Для РФ на 2015 год, рублей (для различных возрастных групп)
Возраст | Тип местности | От 2 месяцев до 1 года | От 1 года до 3 лет | От 3 лет и старше |
Группа общеразвивающей направленности | городская | 33 687 | 25 265 | 20 212 |
сельская | 50 530 | 33 687 | 25 265 | |
Группа комбинированной направленности / общеразвивающей направленности с инклюзией детей с ОВЗ | городская | — | 25 265 | 20 212 |
сельская | — | 33 687 | 25 265 | |
Группа оздоровительной направленности (для детей с туберкулезной интоксикацией) | городская | 42 109 | 29 724 | 25 265 |
сельская | 50 530 | 33 687 | 25 265 |
Возраст | Тип местности | От 2 месяцев до 1 года | От 1 года до 3 лет | От 3 лет и старше |
Группа оздоровительной направленности (иная) | городская | 42 109 | 29 724 | 25 265 |
сельская | 50 530 | 33 687 | 25 265 | |
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи/ для слабовидящих детей / для детей с амблиопией, косоглазием / для детей с задержкой психического развития / для детей с умственной отсталостью легкой степени | городская | — | 84 217 | 50 530 |
сельская | — | 84 217 | 50 530 | |
Группа компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи | городская | — | — | 42 109 |
сельская | — | — | 42 109 | |
Группа компенсирующей направленности для глухих детей / для слепых детей | городская | — | 84 217 | 84 217 |
сельская | — | 84 217 | 84 217 | |
Группа компенсирующей направленности для слабослышащих детей / для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата | городская | — | 84 217 | 63 163 |
сельская | — | 84 217 | 63 163 | |
Группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени | городская | — | — | 63 163 |
сельская | — | — | 63 163 | |
Группа компенсирующей направленности для детей с аутизмом | городская | — | — | 101 061 |
сельская | — | — | 101 061 | |
Группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) | городская | — | 101 061 | 101 061 |
сельская | — | 101 061 | 101 061 | |
Группа компенсирующей направленности для детей с иными ОВЗ | городская | — | 50 530 | 33 687 |
сельская | — | 50 530 | 33 687 |
СО К) |
Для учета особенностей реализации Программы в конкретной Организации с определенным количеством групп рекомендуется осуществлять коррекцию представленных нормативов затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда административно-управленческих и обслуживающих работников, участвующих в реализации Программы, используя приведенное ниже значение коэффициента:
3,08 —для воспитанников, посещающих организации с одной группой;
1,54—для воспитанников, посещающих организации с двумя группами;
1,13 —для воспитанников, посещающих организации с 3-4 группами;
1,0 —для воспитанников, посещающих организации с 5-7 группами;
0,82 —для воспитанников, посещающих организации с 8-11 группами;
со СО |
0,63 —для воспитанников, посещающих организации с 12 и более группами.
Таблица 10. Значение регионального корректирующего коэффициента к нормативам на оплату труда для отдельных субъектов РФ
|
Наименование субъекта РФ | Значение коэффициента |
Новосибирская область | 0,89 |
Омская область | 0,84 |
Оренбургская область | 0,73 |
Орловская область | 0,64 |
Пензенская область | 0,73 |
Пермский край | 0,82 |
Приморский край | 1,03 |
Псковская область | 0,68 |
Республика Адыгея | 0,62 |
Республика Алтай | 0,68 |
Республика Башкортостан | 0,78 |
Республика Бурятия | 0,88 |
Республика Дагестан | 0,53 |
Республика Ингушетия | 0,68 |
Республика Калмыкия | 0,58 |
Республика Карелия | 0,95 |
Республика Коми | 1,27 |
Республика Крым | 0,64 |
Республика Марий Эл | 0,61 |
Республика Мордовия | 0,56 |
Республика Саха (Якутия) | 1,51 |
Республика Северная Осетия — Алания | 0,62 |
Республика Татарстан | 0,88 |
Республика Тыва | 0,87 |
Республика Хакасия | 0,88 |
Ростовская область | 0,72 |
Рязанская область | 0,73 |
Самарская область | 0,79 |
Санкт-Петербург | 1,26 |
Саратовская область | 0,71 |
Сахалинская область | 1,68 |
Свердловская область | 0,97 |
Севастополь | 0,69 |
Смоленская область | 0,69 |
Ставропольский край | 0,70 |
Тамбовская область | 0,64 |
Наименование субъекта РФ | Значение коэффициента |
Тверская область | 0,77 |
Томская область | 1,04 |
Тульская область | 0,76 |
Тюменская область | 1,08 |
Удмуртская Республика | 0,70 |
Ульяновская область | 0,65 |
Хабаровский край | 1,17 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 1,95 |
Челябинская область | 0,86 |
Чеченская Республика | 0,69 |
Чувашская Республика | 0,65 |
Чукотский автономный округ | 2,37 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 2,44 |
Ярославская область | 0,78 |
ГЛОССАРИЙ
Дошкольная педагогика и психология
Амплификация развития — максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования — обеспечение множественности отличающихся между собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Вариативность содержания образовательных программ — обеспечение разнообразия примерных основных образовательных программ.
Взрослые — родители (законные представители), педагогические и иные работники образовательной организации.
Государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Государственные гарантии уровня и качества образования — единство обязательных требований к минимальному содержанию, условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения на всей территории Российской Федерации.
Дошкольная образовательная организация — тип образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми. Дошкольная образовательная организация вправе также реализовывать дополнительные общеразвивающие программы.
Единство образовательного пространства — обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.
Зона ближайшего развития — уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.
Индивидуализация образования — построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Межведомственное взаимодействие — партнерство, направленное на обеспечение качественного образования отдельных государственных структур, семей, бизнеса, институтов гражданского общества.
Образовательная область — структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.
Образовательная среда — совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность — организации (государственные и частные), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании лицензии деятельность по реализации образовательных программ.
Основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Основная образовательная программа дошкольного образования — комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры), организационно-педагогических условий и иных компонентов, самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Особые образовательные потребности — индивидуальные потребности конкретного обучающегося, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.
Отношения в сфере образования — общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
Парциальная образовательная программа — программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
Педагогическая диагностика — оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам относятся: воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, старший педагог дополнительного образования, старший воспитатель, учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации — обучение, направленное на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для осуществления деятельности по реализации образовательных программ.
Преемственность основных образовательных программ — преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Примерная основная образовательная программа — программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Разрабатывается на основе ФГОС ДО.
Психологическая диагностика — выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.
Равенство возможностей — обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Разнообразие детства — многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями.
Ранняя помощь — семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.
Самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Социальная ситуация развития — сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.
Социокультурная среда — конкретное, непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества.
Учебно-методический комплекс — система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
Федеральные государственные требования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года) — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и / или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Инклюзивное образование
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до 3 лет) при сохранном слухе и интеллекте. При алалии имеются нарушения звукопроизношения, различения звуков на слух и др.
Анамнез — совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.
Асинхрония — рассогласование, отсутствие совпадения по времени, например, в развитии или в угасании определенных функций.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражениями головного мозга.
Вербальное общение — использование в качестве знаковой системы человеческой речи, естественного звукового языка, т. е. системы фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.
Визуальная информация — информация, воспринимаемая органами зрения (текстовая, числовая и графическая).
Глухие (неслышащие) дети — дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, при котором нарушено звукопроизношение, речевое дыхание, голос, просодика (мелодико-интонационные и темпо-ритмические характеристики речи).
Дисфункция — нарушение деятельности.
Задержка психического развития (ЗПР) — временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций (сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).
Заикание — нарушение темпо-ритмической стороны речи, проявляющееся в невозможности плавного высказывания из-за судорог мышц речевого аппарата.
Инвалидность — утрата или ограничение возможности принимать участие в жизни общества наравне с другими людьми вследствие физических, психических или социальных факторов.
Индивидуальный учебный план — план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Интегрированное обучение — совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, в учреждениях общей системы образования с использованием специальных средств, методов обучения.
Интеллектуальное развитие — познавательная деятельность человека, общая способность к познанию окружающего.
Коммуникативные навыки — навыки общения: невербальные (мимика, жесты, поза, интонация и др.) и вербальные (человеческая речь).
Кохлеарная имплантация — вживление электродных систем во внутреннее ухо лицам с нарушениями слуха с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферентных волокон слухового нерва.
Минимальное нарушение слуха — пограничное с нормой, временное или стойкое, незначительное снижение остроты слуха (на 15-25 дБ), отрицательно влияющее на развитие высших психических функций.
Ограничение возможностей здоровья — любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную или иную деятельность и препятствующие получению образования без создания специальных условий, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией.
Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа.
Перцепция — в современной психологии то же, что восприятие.
Ранняя коррекционная помощь — система раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка от рождения до 3 лет, предполагающая широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с ОВЗ, в процессе согласованной деятельности специалистов разного профиля. Осуществляется по «линиям развития» (познавательное, речевое, социальное, двигательное).
Расстройства аутистического спектра — совокупность психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникации, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное расщелинами губы и неба.
Слабовидящие дети — дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций.
Слабослышащие дети — дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития (дети с понижением слуха от 15-20 дБ до 75 дБ).
Слепые (незрячие) дети — дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков).
Специальные условия образования — специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.
Тяжелое нарушение речи — системное недоразвитие всех компонентов речи (лексического, грамматического, фонетико-фонематического строя речи).
Умственная отсталость — стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой сферы и поведения, обусловленное органическим поражением коры головного мозга.