Для РФ на 2015 год, рублей (для различных возрастных групп)

Возраст Тип местности От 2 месяцев до 1 года От 1 года до 3 лет От 3 лет и старше
Группа общеразвивающей направленности городская 33 687 25 265 20 212
сельская 50 530 33 687 25 265
Группа комбинированной направленности / общеразвивающей направленности с инклюзией детей с ОВЗ городская 25 265 20 212
сельская 33 687 25 265
Группа оздоровительной направленности (для детей с туберкулезной интоксикацией) городская 42 109 29 724 25 265
сельская 50 530 33 687 25 265


Возраст Тип местности От 2 месяцев до 1 года От 1 года до 3 лет От 3 лет и старше
Группа оздоровительной направленности (иная) городская 42 109 29 724 25 265
сельская 50 530 33 687 25 265
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи/ для слабовидящих детей / для детей с амблиопией, косоглазием / для детей с задержкой психического развития / для детей с умственной отсталостью легкой степени городская 84 217 50 530
сельская 84 217 50 530
Группа компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи городская 42 109
сельская 42 109
Группа компенсирующей направленности для глухих детей / для слепых детей городская 84 217 84 217
сельская 84 217 84 217
Группа компенсирующей направленности для слабослышащих детей / для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата городская 84 217 63 163
сельская 84 217 63 163
Группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени городская 63 163
сельская 63 163
Группа компенсирующей направленности для детей с аутизмом городская 101 061
сельская 101 061
Группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) городская 101 061 101 061
сельская 101 061 101 061
Группа компенсирующей направленности для детей с иными ОВЗ городская 50 530 33 687
сельская 50 530 33 687
СО К)

Для учета особенностей реализации Программы в конкретной Организации с определенным количеством групп рекомендуется осуществлять коррекцию представленных нормативов затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда административно-управленческих и обслуживающих работников, участвующих в реализации Программы, используя приведенное ниже значение коэффициента:

3,08 —для воспитанников, посещающих организации с одной группой;

1,54—для воспитанников, посещающих организации с двумя группами;

1,13 —для воспитанников, посещающих организации с 3-4 группами;

1,0 —для воспитанников, посещающих организации с 5-7 группами;

0,82 —для воспитанников, посещающих организации с 8-11 группами;

со СО

0,63 —для воспитанников, посещающих организации с 12 и более группами.


Таблица 10. Значение регионального корректирующего коэффициента к нормативам на оплату труда для отдельных субъектов РФ
Наименование субъекта РФ Значение коэффициента
Алтайский край 0,61
Амурская область 1,01
Архангельская область 0,98
Астраханская область 0,73
Белгородская область 0,78
Брянская область 0,63
Владимирская область 0,68
Волгоградская область 0,73
Вологодская область 0,87
Воронежская область 0,75
Еврейская автономная область 0,96
Забайкальский край 0,91
Ивановская область 0,65
Иркутская область 0,98
Кабардино-Балкарская Республика 0,62
Калининградская область 0,83
Калужская область 0,90
Камчатский край 1,62
Карачаево-Черкесская Республика 0,58
Кемеровская область 0,90
Кировская область 0,64
Костромская область 0,64
Краснодарский край 0,83
Красноярский край 1,09
Курганская область 0,65
Курская область 0,70
Ленинградская область 1,01
Липецкая область 0,73
Магаданская область 1,97
Москва 1,81
Московская область 1,23
Мурманская область 1,37
Ненецкий автономный округ 2,19
Нижегородская область 0,79
Новгородская область 0,80

Наименование субъекта РФ Значение коэффициента
Новосибирская область 0,89
Омская область 0,84
Оренбургская область 0,73
Орловская область 0,64
Пензенская область 0,73
Пермский край 0,82
Приморский край 1,03
Псковская область 0,68
Республика Адыгея 0,62
Республика Алтай 0,68
Республика Башкортостан 0,78
Республика Бурятия 0,88
Республика Дагестан 0,53
Республика Ингушетия 0,68
Республика Калмыкия 0,58
Республика Карелия 0,95
Республика Коми 1,27
Республика Крым 0,64
Республика Марий Эл 0,61
Республика Мордовия 0,56
Республика Саха (Якутия) 1,51
Республика Северная Осетия — Алания 0,62
Республика Татарстан 0,88
Республика Тыва 0,87
Республика Хакасия 0,88
Ростовская область 0,72
Рязанская область 0,73
Самарская область 0,79
Санкт-Петербург 1,26
Саратовская область 0,71
Сахалинская область 1,68
Свердловская область 0,97
Севастополь 0,69
Смоленская область 0,69
Ставропольский край 0,70
Тамбовская область 0,64

Наименование субъекта РФ Значение коэффициента
Тверская область 0,77
Томская область 1,04
Тульская область 0,76
Тюменская область 1,08
Удмуртская Республика 0,70
Ульяновская область 0,65
Хабаровский край 1,17
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 1,95
Челябинская область 0,86
Чеченская Республика 0,69
Чувашская Республика 0,65
Чукотский автономный округ 2,37
Ямало-Ненецкий автономный округ 2,44
Ярославская область 0,78

ГЛОССАРИЙ

Дошкольная педагогика и психология

Амплификация развития — максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.

Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования — обеспечение множественности отличающихся между собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществля­ющих образовательную деятельность.

Вариативность содержания образовательных программ — обеспече­ние разнообразия примерных основных образовательных программ.

Взрослые — родители (законные представители), педагогические и иные работники образовательной организации.

Государственное (муниципальное) задание — документ, устанавли­вающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и ре­зультатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Государственные гарантии уровня и качества образования — единство обязательных требований к минимальному содержанию, условиям реали­зации основных образовательных программ и результатам их освоения на всей территории Российской Федерации.

Дошкольная образовательная организация — тип образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельнос­ти по реализации основных общеобразовательных программ дошколь­ного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми. Дошкольная образовательная организация вправе также реализовывать дополнительные общеразвивающие программы.

Единство образовательного пространства — обеспечение единых усло­вий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.

Зона ближайшего развития — уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.

Индивидуализация образования — построение образовательного про­цесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Межведомственное взаимодействие — партнерство, направленное на обеспечение качественного образования отдельных государственных структур, семей, бизнеса, институтов гражданского общества.

Образовательная область — структурная единица содержания об­разования, представляющая определенное направление развития и образования детей.

Образовательная среда — совокупность условий, целенаправленно со­здаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность — ор­ганизации (государственные и частные), а также индивидуальные пред­приниматели, осуществляющие на основании лицензии деятельность по реализации образовательных программ.

Основная образовательная программа — учебно-методическая доку­ментация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дис­циплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определен­ной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Основная образовательная программа дошкольного образования — комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, со­держание, целевые ориентиры), организационно-педагогических условий и иных компонентов, самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Особые образовательные потребности — индивидуальные потребности конкретного обучающегося, связанные с его жизненной ситуацией и состоя­нием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

Отношения в сфере образования — общественные отношения, возни­кающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Парциальная образовательная программа — программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образо­вательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

Педагогическая диагностика — оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педа­гогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в тру­довых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образова­тельную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педаго­гическим работникам относятся: воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, старший педагог дополнительного образования, старший воспитатель, учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квали­фикации — обучение, направленное на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для осуществления деятельности по реализации образовательных программ.

Преемственность основных образовательных программ — преемс­твенность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

Примерная основная образовательная программа — программа, на­правленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Разрабатывается на основе ФГОС ДО.

Психологическая диагностика — выявление и изучение индивидуаль­но-психологических особенностей детей.

Равенство возможностей — обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Развивающая предметно-пространственная среда — часть образова­тельной среды, представленная специально организованным пространс­твом (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здо­ровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Разнообразие детства — многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными осо­бенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, рели­гиозными, экономическими и другими особенностями.

Ранняя помощь — семейно-ориентированная комплексная психоло­го-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспи­тывающим таких детей.

Самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как пери­ода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Социальная ситуация развития — сложившаяся система взаимоот­ношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.

Социокультурная среда — конкретное, непосредственно данное каж­дому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества.

Учебно-методический комплекс — система нормативной и учебно-ме­тодической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.

Федеральные государственные требования (Приказ № 655 от 23 но­ября 2009 года) — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Федеральный государственный образовательный стандарт до­школьного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) — со­вокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и / или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осущест­вляющим функции по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в сфере образования.

Инклюзивное образование

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ (в том числе с ин­валидностью), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы в со­ответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения головного мозга во внутриутробном или раннем периоде раз­вития ребенка (до 3 лет) при сохранном слухе и интеллекте. При алалии имеются нарушения звукопроизношения, различения звуков на слух и др.

Анамнез — совокупность сведений, получаемых при медицинском об­следовании путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.

Асинхрония — рассогласование, отсутствие совпадения по времени, например, в развитии или в угасании определенных функций.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная пораже­ниями головного мозга.

Вербальное общение — использование в качестве знаковой системы человеческой речи, естественного звукового языка, т. е. системы фоне­тических знаков, включающую два принципа: лексический и синтакси­ческий.

Визуальная информация — информация, воспринимаемая органами зрения (текстовая, числовая и графическая).

Глухие (неслышащие) дети — дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, при кото­ром нарушено звукопроизношение, речевое дыхание, голос, просодика (мелодико-интонационные и темпо-ритмические характеристики речи).

Дисфункция — нарушение деятельности.

Задержка психического развития (ЗПР) — временное отставание раз­вития психики в целом или отдельных ее функций (сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).

Заикание — нарушение темпо-ритмической стороны речи, проявля­ющееся в невозможности плавного высказывания из-за судорог мышц речевого аппарата.

Инвалидность — утрата или ограничение возможности принимать участие в жизни общества наравне с другими людьми вследствие физи­ческих, психических или социальных факторов.

Индивидуальный учебный план — план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образова­нию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Интегрированное обучение — совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, в учреждениях общей системы образования с использованием специальных средств, методов обучения.

Интеллектуальное развитие — познавательная деятельность человека, общая способность к познанию окружающего.

Коммуникативные навыки — навыки общения: невербальные (мимика, жесты, поза, интонация и др.) и вербальные (человеческая речь).

Кохлеарная имплантация — вживление электродных систем во внут­реннее ухо лицам с нарушениями слуха с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферен­тных волокон слухового нерва.

Минимальное нарушение слуха — пограничное с нормой, временное или стойкое, незначительное снижение остроты слуха (на 15-25 дБ), от­рицательно влияющее на развитие высших психических функций.

Ограничение возможностей здоровья — любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо от­клонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способ­ности или возможности осуществлять бытовую, социальную или иную деятельность и препятствующие получению образования без создания специальных условий, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией.

Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа.

Перцепция — в современной психологии то же, что восприятие.

Ранняя коррекционная помощь — система раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка от рож­дения до 3 лет, предполагающая широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с ОВЗ, в процессе согласованной деятельности специалистов разного профиля. Осуществляется по «линиям развития» (познавательное, речевое, социальное, двигательное).

Расстройства аутистического спектра — совокупность психологичес­ких характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникации, а также жес­тко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обус­ловленное расщелинами губы и неба.

Слабовидящие дети — дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций.

Слабослышащие дети — дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития (дети с понижением слуха от 15-20 дБ до 75 дБ).

Слепые (незрячие) дети — дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с примене­нием очков).

Специальные условия образования — специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специаль­ные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обес­печивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизне­деятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.

Тяжелое нарушение речи — системное недоразвитие всех компонентов речи (лексического, грамматического, фонетико-фонематического строя речи).

Умственная отсталость — стойкое, необратимое нарушение познава­тельной деятельности, а также эмоционально-волевой сферы и поведения, обусловленное органическим поражением коры головного мозга.


Наши рекомендации