Методы обучения. Их классификация и обоснование выбора
Понятие методов обучения как важнейших структурных компонентов, способов осуществления целостного педагогического процесса, включающих в себя цели и задачи обучения, содержание, формы организации обучения и его результаты.
Классификации методов обучения: по источнику получения знаний (словесные, наглядные, практические); по дидактической цели (приобретения новых знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, закрепления и проверки знаний, умений и навыков); по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские); на основе целостного подхода к процессу обучения (организации и осуществления познавательной деятельности, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля эффективности учебно- познавательной деятельности).
Критерии выбора методов обучения. Зависимость выбора методов обучения в современной дидактической системе от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.
Основные причины, вызывающие затруднения в выборе методов обучения. Современные методы обучения (дебатов, проектов, кейс - метод и др.).
9. Урок как основная форма обучения. Дидактические требования к современному уроку.
Понятие о формах организации обучения как внешнем выражении согласованной деятельности педагога и обучающихся, осуществляемой в установленном порядке, определенном режиме.
Классификация форм организации обучения. Классификация по количеству учащихся (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные формы обучения). По месту учебы (школьные и внешкольные формы обучения). По длительности времени обучения (классический урок, спаренный урок, укороченное занятие, уроки произвольной длительности).
Становление форм обучения (индивидуальная, индивидуально групповая, классно-урочная и др.).
Урок как основная форма организации обучения в школе; как единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой работы. Типы уроков. Классификация уроков по дидактической цели: урок ознакомления обучающихся с новым материалом или изучения новых знаний, урок закрепления знаний, урок выработки и закрепления умений и навыков, обобщающий урок, контрольный урок (Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина). Классификация уроков по форме их проведения: урок-экскурсия, киноурок, уроки самостоятельной работы и т.д. (И.Н. Казанцев). Классификация уроков в зависимости от преобладающих в них компонентов: комбинированные и специальные (В.И. Журавлев). Традиционные и нетрадиционные формы уроков. Многообразие структур урока.
Дидактические требования к уроку. Структура и логика урока. Структура урока как внутреннее строение урока и последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.
Этапы комбинированного урока: организационный, проверка выполнения домашнего, подготовка к активной учебно-познавательной деятельности, усвоение новых знаний, первичная проверка понимания обучающимися нового материала, закрепление знаний, обобщение и систематизация знаний, контроль и самоконтроль знаний, подведение итогов, информация о домашнем задании. Подготовка педагога к уроку. Календарно-тематический план. Поурочное планирование. Составление конспекта урока. Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнерство, как основные черты современного урока.
Средства обучения.
Современный учебник: дидактические требования.
Понятие о средствах обучения как источниках получения знаний, формирования умений. Функции средств обучения (познавательная формирующая, дидактическая).
Классификация средств обучения: по чувственной модальности: (визуальные, к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные, включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п.; аудиовизуальные - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.п.); по степени сложности (простые и сложные средства).
Учебник как основной источник организации самостоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения (Д.Д. Зуев, И.П. Подласый, В.А.Ситаров и др.). Функции учебника.
Структура учебника: текст (основной, дополнительный, пояснительный), внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки).
Требования к учебнику (дидактические, психологические, эстетические). Внешний вид учебника. Понятие статуса школьного учебника в контексте требований Закона РФ «Об образовании».
Электронный учебник как программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большого раздела. Отличительные особенности электронного учебника (возможность мобильного перехода от одной части учебника к другой, возможность обновления учебных материалов, применение средств мультимедиа – комплексное использование различных форм представления информации, возможность интерактивной работы пользователей).
11. Современные образовательные технологии:
Обзор и обоснование выбора.
Возникновение технологического подхода в обучении. Педагогические технологии – способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. Признаки педагогических технологий: двусторонний характер, совокупность методов и приёмов, проектирование и организация процесса обучения, наличие комфортных условий реализации. Составляющие педтехнологии: целевая направленность, научные идеи, системы действий преподавателя и учащегося, критерии оценки результата, результаты, ограничения в использовании.
Разнообразие современных образовательных технологий.Технологии иллюстративно-объяснительного обучения (традиционные). Определение технологии. Сущность и основные параметры объяснительно- репродуктивного обучения. Основные признаки объяснительно-репродуктивной технологии. Сущность и основные параметры объяснительно- репродуктивного обучения. Технологии развивающего обучения: понятие развивающего обучения. Теории развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.), их особенности и специфика. Модульные образовательные технологии: определение технологии. Сущностные характеристики модульной технологии обучения. Прогрессивные идеи модульного обучения в педагогической теории и практике (П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.). Модуль как основной компонент данной технологии как укрупненная единица учебного материала, учебные элементы, методическое руководство и систему контроля. Система рейтингового контроля и рейтингового обучения. Технологии проективного обучения как один из вариантов организации продуктивной познавательной деятельности обучающихся (Е.С.Полат, В.С.Безрукова, В.М.Монахов, Г.П.Щедровицкий и др.). Понятие педагогического проектирования. Метод проектов – систематизирующий компонент данной технологии. Принципы проектирования. Требования и этапы реализации учебного проекта. Критерии оценки проекта. Проектная деятельность обучающихся как условие реализации ФГОС нового поколения. Информационные технологии в обучении. Определение технологии. Сущностная характеристикаинформационно-коммуникативных технологий. Компоненты информационных технологий: техническая среда, программная среда, предметная среда, методическая среда, компьютерные средства обучения. Основные направления использования информационных компьютерных средств, мультимедиа – технологий, дистанционного обучения. Технологии здоровьесбережения.
Понятие, характеристика образовательной технологии, свидетельствующей о сохранении здоровья учителя и обучающихся. (Л.Н.Антонова, И.П.Борисова, Т.И.Бычкова, Г.Ю.Ксензова, Н.К.Смирнов, Е.В.Советова и др.) Типология оздоровительных технологий: медико-гигиенические технологии, физкультурно-оздоровительные технологии, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, технологии здоровьесбережения. По реализации основных направлений: организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные, социально адаптирующие и личностно-развивающие, лечебно-оздоровительные. Организация учебного процесса на основе принципов здоровьесбережения. Внеклассная и физкультурно-оздоровительная работа. Программы формирования культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей. Обеспечение условий для формирования и укрепления психологического здоровья. Включение лечебной физкультуры, лечебной педагогики в педагогический процесс. Формы, способы, методы и приемы воздействия.
Теория воспитания