее поколение, в котором наша вера и надежда, пройдет к общечеловеческой культуре и будет действительным достойным сыном свободной России... Что же мы должны положить в основу будущей системы образования нашего народа? Мы должны изучить свой народ в его прошлом и настоящем, мы должны точно установить те ценности, которые являются достижением нашего народа за многовековую ее страдальческую жизнь. Система образования должна иметь в своей основе именно эти ценности, иначе говоря, будущая новая школа должна быть национальной.. .»8.
В обширной резолюции по этому докладу тщательно проработаны вопросы создания системы образования на родном языке, подготовки национальных кадров педагогов, преемственности дошкольного, школьного и внешкольного образования.
Не менее значительны и важны документы съезда о сохранении развитии народной культуры, традиции, в том числе традиционной языческой религии, о противодействии распространению пьянства, воровства, бытовой распущенности, табакокурения. Съезд также принял решение о возобновлении издания «Марийского календаря», о начале издания в Казани новой газеты с символическим названием «™жара» («Заря»).
Кажется удивительным, что в то далекое время, когда народ мари только еще начал пробуждаться, вставать с колен, передовые интеллигенты-демократы мечтали о марийском университете, опере, оркестре народных инструментов, национальном музее, театре.
П.П. Глезденев воодушевленно говорил: «Скоро настанет новая светлая эра в просвещении мари, но для этого нужна интенсивная работа».
Эту работу нужно было организовать. Возникавшие в эту пору организации Марий Ушем и стали на местах центрами интенсивной деятельности передовых представителей народа по национальному возрождению Съезд ставил задачу расширения демократического национального движения повсеместного создания в местах компактного проживания марийцев организаций Марий Ушем и их объединения во главе Центральным Союзом мари. Такая задача к концу 1917 года была выполнена9. ЦСМ развернул широкую общественную и просветительскую работу, провел в июне 1918 года, уже в условиях Советской власти, второй Всероссийский съезд мари, который углуби и расширил программу национального возрождения родного народа. Хотя в конце 1918 года Центральный Союз мари был запрещен и организации Марий Ушем разогнаны, дело, начатое первым Всероссийским съездом мари дало всходы. Ради исторической справедливости необходимо сказать, что новые организации, созданные при советских и партийных коммунистических органах и полностью подконтрольные им, фактически взяли на вооружение программные целевые наработки просветителей-демократов 1917 года. В 1920-х - первой половине 30-х годов была создана марийская национальная школа, появились и театр, и музей, и пединститут, литература во всех жанрах, сформировался большой отряд национальной интеллигенции, о чем мечтали и что планировали участники первого Всероссийского съезда мари летом 1917 года.
ПРИМЕЧАНИЯ:
'• Известия Всероссийского съезда мари. Протоколы заседаний с 15 по 25 июля 1917 г. в гор. Бирске, Уфимской губ. – Бирск, 1917. – С. 1-2.
2. Там же, с. 3.
3. Там же, с. 13.
4. Там же.
5. Там же, с. 16.
6. Там же, с. 14.
7. Там же.
8. Там же, с. 33-34.
9. См. более подробно: Р. Чузаев, К. Сануков. Первый Всероссийский съезд мари. – Йошкар-Ола, 2006.
Литература:
· Энциклопедия Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2009. –С. 614-615.
· Известия Всероссийского съезда мари. Протоколы заседаний с 15 по 25 июля 1917 г. в городе Бирске Уфимской губ. – Бирск, 1917. – 50 с.
· Сануков К. Н. Первому Всероссийскому съезду мари – 90 лет / К. Н. Сануков // Марийский архивный ежегодник-2007 : науч.-метод. сб. – Йошкар-Ола, 2007. – С. 121-127.
· Сануков К. Н. Первый Всероссийский съезд народа мари / К. Н. Сануков // Марий Эл: время, события, люди : календарь знаменит, и памят. дат на 2007 год / Над. б-ка им. С. Г. Чавайна. – Йошкар-Ола, 2006. – С. 65-66.
· Сануков К. Н. Первый Всероссийский / К. Н. Сануков // Марийс. археогр. вести. – 1994. – № 4. – С. 42-50.
· Съезды народа Мари : посвящ. 90-летию Первого Всемарийс. Съезда Мари / ред. В. Я. Очеев, Г. А. Козлова. – Йошкар-Ола, 2008. – С. 45-96.
· Чузаев Р. Икымше мари погын — илышым вияҥдымаште / Р. Чузаев // Марий сандалык = Марийс. мир. – 2012. – № 4. – С. 9-10.
· Чузаев Р. И. Первый Всероссийский съезд народа мари / Р. И. Чузаев // Марий Эл: время, события, люди : календарь знаменат. и памят. дат на 1997 год / Над. б-ка им. С. Г. Чавайна. – Йошкар-Ола, 1996. – С. 50-52.
ОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДУ
(Погын деч погыныш)
Общее собрание представителей мелких народностей ПОВОЛЖЬЯ (Съезд мелких народностей) г. Казань, 15-22 мая (23/05-4/06) 1917 г
ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД МАРИ
г.Бирск, 15-25 июля (28/07-7/08) 1917 г
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБЛАСТНОЙ СЪЕЗД МАРИ г.Казаиъ, 12-24 февраля 1918